Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
Образование является важнейшим показателем социального статуса инвалида, его получение является неотъемлемым правом, закрепленным в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24.11.1995). Начиная с 1990-х годов XX века образовательная политика в отношении инвалидов существенно изменяется, принимаются новые нормативные акты: Национальная доктрина образования в РФ (2000), приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов»; Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года); вносятся изменения в Федеральные законы, в том числе в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (01.03.2008).
Обеспечение равных возможностей в получении образования для молодых инвалидов является составной частью реализации принципов их независимой жизни. В тоже время, система непрерывного профессионального образования для инвалидов, не всегда соответствует потребностям рынка труда. Это вызывает трудности при трудоустройстве молодых людей с ограниченными возможностями.
Под профессиональным образованием инвалидов понимают систему и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Такое образование делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с людьми, не имеющими ограничений жизнедеятельности.
В сфере профессионального образования молодых людей с ограниченными возможностями в настоящее время существует несколько форм обучения, позволяющих обеспечить приобретение знаний, навыков и умений в избранной области трудовой деятельности. Среди них различают систематическое (длительное) обучение, позволяющее полностью освоить необходимый, в соответствии с образовательными стандартами, объем знаний, и курсовое обучение, которое отличается краткосрочностью и предоставляет учащемуся возможность освоения какой-либо специальности, повышения квалификации и освоения новой специальности в рамках имеющегося профессионального образования.
Право инвалидов на получение общедоступного, бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2000 №751.
В 2003 году была принята Концепция профессионального образования инвалидов, в разработке которой активное участие приняли представители центральных правлений всероссийских обществ глухих, слепых инвалидов, Института коррекционной педагогики РАО.
В процессе реализации Федеральной программы развития образования (направление «Доступность образования для лиц с отклонениями в развитии»), которая была принята в 2005 году, была укреплена материальная база федеральных и окружных учебно-методических центров по работе с молодыми инвалидами, в 11 вузах оборудованы специализированные аудитории, адаптированные для обучения инвалидов, в 16 колледжах и техникумах установлено медико-диагностическое оборудование и спортивно-оздоровительные тренажеры, в 10 учреждениях начального профессионального образования оборудованы мастерские.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» от 23 декабря 2005 года № 803 предусмотрено внедрение специальных повышенных нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех уровней образования.
Получение образования молодыми инвалидами осуществляется в специализированных учреждениях, а также в учреждениях общего, начального, среднего и высшего образования.
Молодые инвалиды, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляется бесплатное питание, проживание в общежитии, ежемесячно начисляется академическая стипендия (при успешной сдачи экзаменационных испытаний) и социальная стипендия независимо от результатов обучения. Кроме всего, молодые люди в соответствии с социальными или медицинскими показаниями обеспечиваются транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение.
С учетом потребностей и возможностей инвалидов учебные планы учреждений профессионального образования включают в себя целый ряд специфических дисциплин, направленных на адаптацию инвалидов к учебному процессу, овладения им современными средствами коммуникации и необходимыми знаниями медико-технической и медико-социальной реабилитации, основами психологии.
В настоящее время в качестве приоритетного направления модернизации системы образования инвалидов, позволяющего эффективно решать проблемы их социальной адаптации, рассматривается развитие интегрированного образования, предполагающего организацию обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Министерство образования и науки РФ приняло ряд нормативных актов, регулирующих порядок проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний при поступлении в начальные и средние специальные учебные заведения. В этих актах отражены особенности получения образования молодыми инвалидами, включая предоставление им права выбора формы проведения аттестации и поступления в колледж, училище и т.д., а также создание специальных условий при сдаче ими экзаменов.
В последние годы началось внедрение инклюзивного обучения, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке молодых людей с ограниченными возможностями. В 2008 году Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов (2006г.), которая предусматривает не только создание для них безбарьерной среды, но и обеспечивает их права на образование и полноценное участие в общественной жизни. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого разрабатываются специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации молодых инвалидов в образовательном учреждении. Инклюзивное образование для инвалидов зафиксировано в основных нормативных документах по защите прав инвалидов в сфере образования.
