Дальневосточная правовая семья. Группа систем, связанным с традиционным правом
Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве»[52].
Для этой правовой семьи характерно: «1) использование общефилософских, нравственно-религиозных доктрин в качестве источников права; 2) признание нормативно-правового акта как источника права; 3) проведение кодификации законодательства; 4) рецепция романо-германской правовой модели в XIXв.; 5) отсутствие судебного прецедента в качестве организации и процесса как результат смешения традиций и новаций»[53].
Китай– это двухтысячелетняя империя, стала во многом культурно-правовым образцом для других стран региона. В результате синтеза конфуцианства и легизма в первые века нашей эры[54] здесь обе социально ориентированные доктрины, ставящие во главу угла благо народа и государства, сумели, используя кнут и пряник, создать всеохватывающую систему образа жизни и организации управления. Детальнейший угловно-административный кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями Тан люй шу и (VII в. н.э.) из 30 глав и 502 статей был адресован в первую очередь чиновничеству, карая его представителей за нерадивую службу, но в то же время в нем содержались и нормы уголовного и гражданского права, адресованные всему населению.
Танский кодекс был лишь первым, хотя и самым значимым шагом, в систематизации китайского права – за ним последовали кодексы династий Сун, Мин, Цин. К сожалению, в XIX в. Китай вовремя не смог осуществить модернизацию общественного строя и государства, что повлекло за собой Синьхайскую революцию 1911-1913 гг. и раскол страны. Первоначальная рецепция иностранного права при гоминдане в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной, но после 2-й мировой войны Китай восстановил свой державный статус. Творчески используя рыночный механизм и национальные традиции, Китайская Народная Республика существенно продвинулась вперед. В сфере права используются эксперементальные законы, в борьбе с преступностью явка с повинной. Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые рассматривают в разы больше дел, чем суды[55]. В то же время проблемой Китая в будущем могут стать последствия заигрывания, а порой и прямой опеки «верхушкой государственного аппарата и спецслужбами КНР китайской организованной преступности вне пределов Поднебесной для достижения различных политических и экономических целей». По сути это возможная «пятая колонна», которая может дестабилизировать политический режим[56].
Япония, испытывая островную изоляцию, хотя и находилась какое-то время под культурно-правовым воздействием Китая, развивалась вполне автономно и не создала бюрократически-правовых высококвалифицированных шедевров китайского образца. Государство здесь было намного слабее, а общество оказалось более сословным и замкнутым. Однако японская элита фактически не опоздала с началом модернизации в последние десятилетия XIXв. И удачно заимствовала опыт романо-германских стран. После поражения во 2-й мировой войне ей были навязаны многочисленные правовые рекомендации со стороны США, но общество, обновившись, фактически сохранило свою культурно-правовую самобытность. Хотя Конституция Японии и шесть основных законов (кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающие значение придается специальным законам – даже в кодификационных отраслях. Оптимально функционирует судебная система, в рамках которой определенные административные и кадровые функции осуществляет Верховный Суд. В то же время заметной особенностью Японии является отсутствие здесь присяжных, но здесь широко применяются примирительные процедуры, в которых реальными преимуществами обладает не сильная, а слабая сторона (например, должник перед кредитором)[57]. Согласно опросам общественного мнения, изначально прибегнуть к судебному разбирательству предполагали только 8%, 43% посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% ограничился выбором частных переговоров между сторонами.
Более примитивный и одновременно многообразный характер имеет общинное право африканских народов. Этническая карта Африки очень пестра, проживающие здесь народы и народности находятся на разном уровне развития, в составе различных государств, что затрудняет говорить о неких конструктивных обобщениях. Тем не менее, мы можем указать на то, что «африканские общества знали и законодательство правителей, и законодательство народных собраний, но они не играли определяющей роли в правовом регулировании жизни африканцев. Однако, само африканское обычное право в письменной форме. Нормы обычного права содержались в поговорках, мифах, пословицах и афоризмах, которые традиционно передавались в устной форме»[58].
Общинное право весьма живуче, и его не смогли вытеснить ни ислам, ни право колонизаторов. Наиболее широко оно применяется в области регулирования земельных, брачно-семейных и наследственных отношений. И все же ныне оно в основном имеет субсидиарное значение, что говорит о безусловном верховенстве писанного права.
«Более того, в Кении и Уганде, например, применение норм неписанного обычного уголовного права запрещено в законодательном порядке»[59]. Другой вопрос, что общинное право сохраняет свое влияние на правосознание африканцев, и дальновидные правительства вынуждены с этим считаться.