Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие нормативные акты
Задача 6.
Раскройте различия в функциях и полномочиях помощников, советников и референтов Президента РФ.
Задача 7.
Охарактеризуйте основы организационно-правового положения и компетенцию полномочных представителей Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, в федеральных округах по действующему законодательству.
Задача 8.
На основе изучения гл. 6 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» раскройте основы организационно-правового статуса и компетенции Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ, ответив на следующие вопросы:
1) цели и задачи Правительства РФ;
2) осуществляемые им функции;
3) права и обязанности (полномочия);
4) организационно-правовые формы и методы деятельности, т.е. реализация полномочий данного органа государственной власти;
5) взаимоотношения Правительства РФ с палатами Федерального Собрания, Президентом РФ, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ответ на каждый вопрос обосновывайте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Задача 9.
Используя Конституцию РФ и Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», назовите основные звенья системы органов исполнительной власти на федеральном уровне и раскройте их особенности.
Задача 10.
Вправе ли Президент РФ отменить акт федерального министерства? Обладает ли он подобными полномочиями в отношении:
1) акта губернатора;
2) акта Правительства РФ?
Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие нормативные акты.
Задача 11.
Составьте схему основных звеньев системы аппарата исполнительной власти по Конституции РФ и укажите их соподчиненность. Какие органы исполнительной власти являются:
1) высшими;
2) центральными;
3) территориальными;
4)местными?
Задача 12.
Вкаких нормативных правовых актах закреплена система (аппарат) исполнительной государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов?
Какие звенья выделяются в системе органов исполнительной власти на этих уровнях?
Задача 13.
Какие органы исполнительной власти являются выше-, равно-и нижестоящими по отношению к Министерству транспорта РФ?
Задача 14.
Какие правовые акты вправе принимать Правительство РФ? Каков порядок внесения в Правительство РФ и рассмотрения проектов актов? При ответе используйте нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламента Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.
Задача 15.
Охарактеризуйте суть компетенции Правительства РФ по каждому из составляющих ее элементов: цели и задачи, функции, права и обязанности, организационные и правовые формы и методы деятельности. Ответ дополняйте ссылками на конкретные нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Задача 16.
Применительно к Министерству транспорта РФ (или любому другому министерству по вашему усмотрению) раскройте суть, а также взаимосвязь и соотношение понятий:
1) технико-экономическая отрасль;
2) отрасль государственного управления;
3) система министерства;
4) аппарат министерства.
Задача 17.
Что представляет собой организационная структура аппарата органа исполнительной власти? Какие виды структурных подразделений составляют организационную структуру аппарата любого органа управления?
Задача 18.
В организационной структуре аппарата любого государственного органа исполнительной власти можно выделить пять специфических видов структурных подразделений:
1) руководство;
2) функциональные структурные подразделения;
3) отраслевые структурные подразделения;
4) контрольно-надзорные подразделения;
5) вспомогательно-обслуживающие подразделения.
При этом первые четыре из указанных видов призваны обеспечивать законность и дисциплину в аппарате и системе данного ведомства.
Дайте развернутую организационно-правовую характеристику каждому виду структурных подразделений.
Задача 19.
Со ссылкой на конкретные статьи Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок формирования Правительства РФ.
Задача 20.
Какими нормативными правовыми актами предусмотрены основания, условия и порядок формирования федеральных министерств и ведомств?
Задача 21.
Изучите Устав (Основной закон) какого-либо субъекта Российской Федерации и соответствующий закон о правительстве данного субъекта. Назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок формирования всей системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Задача 22.
Наукой административного права выработаны различные критерии классификации органов исполнительной власти: по территориальным масштабам деятельности, по характеру компетенции, по методу принятия решений, по порядку формирования.
Дайте характеристику нескольким органам исполнительной власти (не менее пяти по вашему выбору) с точки зрения всех вышеуказанных классификационных критериев.
Задача 23.
Исторически сложились три основных типа построения аппарата органов управления и соответственноы три типа организационных структур: линейная, функциональная, отраслевая. Все многочисленные современные модификации структур построения аппарата органов управления основаны на смешении и превалировании одного из этих трех типов.
Дайте содержательную организационно-правовую характеристику линейного, функционального и отраслевого типов организационных структур построения аппарата органов управления.
Изучите структуру центрального аппарата МВД РФ и ФСБ РФ на основе соответствующих положений.
Какой тип структуры представлен в данных органах?
Задача 24.
Категория «штаты» включает в себя три элемента: типовые штаты, штатные расписания и штатные контингенты.
Раскройте организационно-правовую сущность, взаимосвязь и соотношение этих понятий.