Важным направлением адаптации молодых инвалидов к полноценной жизни в сфере получения образования является создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего образования, которое возможно при адекватном использовании компенсаторных механизмов зрения, осязания, обоняния, слуха, при планировочном и конструктивном решении организации учебного места инвалида и путей передвижения к нему. Учебное место инвалида должно быть обеспечено комфортными условиями для выполнения заданий; его площадь должна соответствовать выполняемым видам учебных заданий, давать возможность размещения необходимого инструментария, компьютерной и иной техники, а также, в случае необходимости, возможность обслуживания такого места специалистам; освещенность учебных мест инвалида должна включать: достаточный уровень; равномерность распределения светового потока (или яркости) в поле зрения; ограничение слепящего действия источников света; соблюдение допустимых соотношений между яркостями рабочей поверхности и окружающего фона; постоянство освещения во времени и устранение резких теней; мебель учебных мест для инвалидов (столы, стеллажи, шкафы) должна соответствовать антропометрическим данным учащегося. Высота рабочей поверхности стола, в зависимости от роста человека, должна соответствовать определенным ГОСТом параметрам.
При проектировании учебного места инвалида с поражениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать параметры оперативного поля, доступного им при условии фиксированного положения тела. Для инвалидов с нарушением слуха к столам должна подключаться сурдотехническая аппаратура. Наиболее тщательно следует разрабатывать искусственное освещение помещений и рабочих столов для инвалидов с остаточным зрением. Оно всегда предусматривается общее и местное. В качестве источников общего освещения следует использовать светильники с лампами накаливания, допускается применение потолочных люминесцентных светильников. Все представленные требования к образовательным учреждениям подчинены одной цели – созданию социально-реабилитационной среды, условий для реализации реабилитационного потенциала молодых инвалидов к обучению, к получению профессиональных знаний.
Важной ступенью непрерывного профессионального образования молодого инвалида является обучение в вузе. Оно нацелено на решение важнейших задач: сохранения и приумножения культурного наследия общества, развития ценностных ориентаций личности на ответственном этапе ее формирования, достижения высокого уровня готовности к труду и профессиональной деятельности, ее модификации в постоянно меняющихся условиях. Государственный национальный проект «Образование», реализуемый в России, направлен на поиск новых форм, средств, способов модернизации высшей школы в контексте Болонского процесса при переходе на двухуровневую систему образования. При этом актуальным остается вопрос доступности высшего образования для всех категорий населения, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Однако для многих граждан потенциальная способность к получению высшего образования и дальнейшей профессиональной деятельности сочетается с их ограниченными возможностями. В настоящее время право молодых инвалидов на получение образования декларируется Конституцией и иными законами и формально никем не оспаривается.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 от 22 августа 1996г. (ред. от 20.04.2007) вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения принимаются инвалиды I и II групп, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в высших учебных заведениях. Однако практическая реализация права молодых инвалидов на образование сопряжена со многими проблемами. В частности, нерешенным остается вопрос, в каких учебных заведениях должны получать инвалиды высшее образование? Несмотря на номинальное право инвалидов поступать в любой государственный вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, очевидно, что для практической реализации этого права учебные заведения должны быть специально оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Кроме того, нужно решить ряд социальных и медицинских проблем. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является создание специализированных вузов, предназначенных исключительно для учебы инвалидов. Аргументы "за" и "против" их обучения в специализированных вузах можно сгруппировать по нескольким основным группам: экономические возможности; организация учебного процесса; решение социально-бытовых проблем; вопросы психологической адаптации; перспективы трудоустройства; вопросы защиты прав и достоинства студентов-инвалидов.
В России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, позволяющие вузам получить целевое финансирование на укрепление материально-технической базы учреждений, в которых получают высшее образование инвалиды. Это позволяет увеличить прием людей с ограниченными возможностями в вузы, расширить количество и вариативность образовательных программ, в том числе гуманитарного профиля.
В качестве приоритетного направления модернизации системы образования инвалидов, позволяющего эффективно решать проблемы их социальной адаптации, рассматривается развитие интегрированного образования, предполагающего организацию обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Как показывают статистические данные молодые инвалиды, получившие высшее профессиональное образование в условиях интегрированного обучения, имеют занятость, превышающую 60%. В этой связи учреждения высшего профессионального образования призваны выполнять важную роль в обеспечении профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности, проводить комплексную работу по обеспечению условий доступности высшего образования для инвалидов. Высшее образование можно считать доступным тогда, когда основными условиями, обеспечивающими возможность инвалида включиться в систему высшего образования и успешно пройти ее до конца, являются наличие формально определенного достигнутого образовательного и квалификационного уровня, а также желание и способность личности к познавательной деятельности и развитию на уровне программ высшего профессионального образования.
