Виды актов толкования норм права в Российской Федерации
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным.
Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определённую структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).
По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального.
Акты нормативного толкования распространяют своё действие на неопределённый круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.
Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.
В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).
Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.
Классификация актов толкования норм права представляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по различным основаниям: по форме, по наименованию, по юридической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования. Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы. Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права. Акты-документы - это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое письменное толкование является нормативным документом, это могут быть письма, мемуары, научная литература на правовые темы. Юридическим документом является такой акт толкования, который издан уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики. Отсюда и происходит деление актов на разъяснения и юридические документы. Существуют ещё устные акты толкования. Это могут быть ответы на вопросы граждан, даваемые на личных приёмах, проводимых представителями органов власти. Их преимуществом является оперативность и свободная форма изложения.
Классифицируя акты официального толкования по наименованию, следует выделить указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из них закреплены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию органов, другие – нет, что создаёт трудности в систематизации правовых актов.
Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д. По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы государственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридической силы: разъяснения конституционных законов, обыкновенных текущих законов, подзаконные нормативные акты.
Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяется периодом действия разъясняемой нормы, также существуют акты, рассчитанные на определённый период действия. Есть акты, которые могут изменяться в течение определённого времени, например, разъяснения пленума Верховного Суда РФ.
По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:
- акты толкования гипотезы нормы права;
- акты толкования диспозиции нормы права;
- акты толкования санкции нормы права;
- комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов;
По сфере действия акты толкования подразделяются на:
· разъяснения, действующие на территории всего государства (разъяснения Верховного Суда);
· разъяснения, имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;
· разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те ведомственная подчинённость;
Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл, вложенный законодателем. Существуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. Поэтому существует буквальное (распространённое), расширительное и ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются буквально с целью предотвратить намеренное искажение государственной воли. Поводом для отступления от буквального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права. Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом источника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "буквы" законодательства. Толкование является расширительным, когда действительный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но её надо толковать шире: существующих в государстве. Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже, чем это выражено в словесном тексте. Расширительное и ограничительное толкования опасны нарушением законности, поэтому законодатель в некоторых нормах права не допускает их расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, не может быть истолкована расширительно и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие ответственность.
Акты толкования органов государственной власти. В РФ официальное толкование даётся законодательными государственными органами, имеющими полномочия осуществлять толкование действующего законодательства. Ими являются: Конституционный Суд РФ, правительство РФ, министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд и соответствующие органы субъектов Федерации. Пленум Верховного Суда РФ может разъяснять вопросы для нужд судебной практики. Акты толкования высших органов государственной власти обязательны для исполнения всеми органами. СССР прекратил своё существование, но акты толкования, изданные его органами, юридическая практика на их основе продолжают определять правоприменительную практику. Это указы и постановления президиума Верховного Совета, руководящие разъяснения пленума Верховного Суда СССР. Если нормативный акт расходится с актом ведомственного характера, то побеждает акт с высшей юридической силой. Различают акты, устанавливающие новые правовые нормы, и акты, в которых истолковывается смысл ранее установленных правовых норм. Сейчас больше акты толкования выполняются в виде постановлений. Анализ правовых норм, содержащихся в актах толкования высших органов государственной власти, даёт вывод, что они носят подзаконный характер и не противоречат действующему законодательству. Большинство из них устанавливается на основе уточнения, развития и детализации норм законов. Поэтому органы, имеющие право нормотворчества, используют толкование, как приём уточнения мысли в законодательном акте. Большое место в актах толкования высших органов государственной власти занимают положения, устанавливающие порядок применения правовых норм, путём детализации самого правоприменительного процесса. Также они дают указания в отношении сферы деятельности законодательного акта. Акты толкования Президиума Верховного Совета РФ и президиумов верховных советов субъектов РФ можно разделить на две группы:
1. Разъяснения по законам, вступающим в силу, и о порядке применения новых правовых норм. Их задача заключается в предупреждении возможного неправильного применения вновь установленных правовых норм.
2. Разъяснения в связи с возникшими трудностями применения уже действующих нормативных актов. Эти разъяснения осуществляются в связи с запросами или представлениями компетентных органов. Процесс создания акта толкования можно условно разделить на пять стадий:
o праворазъяснительная инициатива;
o проверка в необходимости дачи разъяснений;
o выработка проекта разъяснения;
o принятие или утверждение разъяснения;
o его опубликование;
Публикации осуществляются на основе соответствующих нормативных актов. Опубликование (обнародование) закона означает доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное опубликование закона.
