Новый курс м.с. горбачева на перестройку
И УСКОРЕНИЕ. НАЧАЛО РАСПАДА СССР.
УРОКИ ПРЕСТРОЙКИ
Период перестройки охватывает 1985-1991годы и связан с проведением последним Генеральным секретарем ЦК КПСС, Президентом СССР М.С. Горбачевым нового политического курса во внутренней и внешней политике страны. Для понимания истоков и сути перестройки следует признать, что она выросла из чрезвычайно опасной ситуации в стране, разрушительных процессов и деформаций, происходивших в политической системе общества. Как свидетельствуют факты, темпы прироста национального дохода сократились более чем в 2 раза, страна начала проедать то, что производила. Нарастала угроза межнациональных конфликтов, центральные власти теряли контроль над положением в союзных и автономных республиках.
Таким образом, в стране росло понимание того, что так жить дальше нельзя, кредит доверия к власти исчерпан, без решительных мер по изменению ситуации не остановить разрушительных процессов.
В апреле 1985 года по инициативе М.С. Горбачева пленум ЦК КПСС обозначил поворот к новому стратегическому курсу, к перестройке, выработал основы ее концепции. Решения пленума предполагали осуществление «курса на ускорение» социально-экономического развития страны.
Для первого этапа преобразований был характерен технократический подход к решению народнохозяйственных и социальных проблем. Главными факторами, призванными изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию, были названы: научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения как ключевого звена реконструкции народного хозяйства, активизация духовной жизни. Руководство страны заверило народ, что забота о его благосостоянии станет главной заботой государства. Приоритетными считались продовольственная и жилищная проблемы. Если первую намечалось решить в ходе выполнения ХII пятилетки, к 1990 году, то вторую – к 2000 году. Причем было торжественно обещано «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру».
С мая 1985 года началась широкомасштабная антиалкогольная кампания, преследовавшая цель прекращения едва ли не повального пьянства и решительного отрезвления общества. По данным официальной статистики, потребление алкоголя на душу населения в 1985 году составило 7,2 литра.
Несмотря на мобилизующие лозунги, проявленный энтузиазм, народное хозяйство продолжало работать по старой схеме: как и прежде поставленные цели достигались методами приказного нажима, штурмовщины, «корректировки» планов, игнорирования научных расчетов норм и правил техники безопасности – отсюда рост аварий и катастроф в различных отраслях производства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 года.
В 1987 году очередной пленум ЦК КПСС заменил провалившийся курс на «ускорение» концепцией «перестройки», комплексного и масштабного реформирования. М.С. Горбачев утверждал, что «перестройка – не разовый, одномоментный акт, а процесс, который будет протекать в рамках определенного исторического периода». В 1987 – 1989 годах идея перестройки наполняется новым содержанием, в качестве главной стратегической задачи выдвигается не улучшение и совершенствование партийного и государственного руководства, а радикальные реформы экономической и политической системы, «обновление» идеологии и демократизации общественной жизни.
Первым шагом радикальных преобразований стало объявление гласности, которая, по замыслу реформаторов, должна была обеспечить открытость политики, свободное и независимое обсуждение любых вопросов политической и экономической жизни.
Гласность воспринималась как «революция умов». Впервые на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 года) М.С. Горбачев провозгласил ее центральным звеном своей политики: «без гласности нет и не может быть демократии». Воспользовавшись новой обстановкой, издательства начали публиковать литературные произведения, ранее не допущенные в печать и запрещенные цензурой. В эти годы появились: «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова, «Белые одежды» В.Д. Дудинцева, «Зубр» Д.А. Гранина, «Исчезновение» Ю.В. Трифонова, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина и др.
На экран вышли антитоталитарные фильмы – «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Власть Соловецкая», «Так жить нельзя» и др. Благодаря острой полемичности, зрительские симпатии завоевали телепередачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др.
Но вместе с тем всеобщее осуждение фактов произвола недавнего прошлого, разоблачительная критика сталинизма, негативной роли коммунистической партии в массовых репрессиях и творимом произволе вызвали сопротивление консервативных сил, активную попытку остановить процесс обновления и нравственного очищения.
