Понятие международной защиты прав человека, в том числе ребенка
Основанием для признания, соблюдения, защиты прав ребенка для Республики Беларусь и других стран мира служат стандарты Организации Объединенных Наций (далее — ООН), Совета Европы, предусматривающие правовую охрану детей от дискриминации, насилия, вовлечения детей в вооруженные конфликты [10, с. 20].
В различные исторические эпохи представление о понятии прав и свобод человека, а также о понятии защиты прав человека были не одинаковыми. Но при этом вплоть до начала ХХ века права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции. Государство сами устанавливали пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутренних отношений [9, с. 459]. До учреждения Лиги Наций международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось, правда, различными предлогами. После первой мировой войны принятый Статут Лиги Наций серьезно ограничивал право государств — ее членов прибегать к войне и предусматривал санкции для нарушителей. В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. В этот период разрабатываются и специальные международно-правовые меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств [9, с. 461]. Однако целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности.
В ходе второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека — с другой [9, с. 464].
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов в области защиты прав человека и универсального механизма защиты прав и свобод человека.
Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области.
Понятие «международная защита прав человека» подразумевает собой международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по содействию «всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии» (гл. IX Устава ООН) [31]. Есть и другая точка зрения, поддерживаемая частью юристов и представителей ряда государств. В соответствии с ней международная защита прав человека есть международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по «защите» прав человека и основных свобод [3, с. 87].
Структура международной защиты прав человека (ребенка) показана на рисунке 1 (см. приложение А2).
Международная защита прав человека состоит в следующем:
1) в создании всеобщих рекомендаций, какие именно права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии, должны подлежать универсальному уважению и соблюдению;
2) в разработке международных соглашений о правах человека (договоров, пактов, конвенций и др.), которые налагают международные юридические обязательства на государства признавать, предоставлять и обеспечивать эффективной защитой по их законодательству все те права и свободы личности, которые перечислены в таких международных соглашениях;
3) в создании специального механизма по проверке выполнения государствами своих международных обязательств по правам человека [3, с. 87].
Предполагалось, что именно такая трехзвенная структура международного сотрудничества позволит на должном уровне защитить права человека.
Инициатором такого сотрудничества выступила Организация Объединенных Наций, провозглашенная 24 октября 1945 года.
Итак, для осуществления деятельности по защите прав человека необходимо было создать международные стандарты по правам человека. В настоящее время под международными стандартами принято понимать международные нормы, направленные на защиту прав и свобод личности. Этим термином охватываются весьма разнородные нормы, такие как положения международных договоров, резолюций, конвенций международных организаций, международных обычаев.
К международным стандартам в области защиты прав человека можно отнести следующие международные правовые документы:
1) Международный Билль о правах человека, который состоит из (см. рис. 3 (приложение А2):
- Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года;
- Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года;
- Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года;
- Факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года;
- Второго Факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни;
2) документы, которые представляют защиту от дискриминации по признаку культуры и расы, например, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим и языковым меньшинствам;
3) документы, представляющие защиту от различных преступлений и предусматривающие за них соответствующие наказания, например, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
4) документы, посвященные правам конкретных социально уязвимых групп населения: детей, женщин, инвалидов, молодежи, заключенных;
5) в ряде деклараций рассматриваются вопросы социального благосостояния, прогресса и развития, в том числе в Декларации Объединенных Наций о праве на развитие, принятой в 1986 г.
Международные стандарты в области защиты прав человека показаны на рисунке 2 (см. приложение А2).
Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей был ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
Окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации, сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций. Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году.
Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением [10, с. 20].
В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи [22]. Этот тезис прозвучал в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 10) [27] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.ст. 23 и 24) [28], а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, — Декларация прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» [23]. Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации, власть и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства.
Время и продолжающееся ухудшение положения детей потребовало от мирового сообщества принятие нового документа, и 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка.
Международные стандарты защиты прав детей, лишенных родительского окружения, включают в себя следующие положения:
- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международных уровнях от 3 декабря 1986 г.: право ребенка на обеспеченность и постоянную заботу; право ребенка на имя, гражданство и законного представителя; право ребенка на учет его мнения при передаче в другую семью;
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: право на жизнь; право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право свободного выражения своих взглядов, мнений, мысли, совести и религии; право на личную семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников; право неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь; право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; необходимость законодательных, административных, социальных и просветительных мер с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; право на образование; право пользования всеми благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; право на отдых и досуг; право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации; запрет пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
- Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г.: иностранное усыновление осуществляется в наилучших интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г.: соизмеримость любых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с особенностями личности правонарушителя и с обстоятельствами правонарушения; содействие благополучию несовершеннолетнего как одна из главных целей отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; гарантированность на всех этапах судебного разбирательства следующих основных процессуальных гарантий: презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос, право на апелляцию в вышестоящую инстанцию; право на бесплатную правовую помощь;
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1999 г.: необходимость гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрения ее развития с раннего детства; важность прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних; обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей; осознание того, что определение молодого человека как «правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения; обеспечение доступа к государственной системе образования; необходимость информирования молодых людей и их семьи о законодательстве и их правах и обязанностях в соответствии с законом; выполнение школами функций базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям; право представителей учащихся в выработке школьных порядков, включая вопросы дисциплины и принятия решений; сведение к минимуму показа материалов, связанных с насилием, порнографией и наркотиками; запрет грубых или унижающих достоинство наказаний ребенка или молодого человека в семье, в школе или в других учреждениях;
- Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы): права ребенка в процессе судопроизводства на получение необходимой информации, выражение своего мнения, консультирование; право обращения с ходатайством о назначении специального представителя; необходимость учета мнения ребенка органом судебной власти в процессе судопроизводства.
Для контроля за выполнением прав ребенка, закрепленных в международных стандартах по правам человека, созданы специальные комитеты: Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка 1989 г., и Постоянный комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 1996 г. [10, с. 21].