Официальное опубликование закона - самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени правотворческого органа для всеобщего сведения полного и точного текста принятого закона путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании. Впоследствии на это издание можно сослаться в сводах и собраниях законодательства, в актах применения норм права, печатных работах. При неофициальном опубликовании закона сообщение об издании нормативного акта или изложение его содержания осуществляются издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями и частными составителями. В РФ согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 года официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской Газете" или "Собрании законодательства РФ". Официальное опубликование должно производиться в течении 7 дней после дня подписания соответствующего закона Президентом РФ. Публикация в специальных юридических изданиях способствует более полному знакомству с действующим правом.
Акты толкования органов государственного управления. В систему органов государственного управления входят министерства, государственные комитеты, главные управления и другие ведомства. Акты по вопросам общественного характера, имеющим нормативное значение, оформляются в виде постановлений, а акты индивидуального значения – в виде распоряжений. Конкретизация и детализация законодательства осуществляемая высшими исполнительными и законодательными органами возможна после познания подлинного смысла правовой нормы. Следовательно, акты толкования органов государственного управления в процессе конкретизации и детализации общеспорных норм выражаются в уяснении и интерпретации смысла, вложенного в нормы, подлежащего дальнейшему развитию. Следует отметить, что значение толкования в деятельности органов государственного управления увеличивается тем больше, чем сильнее орган связан отношениями подчинённости. Министерства и ведомства, выполняющие функции отраслевого управления, дают обязательные указания подчинённым органам, рассылают распоряжения, инструктивные письма, записки. Министерства и ведомства постоянно сталкиваются с проблемой толкования норм права. Это обуславливается подзаконным характером правовой деятельности министерств и ведомств и необходимостью соответствия отраслевых правовых актов федеральным законам и указам президента и правительства. По форме акты толкования министерств и ведомств различны. Это могут быть инструкции, разъяснения, указания, письма. Они издаются для внутриведомственной практики. Анализируя содержание актов толкования норм права, издаваемых министерствами и ведомствами можно выделить в них:
- инструктивные положения;
- указания, связанные с конкретизацией правовых норм;
- положения, разъясняющие межведомственные правовые отношения;
В большинстве случаев ведомственные разъяснения имеют нормативный характер.
Акты толкования органов местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления выражается в виде таких правовых актов, как решения, распоряжения. Больше всего актов издают отделы социального обеспечения, это могут быть инструктивные и обзорные письма.
Акты толкования органов Госарбитража. Органы Госарбитража издают следующие акты толкования: инструктивные письма, обзоры, разъяснения, инструкции, мотивировочная часть правоприменительного акта. Содержание актов толкования Госарбитража показывает наличие следующих положений:
- напоминающих о действующем законодательстве;
- конкретизирующих и детализирующих отдельные правовые нормы и порядок их реализации;
- разъясняющих смысл права;
- служащих преодолению пробелов в правовом регулировании;
Ведомственный арбитраж разрешает преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, входящими в одно ведомство. Его акты толкования выходят в форме конструктивных писем и обобщения практики рассмотрения хозяйственных споров.
Акты толкования судебных органов. Акты толкования судебных органов играют значительную роль в судебной практике. Их можно классифицировать по предмету правового регулирования: разъяснения в области уголовного права, гражданского, трудового, семейного и т.д. По структурным элементам разъясняемых правовых норм: акты толкования гипотезы, диспозиции, санкции. По юридической силе обязательные и рекомендательные. По сфере действия – локальные и на всю юридическую судебную систему, те на совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему РФ входят суды трех категорий: обычные суды (суды общей компетенции и военные трибуналы), арбитражные суды и конституционные суды. Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Акты толкования городских и районных судов, вышестоящими судебными органами. Деятельность по толкованию норм права осуществляется районными и городскими судами в виде актов судебной юрисдикции, в виде определений, решений и приговоров. Толкование имеет подчинённый характер, т.к. даётся в пределах данного дела и выражается в форме мотивировочной части правоприменительного акта. Акты казуального характера в деятельности краевых, республиканских, областных судов наблюдается в двух вариантах:
1. В качестве судебных решений, приговоров и определений, которыми разрешается то или иное дело по существу.