В марте 1988 года газета «Советская Россия» опубликовала письмо ленинградского преподавателя химии Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». В статье опровергались многие факты беззакония, брался под защиту Сталин, доказывалась историческая правота марксистской идеологии, осуждалась политика гласности и переоценка исторического прошлого. Новой демократической обстановкой воспользовались также националистические экстремистские движения и организации. Они сумели завоевать на свою сторону интеллигенцию, молодежь и массы различных категорий населения. С сепаратистских позиций за выход из состава СССР выступали «народные фронты» в Молдавии, Латвии, Эстонии, украинский «Рух», «Свободная Грузия» и т.д.
В этой обстановке открытого противоборства стала осуществляться намеченная М.С. Горбачевым программа реформ.
В ноябре 1986 года был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который фактически разрешал частную предпринимательскую деятельность, создание кооперативов по производству отдельных видов товаров и предоставлению услуг.
Но первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), принятый летом 1987 года. Об этом свидетельствовало:
1.Предприятия превращались в самостоятельное (обособленные) хозяйственные единицы, могли самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную деятельность с иностранными фирмами.
2.Устанавливались новые принципы хозяйствования: полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. Директивный хозяйственный план выполнялся государственным заказом.
3.Трудовые коллективы получили право (через несколько лет от него опять отказались) выбирать руководителей всех рангов и осуществлять рабочий контроль за деятельностью администрации.
В 1988 году на XIX Всесоюзной партийной конференции была провозглашена ключевая цель экономической реформы – переход к рыночной экономике, созданию новой модели «регулируемого рынка». Здесь следует особо подчеркнуть, что в решениях и предложениях конференции отразилась идейная эволюция реформаторов, их отказ от общепризнанных догматов марксистской идеологии. В качестве «общечеловеческих» ценностей были признаны права человека, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, политический плюрализм, многопартийность. Были озвучены и получили полное одобрение предложения по конституционной реформе и избирательной системе. Однако неожиданным диссонансом прозвучало выступление Б.Н. Ельцина, обвинившего руководство партии в отсутствии четкого анализа реальной обстановки в стране и конкретных результатов перестройки. Здесь же Ельцин публично сформулировал свой «фирменный» публичный лозунг: – «Борьба за социальную справедливость и ликвидацию привилегий бюрократической элиты».
Таким образом, в 1988-1990 годах приоритетными задачами перестройки стали: демократизация общества, реформирование закостеневшей политической системы как главного звена «механизма торможения», построение демократического правового государства («социализма с человеческим лицом»). В декабре 1988 года Верховный Совет СССР принял новый избирательный закон, одобрил новый порядок формирования Советов. В мае 1989 года первый съезд народных депутатов СССР избрал Председателем Верховного Совета СССР М.С. Горбачева. В ходе его работы среди депутатов развернулась яростная борьба по вопросу о перспективах развития страны, об эффективности предпринимаемых мер по стабилизации экономики и социальной сферы жизни. О своей особой позиции и ином взгляде на перестройку заявила межрегиональная депутатская группа – Ю. Афанасьев, Г. Попов, А. Собчак и др.
В мае 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Реформы политической системы, несмотря на имеющиеся разногласия, проходили под лозунгом «Вся власть Советам!».
Чтобы обеспечить единство и согласованность действий на государственном и партийном уровне, не допустить раскола и жесткого противостояния в обществе было принято решение о создании института президентской власти в СССР и переходе к многопартийности. В марте 1990 года III съезд народных депутатов СССР избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. Одновременно съезд изъял из Конституции СССР статью «6», в которой закреплялась роль КПСС как руководящей и направляющей силы общества и ядра политической системы. КПСС утратила свою монополию на власть и идеологию, что открыло путь к образованию новых политических партий и движений.
В 1989-1990 годы происходят массовые выходы из рядов КПСС. Она теряет авторитет в обществе, не в состоянии повлиять на новую обстановку. И в то же время в политическую жизнь страны вступали политические партии и движения, которые предлагали свой способ решения назревавших проблем и свое понимание содержания перестройки.
Воспользовавшись кризисом в КПСС, заметную роль в политической жизни страны стали играть Демсоюз, Либерально-демократическая и Демократическая партии. В 1990 году оформились Демократическая партия Российской Федерации (лидер - Н.И. Травкин), Республиканская партия Российской Федерации (лидеры – В. Лысенко, В Шостаковский) и др. Из КПСС выделилось пять направлений, которые, хотя и сохраняли свою видимую принадлежность к ней, руководствовались своими программными установками и идеологическими понятиями. Таким образом, новая политическая обстановка складывалась не в пользу реформаторов, обрекая на неудачу многие их проекты и инициативы.