Задача 25.
Используя Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Устав (Основной закон) какого-либо субъекта Федерации и закон о Правительстве данного субъекта, составьте схему всей системы органов государственной исполнительной власти.
Выделите при этом структурные звенья (группы органов) по территориальным масштабам деятельности и характеру компетенции.
Задача 26.
К каким звеньям системы органов государственной исполнительной власти относятся следующие органы государственного управления:
1) Правительство РФ;
2) Правительство Самарской области;
3) Министерство внутренних дел РФ;
4) Саратовское областное управление внутренних дел, районный отдел внутренних дел;
5) Федеральная служба безопасности РФ;
6) Управление ФСБ по Тамбовской области;
7) Управление Приволжской железной дороги;
8)райвоенкомат?
Задача 27.
Раскройте взаимосвязь и соотношение следующих понятий:
1) организация;
2) учреждение;
3) государственное учреждение;
4) орган государственной власти;
5)орган исполнительной государственной власти (орган государственного управления).
Задача 28.
Волжское, Камское, Обское, Обь-Иртышское, Северное, Дальневосточное, Енисейское, Амурское и иные управления государственного морского и речного надзора состоят в системе Ространснадзора (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) с подчинением Госморречнадзору (Управлению государственного морского и речного надзора как структурному подразделению Ространснадзора). При этом Волжское управление расположено в Нижнем Новгороде, а Камское — в Перми и т.д.
Помимо Госморречнадзора, в структуру центрального аппарата Ространснадзора входят управления Госавианадзора, Госжелдорнад-зора, Госавтодорнадзора, транспортной безопасности а также финансовое, государственнной службы, кадров и специальных программ, правового и документационного обеспечения.
Используя Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, другие нормативные и иные правовые акты, а также по возможности официальный сайт Ространснадзора (http://www.rostransnadzor.ru/) и других органов, подготовьте обоснованные ответы с применением своих графических схем на следующие задания:
1) проведите, используя описанный пример, разграничение между понятиями «структурные подразделения аппарата органа», «структура аппарата органа исполнительной власти», «территориальные органы федерального органа исполнительной власти», «схема размещения территориальных органов»;
2) на основании какого документа осуществляют свою компетенцию все перечисленные управления Госморречнадзора? Вчем
3) в данном случае состоит особенность схемы размещения территориальных органов, если сравнить ее с другими схемами размещения территориальных органов;
4) дайте характеристику приведенной структуры аппарата Ространснадзора. Могла ли она быть иной? Приведите свой вариант возможного иного построения структуры аппарата данного органа.
5) Задача 29.
Кто конкретно, какие органы и службы определяют, разрабатывают и обеспечивают реализацию кадровой политики в системе исполнительной власти РФ?
Ответ на этот вопрос постройте в форме комментария к действующему законодательству РФ.
Задача 30.
Охарактеризуйте основы правовой организации и деятельности кадровых служб в системе органов исполнительной власти по действующему законодательству.
Задача 31.
На примере Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, или положения о любом другом министерстве, службе, агентстве укажите все составные части компетенции органа исполнительной власти (цели и задачи, функции, права и обязанности, организационные и правовые формы и методы деятельности).
Иллюстрируйте ответ ссылками на конкретные пункты Положения.
Задача 32.
Распределите все существующие федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (см. Структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») на три группы:
1) действующие по исключительным предметам ведения РФ;
2) действующие по совместным предметам ведения РФ и субъектов РФ;
3) обладающие полномочиями и в той и в другой сфере.
Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьиКонституции РФ.
Задача 33.
Территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) являются главные управления и управления ФССП по соответствующему субъекту РФ и подчиненные им районные (городские), межрайонные и специализированные отделы.
Используя необходимые нормативные и иные правовые акты, а также данные официальных сайтов соответствующих органов исполнительной власти, выполните следующие задания:
1) проверьте, используя необходимые нормативные и иные правовые акты, а также данные официального сайта ФССП, имеются ли территориальные органы ФССП на уровне федерального округа. Какие различия по звеньям территориальных органов имеются у ФССП и МВД России, а также, на ваш выбор — Ространснадзора (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), Роспотребнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) или Ростехнадзора (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору);
2) имеют ли свои «территориальные» органы органы государственной исполнительной власти субъектов РФ? Дайте ответ на примере любого субъекта РФ.
Задача 34.
Какие органы государственного управления составляют систему органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации? В каких нормативных правовых актах закрепляется их компетенция и определяется организационно-правовой статус в системе государственной исполнительной власти?
Задача 35.