2. В форме определений судебных коллегий второй инстанции, постановлений президиумов и пленумов судов. Акты толкования являются обязательными для нижестоящих судов. Указания, данные вышестоящими судами в форме толкования, являются обязательными для суда, которому они адресованы. Это закреплено нормами ГПК и УПК. Эти указания не нарушают принципа независимости судей. Юридическая аргументация адвоката по конкретному делу и прокурора, почти всегда, включает в себя анализ ранее рассмотренных вышестоящими судами аналогичных дел. Это способствует стабильности правоприменительной деятельности. Казуальное толкование сложных дел учитывается при обобщении судебной практики и используется при выработке руководящих постановлений пленумов Верховных Судов.
Обзоры судебной практики по гражданским и уголовным делам. К основным чертам обзоров судебной практики по гражданским и уголовным делам можно отнести то, что:
Ø они носят внутриведомственный характер, и их сфера деятельности ограничена компетенцией суда.
Ø они имеют характер управленческих актов. Нижним судам вменяется в обязанность или рекомендуется провести мероприятия по устранению недостатков, указанных в обзорах судебной практики.
Ø так как обзоры являются обобщением, то они носят общий характер, т.е. они включают в себя содержание, примеры неправильно разрешаемых дел, анализ ошибок, напоминание о действующем законодательстве, комментарии правовых норм.
Ø обзоры носят строго подзаконный характер. Обзоры направляются для сведения вышестоящим органом судебной системы. Значение в вопросе соблюдения законности играет прокурорский надзор.
Прокурорский надзор – это:
Ø надзор, осуществляемый органами прокуратуры за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
Ø надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Ø надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Ø надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера;
Судебно-прокурорские надзоры издаются и подписываются председателем областного, краевого, республиканского суда. Но на них ссылаться нельзя, так как они не являются источником права. Источники права – формы закрепления правовых норм. Основными видами источников права в современных правовых системах являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания).
Нормативно-правовые акты обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты и постановления, акты (органов) местного самоуправления. В РФ источниками права являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, имеющие нормативный характер, постановления высших федеральных судов, международные договоры и соглашения РФ, договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, конституции, уставы и другие нормативные акты субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления. Их значение по юридической силе стоит между актом казуального толкования и руководящими постановлениями пленумов Верховного Суда РФ. Пленум Верховного Суда РФ толкует законодательство только для судов. А Президиум Верховного Совета РФ (сейчас Федеральное Собрание) осуществляет толкование обязательное для всех субъектов правоотношений. Высшие органы судебной системы не вправе творить нормы материального права, но организационно-вспомогательные правила имеют нормативный характер. Они обязательны для любой судебной системы и распространяются на широкий круг общественных отношений. Содержание руководящих постановлений включает в себя:
· Разъяснение действующего законодательства. В результате формируется вытекающие из него логические выводы;
· Преодоление пробелов с использованием аналогии закона или права;
· Дополняют правила организационно-вспомогательного характера, которые регулируют процессуальную деятельность;
· Инструктивные указания;
Преодоление пробелов в законодательстве создаёт элементы разнобоя и противоречий в судебной практике. Они устраняются изданием руководящих разъяснений. Нормативные положения, содержащиеся в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, концентрируют в себе наиболее существенное из судебной практики для совершенствования законодательства. Положения организационно-вспомогательного характера регулируют вопросы подведомственности и подсудности. Они устанавливают последовательность процессуальных действий. Большая группа правил нормативного характера содержится в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ. Их составляют указания, определяющие основные направления судебной политики. Указаниями нормативного характера также являются напоминания нижестоящим судам о тех юридических нормах и законодательных актах, которые в силу юридических причин не используются в юридической практике. Такие напоминания преследуют цель правильной квалификации общественных отношений, являющихся предметом судебного разбирательства. Таким образом, содержащиеся в руководящих разъяснениях пленумов Верховного Суда указания можно разделить на:
- указания нормативного характера. Это организационно-вспомогательные правила общего характера, созданные пленумом Верховного Суда, и имеющие обязательное значение для низлежащих субъектов;
- указания, не обладающие свойствами нормативных положений, они имеют значение авторитетных рекомендаций.