В экономической политике конца 80-начала 90-х годов делалась отчаянная попытка совместить регулирующую роль государства с реалиями рыночной экономики. В 1990 году Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике СССР». Главным разработчиком этой программы был видный экономист академик Л. Абалкин, переход к ней намечался на 1991 год, после завершения XII пятилетки. Но против избранного курса выступила группа экономистов-рыночников, возглавляемая академиком С. Шаталиным. Предлагая свой вариант действий, они доказывали, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе – это «жареный лед». Разработчиком альтернативной программы, получившей название «500 дней», стал заместитель председателя правительства РСФСР, кандидат экономических наук Г. Явлинский. Она была нацелена на быстрый и масштабный переход к рынку, на разгосударствление собственности, передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий, на стабилизацию денежного обращения, преодоление падения жизненного уровня. Но Горбачев и его команда отклонили ее, увидев в ней угрозу главному программному постулату – построению демократического социализма. Промедление в принятии новых решений привело к резкому ухудшению экономической обстановки. Продолжался спад производства, все ходовые товары, включая мыло и стиральные порошки, исчезли с витрин магазинов, во многих областях были введены талоны на основные продукты питания, цены поползли вверх, началось распределение дефицитных товаров по трудовым коллективам, по всевозможным лотереям и розыгрышным турнирам. Нездоровая обстановка порождала антиперестроечные настроения, разочарования в личности Горбачева, в его способностях что-либо изменить в лучшую сторону.
В ноябре 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР о введении свободных рыночных цен на товары не первой необходимости – золотые изделия, часы, мебель, меха, холодильники, радиотехнику, марочный коньяк, вина высших сортов, икру, рыбные и мясные деликатесы.
В декабре 1990 года Председателем Совета Министров СССР стал В.С. Павлов, известный тогда специалист по финансам. Новый глава правительства, чтобы не допустить финансового банкротства, высказался за пересмотр налоговой политики, розничных цен и перераспределение денежных потоков. Были повышены налоги на доходы предприятий до 64 %, проведен обмен 50 и 100 – рублевых купюр. А со 2 апреля 1991 года, началась реформа розничных цен. Но этот раз они были повышены на хлеб, хлебные изделия, муку, макароны, мясо, молоко, рыбу, масло, яйцо, сахар соль и другие продукты массового спроса. По подсчетам академика О.Т. Богомолова, государство одним махом вынуло из карманов населения 300 миллиардов рублей. В ответ на этот неприкрытый грабеж в стране начались забастовки, акции протеста, демонстрации и собрания трудящихся.
Обострение экономической ситуации и политического противостояния вызвали рост сепаратистских настроений в национальных республиках и регионах. Правящая элита воспользовалась неблагоприятной обстановкой для борьбы с центром, для достижения национального самоопределения и государственной независимости. Причины появления межнациональных конфликтов и роста популярности сепаратистских движений были вызваны следующими обстоятельствами:
1.Политика сталинизма, направленная на подавление исконных прав и свобод, карательные меры против целых народов, их изгнание с родных мест проживания создали в лице русского народа образ политического руководства страны как ненавистный образ врага, виновника всех бед и невзгод. С появлением гласности, свободы и демократии эти настроения стали оправданием разгула националистов, сепаратистов, экстремалистов всех мастей.
2.На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые средства из России в национальные республики, стремясь ускорить их развитие, обеспечить более высокий жизненный уровень их народам. С прекращением этих поступлений стало зреть недовольство своим социальным положением, нищетой, бесправием. Используя волну народного недовольства, новые лидеры выдвигали идеи национального возрождения и процветания, обещали быстрое избавление от нужды и финансовой зависимости от центра.
3.Правящая партия без учета реальной обстановки признавала национальный вопрос решенным полностью и окончательно, продолжала декларировать идею о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, то есть выхода из состава СССР. Это право было включено и в Конституцию СССР 1977 года. По мере ослабления роли КПСС, утраты ею правящего и руководящего положения усиливалась деятельность деструктивных и разрушительных сил, направленных на развал национального единства и распад СССР. В 1988 году оппозиционные националистические силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР. В Закавказье начался военный конфликт между Арменией и Азербайджаном, который принял характер затяжной войны.