В процессе развития системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выявилась необходимость разработки и использования новых и освоения известных интенсивных технологий обучения. Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимают особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренных государственными образовательными стандартами; реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения; создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
Основными ограничениями для данной категории граждан являются коммуникация и доступ к информации. В этой связи ведущую роль призваны выполнять интенсивные технологии обучения, к которым можно отнести компьютерные технологии; технологии проблемной ориентации; технологии "гувернерского" обучения; технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект); технологии дифференциации содержания обучения; мультимедийные технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения.
Решить проблемы, возникающие перед людьми с ограниченными возможностями здоровья поможет более активное использование дистанционного образования. Необходимым условием для него является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии интернет-образования, необходима разработка принципов конструирования учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения молодых людей с ограниченными возможностями.
Доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями, может способствовать деятельность специалистов по социальной работе, которые призваны помогать реализовывать в обществе принципы партнерства и соучастия в отношении людей с ограниченными возможностями.
Важно, чтобы в высших учебных заведениях была организована социальная помощь лицам с ограниченными возможностями. Эту деятельность курируют отделы социальной работы, которые защищают права студентов на социальное обеспечение и поддержку. Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом во всех высших учебных заведениях Российской Федерации предусматриваются специальные условия для поступления людей с ограниченными возможностями. В частности, дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16). Лицам с ограниченными возможностями на вступительных экзаменах в вуз предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы (Письмо Министерства образования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования").
Во время обучения в вузе лица с ограниченными возможностями обучающиеся на дневном отделении (очная форма обучения) получают дополнительно к академической социальную стипендию. Ее размер определяется вузом, но не может быть меньше полуторного размера стипендии установленного государством. Для получения государственной социальной помощи – социальной стипендии студент с инвалидностью ежегодно предоставляет справку из органа социальной защиты населения по месту жительства. Выплата социальной стипендии приостанавливается при наличии задолженности по экзаменационной сессии. Однако после ее ликвидации выплаты возобновляются.
Студенту с ограниченными возможностями может быть оказана единовременная материальная помощь. Решение о ее предоставлении принимает руководитель учебного заведения по личному заявлению студента (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16). Кроме этого, высшим учебным заведениям рекомендовано освобождать инвалидов I и II группы, которые учатся в этих учебных заведениях, от оплаты за проживание в общежитиях (Письмо Госкомвуза РФ «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги» от 18 августа 1994 г. № 19-36-93 ин/19-10).
На оказание помощи студентам-инвалидам очной формы обучения выделяются дополнительные средства за счет федерального и муниципального бюджетов в размере пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах соответствующих бюджетов. Кроме всего имеются специальные дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами-инвалидами, их санаторно-курортного лечения и отдыха.
Важно и то, что таким студентам выдается доплата на питание, а также предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз. Иногородним студентам-инвалидам предоставляется также право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно или автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения; студентам-инвалидам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, - авиационным транспортом один раз в год туда и обратно. Размер выплачиваемого студентам-инвалидам, обучающимся по очной форме обучения и оставшимся без попечения родителей, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей равен 3-х месячной стипендии.
О положительных тенденциях в системе профессионального образования молодых инвалидов свидетельствуют данные о трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений из числа лиц с ограниченными возможностями. Например, по данным Костромского областного совета по обеспечению мер социальной поддержки инвалидов отмечается рост количества выпускников специальных (коррекционных) учреждений, желающих получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование ( 2008г. – 171чел., 2009г. – 186чел.). Ежегодно увеличивается (с 496чел. в 2008г. до 562чел. в 2009г.) количество студентов-инвалидов в учреждениях профессионального образования. Молодые инвалиды выбирают обучение по широкому спектру профессий и специальностей как гуманитарного, так и технического профиля, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Для более эффективного профессионального образования и полноценной профессиональной реабилитации с учетом особенностей различного контингента инвалидов органами образования используется создание специализированных учебных мест в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; выстраивается эффективная система взаимодействия учреждений профессионального образования со службами занятости; развивается система профессиональной ориентации молодых людей с ограниченными возможностями.
Анализ сложившейся системы социальной работы с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования позволяет говорить о необходимости реализации принципа его доступности, а также разработке и внедрении усовершенствованных форм и методов социальной помощи и поддержки инвалидов. Перспективы практики социальной работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями связаны с развитием инклюзивного и интегригорованного образования.