Акты толкования органов прокуратуры. Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование и соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Основные черты актов толкования органов прокуратуры аналогичны чертам толкования судебных органов. Генеральная прокуратура издаёт указания, информационные письма и постановления коллегий прокуратуры РФ, обзоры практики прокурорского надзора. Указание – это юридический документ, в котором содержатся разъяснения смысла правовых норм и практики их реализации в деятельности органов прокуратуры. Указания касаются отдельных вопросов прокурорского надзора. Приказы Генеральной прокуратуры РФ доводят до работников прокуратуры наиболее важные нормативные акты высших органов государственной власти. Информационные письма аналогичны указаниям. Они служат для доведения до работников прокуратуры ошибок и недостатков их деятельности. В содержание информационных писем входят:
- описание отдельных казусов из юридической практики;
- выводы, оценки и предложения по совершенствованию прокурорского надзора.
Инструкции Генеральной прокуратуры РФ – это устанавливающие конкретизирующие внутриведомственные правила деятельности органов прокуратуры по подбору кадров, статистической отчётности, финансовой и хозяйственной деятельности. Постановления коллегий прокуратуры РФ и обзоры практики аналогичны информационным письмам. Они содержат анализ состояния прокурорского надзора. В правовых актах Генеральной прокуратуры содержатся следующие разъяснения:
- толкование смысла действующих правовых норм путём их логического развития, уточнения и объяснения;
- конкретизация правовых предписаний и детализация их применения;
- применение по аналогии права или закона (преодоление пробелов);
- напоминание о действующем законодательстве;
Акты толкования Генеральной прокуратуры по содержанию аналогичны постановлениям пленумов Верховного Суда РФ. Деятельность прокуратуры состоит ещё в повседневной работе по осуществлению надзора за соблюдением законности всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и общественными органами. Акты толкования органов прокуратуры, даваемые в связи с надзором за следствием в процессе расследования уголовных дел. Данные акты имеют черты актов казуального толкования и управленческих актов. Указания прокуратуры по уголовным делам являются обязательными для следователей и дознавателей. Сами акты толкования права, осуществляемые прокуратурой и органами следствия в процессе расследования уголовного дела, в конечном счете, проверяются судом при разбирательстве дела. Всё сказанное относится и к нижестоящим органам прокуратуры.
Акты толкования общественных организаций. Специфика актов толкования общественных организаций. Специфика актов толкования общественных организаций заключается в особенностях правового положения общественных организаций. Поэтому характер толкования права может быть официальным и неофициальным. Официальное толкование осуществляется организациями тогда, когда имеется специальное поручение со стороны органов государства. Существует несколько направлений, по которым общественные организации осуществляют официальное толкование правовых норм:
- участие общественных организаций совместно с органами государства в разработке и издании актов официального толкования;
- официальное толкование правовых норм на основании предварительной или последующей санкции органов государства; Акты толкования могут быть по вопросам внутриведомственной компетенции так и межведомственных отношений. Обязательность таких толкований распространяется только на подчинённые звенья данной организации. Их юридическая сила меньше чем у разъяснений органов государства.
Акты толкования профсоюзных органов. К актам толкования общественных организаций относятся акты толкования профсоюзных органов, которые отличаются своей многочисленностью и имеют как нормативный, так и казуальный характер. В компетенцию профсоюзов входит:
- участие в установлении условий труда;
- участие в применении законодательства о труде;
- контроль за соблюдением трудового законодательства;
- участие в рассмотрении трудовых споров.
Толкование в деятельности потребительской кооперации. Потребительская кооперация объединяет часть сельского населения, осуществляет торговое и бытовое обслуживание на селе. Главным органом потребительской кооперации является Центросоюз. Акты толкования издаются в виде постановлений, инструкций, информационных и консультативных писем. Из содержания актов толкования Центросоюза можно выделить:
- напоминание о действующем законодательстве, его комментирование;
- инструктивные указания по вопросам законности действий производственного характера;
- анализ существующей практики применения правовых норм;
Значительную работу по толкованию в Центросоюзе осуществляет юридический отдел, он даёт консультации, издаёт письма, имеющие внутриведомственное значение. По общественным организациям и их актам толкования можно сделать следующие выводы:
1. Акты имеют в основном ведомственное значение и обязательны для членов соответствующей организации.
2. Отдельные общественные организации самостоятельно издают нормативные разъяснения, если государственные органы предоставляют им правомочия.
3. Акты толкования норм права в деятельности общественных организаций являются методическим руководством для нижестоящих звеньев.