Весной - летом 1990 года прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Таким образом, начался «парад суверенитетов», завершившийся распадом единого союзного государства. Но вместе с тем М.С. Горбачев, осознавая грозящую опасность раскола, попытался сохранить единое государство, дать решительный отпор националистическим силам, восстановить контроль над всей территорией страны. Были применены военные и другие карательные меры в апреле 1989 года в г. Тбилиси, в январе 1990 года в Баку, в январе 1991 года в Вильнюсе и Риге, в августе 1991 года в Москве. Но неудачные попытки решить национальные проблемы военным путем лишь свидетельствовали о беспомощности союзного руководства, утраты М. С. Горбачевым инициативы и полной капитуляции перед набиравшей силы оппозицией. Пытаясь достигнуть с ними компромисса, он предложил в 1991 году новый проект союзного договора «обновленного СССР». Дискуссии велись («новоогаревский» процесс) по реализации главных приоритетов: «сильный центр – сильные республики» или «сильные республики – сильный центр»). 17 марта 1991 года в СССР (за исключением Грузии, Литвы, Молдовы, Латвии, Армении, Эстонии) прошел референдум о судьбе СССР. В нем приняло участие 147 млн. человек, из них 112 млн. человек или 76% голосовавших высказались за сохранение Советского Союза. Более 2 млн. граждан, проживавших в республиках, не проводивших референдума, также выступили за сохранение СССР. Но обнадеживавшие результаты народного согласия не были подкреплены настойчивыми усилиями М.С. Горбачева и его сторонников по выполнению волеизъявления народа. В апреле 1991 года договор «обновленного Союза», получившего название «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) согласились подписать лишь десять из пятнадцати республик. Проект договора предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти. Подготовка Союзного Договора вступила в завершающую стадию.
Но внутренняя обстановка в стране выходила из под контроля М.С. Горбачева и нового правительства, на поведение и настроения масс решающее влияние оказывала оппозиция, возглавляемая Б.Н. Ельциным, А.А. Собчаком, Г.Х. Поповым, Ю.Н. Афанасьевым и др. Трудовые коллективы, поддерживая предложения и инициативы лидеров демократов, требовали отставки М.С. Горбачева, отмены всех привилегий номенклатуры, упразднения КГБ, проведения альтернативных выборов на основе многопартийности, департизации предприятий и передачу их под республиканскую юрисдикцию. В апреле 1991 года число бастующих перевалило за миллион. М.С. Горбачев со своими сторонниками уже не выглядели реформаторами, упоминание о перестройке исчезло из их лексикона, они плохо представляли теперь суть обновления.
Начиная перестройку, руководство страны намеревалось по-новому определить цели внешней политики, вырвать СССР из международной изоляции, устранить из международных взаимоотношений последствия «холодной войны», остановить реальную угрозу ядерного самоуничтожения. Новый подход в советской внешней политике, безусловно, диктовался попыткой выйти из тупика, в который завела разорительная гонка вооружений и непосильная ноша так называемой «интернациональной помощи» борющимся народам и антиимпериалистическим силам. Новый курс внешней политики 1986-1988 годов представлен в концепции «нового политического мышления», что означало:
1.Отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
2.Признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
3.Отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
По существу, в этих положениях, сформулированных и популяризированных М.С. Горбачевым как собственное приобретение, не было ничего нового. В той или иной форме их высказывали и аргументировано разъясняли А. Эйнштейн, М. Ганди, Б. Россел и др. Заслуга М.С. Горбачева состояла лишь в том, что он сделал их основным содержанием внешней политики и проявил первым инициативу в их реализации. В соответствии с выработанной новой концепцией советское руководство определило приоритеты внешней политики:
1. Деидеологизация международных отношений.
2. Совместное решение глобальных национальных проблем (экологии, продовольствия, здравоохранения, науки и т.д.).
3. Совместное строительство общеевропейского дома и единого европейского рынка.
4. К 2000 году ликвидировать ядерное оружие.
5. Одновременно распустить Варшавский договор и НАТО.
6. Ввести мораторий на испытание ядерного оружия.
Реализация этого курса по одним направлениям имела положительные последствия, а по другим – обернулась крупными провалами и огромным ущербом безопасности СССР.
Как несравненно положительное достижение, следует отметить нормализацию отношений с США, Китаем, Японией, Германией и другими странами. По инициативе советского руководства проводились ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем с Бушем, канцлером Германии А. Колем, президентом Франции Ф. Миттераном, премьер-министром Англии М. Тэтчер и др. Благодаря личным контактам, из лексикона большой политики исчез образ врага, мир убедился в возможностях устранить угрозу войны. СССР и США заключили договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (1987 г.), об ограничении стратегических наступательных вооружений (1991 г.), соглашение об ОСНВ – 1. Правда, при достижении этих договоренностей Советский Союз в ущерб собственной безопасности добровольно пошел на ликвидацию 2/3 своего ракетного потенциала.
