Воздействие, которое оказало монголо-татарское иго на экономику Руси
Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни на Руси во время монгольского ига было ошеломляющим ударом, который нарушил нормальное течение экономической и, как следствие, политической жизни. Татарские погромы надолго задержали экономическое развитие Руси. Страну истощал не только денежный «выход», но и насильственный, в широких размерах практиковавшийся увод людей в неволю. Базары в городах Крыма наполнялись русскими пленниками, где купцы из разных стран, преимущественно из Генуи и Венеции, скупали молодежь и перепродавали в мусульманские земли: в Малую Азию Сирию, Египет, Испанию.
Монгольская политика забирать искусных мастеров и квалифицированных ремесленников на службу к хану накладывала новое бремя даже на те города, которые не постигло физическое разрушение в первый период завоевания. К великому хану посылалась квота лучших русских ювелиров и ремесленников. В результате монгольских завоеваний роль рабского труда значительно возросла. Мастера различных специальностей нужны были Орде для строительства городов, зданий, для изготовления оружия, украшений, керамики – всего того, чем впоследствии стала знаменитой Золотая Орда. Именно согнанные из разных стран ремесленники и создали ее пеструю, яркую материальную культуру.
Рассредоточение русских мастеров-ремесленников в монгольском мире истощило на время источник опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных традиций. Строительные ремесла в Восточной Руси претерпели значительный регресс. Каменных зданий в первое столетие монгольского владычества было возведено меньше, чем за предыдущий век, качество работ заметно ухудшилось [4, с. 58].
Сельское хозяйство было меньше затронуто монгольским нашествием, чем промышленные ремесла. В тех частях Южной Руси, которые находились под непосредственным контролем монголов, они сами поощряли возделывание зерновых для нужд своей армии и администрации. В других частях Руси именно сельское население выплачивало основную часть дани, собираемой монголами или для монголов, поэтому они не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Та же ситуация была и в отношении охотничьего промысла и рыболовства. Выплавка железа и добычи соли также не уменьшилась особенно, поскольку большая часть поверхностных залежей железной руды и соли находилась на новгородской территории и в северной части Великого княжества Владимирского, то есть они находились за пределами непосредственной досягаемости монголов. Развитие сельского хозяйства в центральной и северной частях страны являлось одним из следствий миграции населения в первый период монгольского господства в районы, казавшиеся наиболее безопасными от набегов, такие как окрестности Москвы и Твери. Также быстро заселялись северо-восточные части Великого княжества Владимирского, преимущественно районы Костромы и Галича. С ростом населения все больше и больше лесов расчищалось под пашню.
Золотоордынские ханы, много делали для развития торговли и с Новгородом, и с итальянскими колониями в Крыму и на Азове. Региональные монгольские правители тоже покровительствовали торговле. Отсюда можно было бы предположить, что монгольское господство будет благоприятствовать развитию русской торговли. В целом так и было, но не весь период. В первые сто лет монгольского владычества русская внутренняя торговля сильно уменьшилась из-за разрушения городских ремесел, а вследствие этого – неспособность городов удовлетворять потребности сельских жителей. Что же касается внешней торговли, то ее монополизировала могущественная корпорация мусульманских купцов.
Политическая жизнь русской федерации Киевского периода строилась на принципе свободы. Три элемента власти – монархический, аристократический и демократический – уравновешивали друг друга, и народ имел голос по всей стране – и бояре, и городское собрание или вече, имели право слова в делах. Типичный князь Киевского периода был просто главой исполнительной ветви правительства, а не самодержавным главой государства. Традиционные взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием, прежнее равновесие их исчезло. Свободное выражение народных желаний не совмещалось с зависимостью от посторонней воли. Если князья, возвращались из Орды не только с ханским ярлыком и разрешением на свободное хозяйничанье в своей волости, но зачастую и с ханским войском, готовым нещадно покарать неповинующихся. Русский князь становился настоящим владыкою над населением края, а само оно приучалось видеть в себе не прежних свободных людей, а подчиненных, обязанных повиноваться приказаниям своего властелина.
В любом случае, с точки зрения народа, князь представлял из себя меньшее зло, чем бояре. Кроме того, постепенно усиливалась и расширялась хозяйственная база князей. С ограничением политической власти монголами, им ничего не оставалось, как уделять больше времени руководству своими владениями. В результате великокняжеские владения превратились в главную основу и экономическую силу княжества. Земельные поместья не только являлись одним из основных источников дохода великого князя, но также они стали ядром его владений в административном смысле. Вся концепция княжеской власти была теперь изменена наследственными традициями. Теперь во всех княжествах главенствовал наследственный принцип передачи власти от отца к сыну [4, с. 123].
В Москве семейная традиция обязывала каждого князя выделять удел всем его сыновьям, но, в отличие от других княжеств, он обычно делал долю старшего сына - наследника престола, больше доли остальных. Сначала материальное превосходство старшего сына было не сильно заметно. Но, как принцип, эта тенденция сыграла огромную роль, т.к. каждый последующий князь мог увеличить пропорцию в пользу своего старшего сына. Мотивом этого было, очевидно, желание надежно гарантировать каждому последующему правителю господствующее положение в своем роду, если не полное единство княжеского правления. Дмитрий Донской был первым, кто «благословил» своего старшего сына Василия Первого Великим княжеством Владимирским. В свою очередь, чтобы закрепить права своего старшего сына – Ивана Третьего, уже Василий Второй объявил его великим князем и соправителем в конце 1447 или начале 1449 года. А во второй половине его правления, Василий Второй без колебаний «благословляет» Ивана Третьего своей «отчиной», великим княжеством. Тот вступил на стол по этому благословению, не заботясь уже об утверждении хана.