На примере любого субъекта РФ изучите соответствующий закон о правительстве и охарактеризуйте порядок его формирования, внутреннюю организацию, взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти, с областной думой и органами местного самоуправления.
Задача 36.
На примере любого субъекта РФ охарактеризуйте все элементы компетенции правительства данного субъекта РФ, иллюстрируя их ссылками на соответствующие статьи закона о правительстве.
Задача 37.
Используя Конституцию РФ, Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав (Основной закон) любого субъекта РФ, перечислите основные полномочия, реализуемые и рамках административно-правовых отношений, между федеральными органами государственной власти, органами государственной пласта субъектов РФ и органами муниципальных образований.
Задача 38.
Можно ли применить термины «муниципальный» и «местный» к районному отделу внутренних дел (РОВД), райвоенкомату, районному отделу образования? Какие организации (учреждения) и по какому критерию относятся к муниципальным органам местного самоуправления по действующему законодательству?
Задача 39.
Что может сделать государственный орган власти субъекта Российской Федерации в случае принятия явно нецелесообразного решения прямым волеизъявлением граждан муниципального образования или каким-либо его должностным лицом? Может ли он отменить или приостановить это решение?
Задача 40.
В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 мая 1998 г. № 2476-Н ГД «О кризисной ситуации в угольной промышленности Российской Федерации» отмечено следующее.
1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации: (сформулирован целый ряд предложений).
2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации срочно созвать совместное заседание обеих палат Федерального Собрания к целях обсуждения мер по снятию социально-экономической напряженности в угледобывающих регионах Российской Федерации и выступить по этому вопросу.
3. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку целевого использования средств, выделенных в 1997—1998 гг. из федерального бюджета.
4. Направить настоящее Постановление в Правительство Российской Федерации и в Счетную палату Российской Федерации.
Отметьте в тексте постановления явные недоработки и несуразности. Полностью ли указанное постановление соответствует всем нормам Конституции РФ?
Задача 41.
В ст. 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» говорится, что «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица...».
К какому виду государственной деятельности следует отнести этот государственный орган?
Ответ обоснуйте анализом норм Конституции РФ и вышеназванного Федерального конституционного закона.
Задача 42.
Каков порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации? Какими нормативными правовыми актами он регулируется?
Задача 43.
Есть ли различия между терминами «учредить орган государственного управления» и «сформировать орган государственного управления»?
Задача 44.
Определите круг вопросов, для решения которых могут быть созданы органы государственной исполнительной власти субъекта Федерации.
Задача 45.
Руководитель дома ребенка в пределах установленного фонда заработной платы ввел в штат учреждения должность учителя, обучающего компьютерной грамоте, не предусмотренную штатными нормативами, и ввел дополнительную должность исходя из производственной необходимости (должность медицинской процедурной сестры).
Возможно ли совершение данных действий? Задача 46.
Задача 46.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» упразднено Федеральное агентство по промышленности с передачей его функций Министерству промышленности и торговли.
Объясните, какие в этой связи конкретные изменения в компетенции указанного Министерства найдут отражение в Положении о нем.
Дайте характеристику функций в системе других элементов компетенции органа исполнительной власти, используя Положение об указанном Министерстве. Какие функции при этом можно назвать специальными, а какие— общими (характерными и для других органов)?
Задача 47.
Включив радио, студент Лосев услышал последние слова очередного выпуска новостей: «...реорганизовать Госкомитет РФ... в Федеральное агентство РФ». Вечером он спросил у знакомого студента-юриста, кто издал нормативный правовой акт о реорганизации государственного комитета, где и когда его можно найти и что изменилось в статусе реорганизованного органа исполнительной власти?
Дайте ответы на поставленные вопросы.
Задача 48.
На практическом занятии по административному праву студенту Соловьеву были заданы следующие вопросы:
1) является ли администрация государственного унитарного предприятия органом исполнительной власти?
2) каково соотношение наименований «администрация края» и «правительство края»?
3) какие единоначальные и коллегиальные органы в системе федеральных органов исполнительной власти вам известны?
Студент Соловьев не смог ответить на поставленные вопросы, ответьте вы.
Задача 49.
Губернатор Саратовской области обязал начальника Приволжской железной дороги снизить стоимостные тарифы на железнодорожные билеты для работников областной администрации при проезде в пределах области, а также своим распоряжением обязал начальника УВД области не применять штрафы в отношении военнослужащих — владельцев личных транспортных средств за совершенные административные правонарушения на транспорте.
Как должны поступить должностные лица в отношении исполнения распоряжений главы администрации?
Входит ли в компетенцию главы администрации принятие вышеперечисленных решений?