В 1988-1989 годах был устранен вооруженный конфликт в Афганистане, осуществлен полный вывод советских войск, удалось прекратить гражданскую войну в Анголе, Камбодже, Никарагуа, Эфиопии. Новая концепция внешней политики привела к пересмотру характера взаимоотношений с социалистическими странами. В 1989 – 1990 годах здесь произошли народные революции, в ходе которых пали коммунистические режимы. В Румынии смена режима произошла в результате вооруженного восстания, в Югославии падение коммунистического режима привело к развалу страны, к затяжной межнациональной войне между республиками. ГДР вошла в состав ФРГ и перестала существовать как самостоятельное государство. Весной 1991 года произошел роспуск СЭВ и Варшавского договора, мировая система социализма перестала существовать. СССР вывел свои войска из Германии, Чехословакии и Польши. Советский Союз остался без союзников, начал терять авторитет и международное влияние, вошел, как и другие страны, в фарватер внешней политики США и стран НАТО.
Ухудшение экономического положения, политическая нестабильность, фактическое отстранение КПСС от руководящей роли, отсутствие самостоятельного курса во внешней политики – создавали реальную опасность государственного переворота. В декабре 1990 года М.С. Горбачев отправил в отставку с поста министра внутренних дел сторонника реформ В. Бакланова и назначил на эту должность Б. Пуго.
В этом же месяце вице-президентом страны по настойчивой просьбе М.С. Горбачева был избран Г. Янаев. В конце декабря со своего поста министра иностранных дел ушел Э. Шеварнадзе, открыто предупредив демократические силы об угрозе реакционного переворота.
12 июня 1991 года в результате всенародного голосования Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Таким образом был сделан выбор между демократией и коммунизмом, между Б. Ельциным и маразмом (Н. Верт).
К этому времени М.С. Горбачев растерял своих сторонников, оказался в изоляции. Вступив в противоборство с Б.Н. Ельциным, он не смог ни защитить своих позиций, новых ценностей, ни сохранить лидерство как политический и государственный деятель. Инициатива в радикальном реформировании перешла к сторонникам рыночной экономики, выступающим за отказ от социалистических экспериментов.
В ночь на 19 августа 1991 года начался путч, организаторы которого вице–президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов заявили о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. Учрежденный ими Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) объявил М.С. Горбачева временно отстраненным от управления страной, ввел чрезвычайное положение в ряде областей, а в Москву были введены войска. Но демократические силы, объединившись вокруг Президента РСФСР Б.Н. Ельцина, сумели парализовать деятельность ГКЧП, добились его роспуска и ареста руководителей.
После провала попытки государственного переворота начался заключительный этап распада СССР. М.С. Горбачев доказал свою полную несостоятельность как Президент СССР и реформатор. Перестройка закончилась полным крахом и политическим банкротством ее организаторов и проводников. 25 декабря 1991 года Президент СССР М.С. Горбачев ушел в отставку, сложил свои полномочия.
Последствия политики Горбачева для дальнейшей судьбы страны:
1. Причиной неудач и провалов политики перестройки было то, что М.С. Горбачев стремился прежде всего защитить интересы правящей элиты.
2. Теоретиками, идеологами и проводниками перестройки были представители той же командно-административной системы. Пока преобразования и реформы не затрагивали их привилегированного положения, они поддерживали перестройку, а когда возникла угроза их номенклатурному благополучию, они превратились в противников проводимого курса.
3. У инициаторов перестройки не было конкретной программы действий, не было конкретного представления, какими методами проводить радикальные реформы, какие могут быть последствия их и что из себя будет представлять обновленное общество.
4. Перестройка началась в условиях экономической нестабильности, резкого снижения жизненного уровня трудящихся. Руководство страны не смогло выработать эффективную экономическую и социальную политику, преодолеть последствия экономического кризиса и недовольство народа.
5. Медленный и непоследовательный путь реформ, предложенный М.С. Горбачевым, подвергся конструктивной критике Б.Н. Ельцина, возглавившего оппозицию и предложившего альтернативную программу преобразований, получившую активную поддержку народных масс. Национальные конфликты подорвали доверие к национальной политике центра, расширение суверенитета отдельных республик поставили под угрозу единство не только СССР, но и РСФСР.