С другой стороны, в Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения. Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана.
Таким образом, политическая жизнь полностью изменилась после монгольского периода. Прежде всего, в 16- начале 17 вв. вместо русской федерации, все члены которой имели сходные конституции, мы находим резкое разделение между Восточной Русью (Московией) и Западной Русью (включенной в Польско-Литовское Содружество). Кроме того, на южных окраинах каждой из двух частей Руси появились военные государства нового типа – казачьи поселения. Они представляли собой древнюю русскую демократическую традицию.
Золотая Орда была первым азиатским государством, с которым Северо-Восточная Русь и ее княжества вступили в постоянные, регулярные, длившиеся два с половиной века внешнеполитические отношения. До середины XIII в., древнерусские государства (Новгородская республика и Киевская Русь) осуществляли внешнеполитические акции, поддерживали разного рода связи (военные, политические, торговые, культурные) только с государствами Европы, расположенными к западу, северу и юго-западу от собственно Руси.
Завоеватели не только оборвали государственное развитие, но и заставили круто переориентировать всю сложившуюся за 400 предыдущих лет русскую государственную машину. Эта переориентация носила, прежде всего, наглядный географический характер: центр интересов Руси переместился с Европы в Азию, с Запада на Восток.
Не менее резок контраст между до и пост монгольскими периодами в области социальных отношений. Правительство функционировало на основе сотрудничества свободных социальных классов: бояр, горожан и «людей» в сельских районах. Правда, существовала группа крестьян, так называемые смерды, которая находилась в сфере особой княжеской юрисдикции, но даже они были вольными. Была также группа полусвободных – закупы, чье положение, в конце концов, стало схожим с положением рабов, но их обращение в рабство являлось результатом долгов, т.е. нерегулируемого взаимодействия экономических сил, а не действия правительства. В Московском царстве 16-17 веков обнаруживается абсолютно новая концепция общества и его отношения к государству. Все пласты нации, от низших до высших, исключая рабов, были прикреплены к государственной службе [4, с. 136].
Заключение
Подводя итог, нужно отметить, что до завоевательных походов монгольские кочевые племена находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. К началу 13 века разрозненные монгольские племена были объединены под властью Чингисхана. Чингисхану удалось создать в ходе завоевательных походов огромную степную империю, которой не было равных в истории. В 1211 г. они завоевали земли бурят, якутов, киргизов и уйгуров. В 1217г. – Китай. С 1219-1221гг. была завоевана вся средняя Азия. В 1220-1222гг. – Закавказье, Северный Кавказ. В 1236-1242гг. были организованы походы в Волжскую Булгарию, на Русь, в Западную Европу (Польша, Венгрия, Балканы, Чехия). Главными причинами завоевательных походов были:
- Стремление родоплеменной знати к обогащению;
- Завоевание новых пастбищ;
- Стремление обезопасить собственные границы;
- Получение контроля над торговыми путями;
- Сбор дани с завоеванных государств.
Экономическая зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм», собирали воинов, ремесленников.
Монголо-татарское нашествие и установившееся вслед за ним ордынское иго изменили до крайности лицо Древней Руси в политическом и культурном отношениях. Конечно, города не сдвинулись со своих мест, реки не потекли вспять; однако законы, организация власти, политическая карта и даже одежда, монеты, простейшие предметы быта – все это перестало быть таким, каким было в домонгольскую эпоху. Русь испытывала сильное влияние ордынской культуры, восприняла ордынские политические традиции и военные обычаи.
Таким образом, последствия монголо-татарского нашествия на Русь можно охарактеризовать следующим образом:
Укрепился государственный порядок;
Ослабление княжеских усобиц;
Заведение ямской гоньбы;
Обоюдное заимствование в хозяйстве, быту и языке;
Нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии;
Сократилась численность населения.
В заключение хочется сказать, что Золотая Орда распалась в 15 веке на отдельные независимые княжества, после того как правитель Средней Азии Тимур трижды вторгался в пределы Улуса Джучи. Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним длительное иноземное иго нанесли колоссальный ущерб производительным силам нашей страны, надолго задержали ее развитие во всех областях: экономической, политической, культурной. Опустошение земель постоянными погромами и систематическое ограбление народа тяжелыми выплатами губительно отражались на хозяйстве. Ремесло было подорвано. Монголо-татарское нашествие законсервировало натуральное хозяйство. В то время, как страны, не подвергавшиеся монголо-татарским погромам, постепенно переходили от феодального строя к более прогрессивному – капитализму, Русь сохраняла феодальное натуральное хозяйство. Орда всячески препятствовала политическому объединению страны, сеяла рознь между князьями.
Немногим странам пришлось пережить такое. Трудно представить, сколько еще несчастий могло бы быть причинено со стороны монголо-татар, если бы не сопротивление русского народа, который остановил нашествие на границах Центральной Европы. 8 сентября русское войско под командованием великого князя московского и владимирского Дмитрия Донского разбивает монголо – татарское войско под предводительством темника Мамая.
Дмитрий Донской - это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа.
Список использованной литературы
1. Вернадский Г.В. История России. Киевская Русь.- М., 2012.-442с.
2. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 2010. – 350с
3. Ключевский, В.О. Курс русской истории. – М., 2011.- 470с.
4. Полубояринова, М.Д. Русские люди в Золотой Орде. – М., 2011. – 215с.
5. Похлебкин В.В. Татары и Русь. - М., 2010. – 189 с.
6. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. — М., 2012. — 560с.
7. Якубовский, А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М., 2012.- 255с.