Политическая деятельность Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсунова, Мыржакыпа Дулатова и др. казахских интеллигентов в начале ХХ века
Начало XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, возникали различные его течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста Алихана Бокейханова. Букейханов Родился в 1870, по другим данным, 1866, в 7 ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института. В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1905-1907 годах работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. В 1910-1914 годах пишет ряд научных статей в "Новом энциклопедическом словаре", в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" статью "Казахи". Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казак", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Самоопределившись, А. Н. Букейхан создает национальную политическую партию "Алаш", идейные предпосылки которой были заложены газетой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейхана на П Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам. Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А Букейхан счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейхана и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как "контрреволюционная борьба против советской власти". . Достигнутый между большевиками и "Алаш-ордой" компромисс был большевиками попран впоследствии, а лозунг "алаш-ординец-националист, враг народа" стал основой тотальных репрессий против тех, кто составлял "мозг нации". Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью. Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда. Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. В 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чем мечтал. Байтурсынов понимал, куда ведет безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях перед народом смело разоблачал ее. Революция 1905 года подтолкнула его к активным действиям. Первую русскую революцию 1905 года он встретил в Каркаралинске. И с этого времени активно включается в политическую деятельность. Первой такой акцией стало его участие в составлении петиций, в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1909 году Ахмет Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, был заключен на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. В 1913 году Байтурсынов совместно с Букейхановым открывает в Оренбурге газету "Казах". Газета просуществовала 5 лет - до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно-литературным изданием. При Советской власти Ахмет Байтурсунов занимал разные ответственные должности и в то же время он не прекращал учительско-педагогическую деятельность. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсунова мы имеем киргизскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию киргизского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом Ахмет Байтурсунов поднял киргизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы. Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года - в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первое собрание стихов "Оян, казак" вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. "В 1911 году сборник "Оян, казак" был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати. Большое значение придавал Дулатов газете "Казак", выполнявшей роль общественно-политического издания и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству Байтурсынова он посвящает позднее (1922) очерк. Активно сотрудничал в 1911 году Миржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием "Терме". После революции Дулатов работает в различных редакциях, продолжает писать, задумывает труд по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел в тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года
57.Казахстан в период февральской революции 1917 года.
Экономическая разруха и поражения русских войск на фронтах, рост рабочего и аграрного движения в стране, в том числе и восстания коренного населения Средней Азии и Казахстана в 1916 г., несмотря на их поражения, свидетельствовали о том, что Россия находится на грани революционного кризиса, когда демократические силы, в том числе и рабочий класс и крестьянство, готовились к решающему штурму против царизма. В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая ненавистный народу царизм. Весть о февральских событиях в Петрограде быстро долетела до Казахстана. Многочисленные митинги и демонстрации рабочих и других трудящихся, приветствовавших свержение царизма, происходили в начале марта во всех крупных городах и на железнодорожных станциях Казахстана. В первое время после Февральской революции трудовое население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам — землю, а рабочим — 8-часовой рабочий день. Значительная часть рабочих питала надежду на Временное правительство. Однако мартовские демонстрации и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях края Многие Советы рабочих депутатов вскоре объединились с Советами солдатских депутатов. Так было в Петропавловске, Семипалатинске, Перовске и других городах. На ст. Казалинск с самого начала возник объединенный Совет — Совет рабочих и солдатских депутатов. Главным своеобразием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явились Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области. Местные органы Временного правительства в Казахстане сформировались в марте — апреле 1917 г. Среди этих группировок и кружков наиболее радикальным и с революционной программой действий являлся организованный в Аулие-Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахско-гого населения. Основную задачу Революционный союз видел в борьбе с Временным правительством, засилием кулачества на местах, в борьбе против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения. Март 1917 г. был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников, городских рабочих и других слоев трудящихся. Ядро социал-демократичесих организаций административных центров, как и прежде, составаляли железнодорожники, в первую очередь рабочие и мастеровые из депо Наиболее крупная большевистская группа действовала в Оренбургской объединенной организации РСДРП. В состав группы входили главным образом рабочие железнодорожных мастерских и депо ст. Оренбург. Возглавляли ее железнодорожники А. А. Коростелев, П. А. Кобозев и Д. П. Саликов. Упорной и терпеливой деятельностью большевики завоевывали массы трудящихся Казахстана на свою сторону. Так было во многих городах, железнодорожных станциях, в особенности в Оренбурге, Перовске, Петропавловске, Уральске, Актюбинске, Туркестане и др. Достаточно сказать, что П. А. Кобозев и А. А. Коростелсв в Оренбурге, Ф. В. Зинченко в Актюбинске, Н. А. Покатилов в Уральске, И. Дубынин в Петропавловске, А. В. Червяков в Перовске, Р. П. Новицкий в Казалинске и многие другие испытанные руководители большевистских групп в близлежащих к линиям городах Казахстана были выходцами из железнодорожных рабочих и служащих края. Серьезным успехом рабочего движения Казахстана после победы Февральской революции было создание широкой сети профессиональных союзов, в оформлении которых большую роль сыграли Учредительный съезд железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги и I съезд рабочих и служащих Омской железной дороги. В первые же дни после Февральской революции были предприняты меры по ликвидации местных органов царской власти и наказанию наиболее рьяных царских служак, были отстранены от занимаемых должностей и арестованы в Уральске вице-губернатор области Мордвинов, начальник жандармерии Балобанов и др., в Омске — генерал-губернатор Западной Сибири Сухомлинов, в Петропавловске — земский и уездный начальники, чины жандармерии, некоторые офицеры местного гарнизона и др., в Оренбурге — тургайский губернатор М. М. Эверсман и др..Рабочие стали все яснее понимать контрреволюционную сушность политики Временного правительства. Местные органы Временного правительства в Казахстане, опираясь на кулаков, верхи казачества, на байство казахского аула, стремились ослабить революционный порыв рабочих и трудящихся, продолжали грабить население, заставляя их нести бремя империалистической войны. Временное правительство в Казахстане продолжало прежнюю политику самодержавия. В силе оставались старые законы, лишавшие казахов политических прав, в полной неприкосновенности оставались огромные земельные владения и сословные привилегии казачьих войск, свою деятельность продолжало Переселенческое управление, отбиравшее лучшие земли казахского населения.Временное правительство о проведении земельной реформы решило объявить на Учредительном собрании, которое должно было состояться после победы на войне. В национальном вопросе Временное правительство провозгласило декрет «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», однако право нации на самоопределение, о судьбах малых народов и национальных меньшинств и другие вопросы были обойдены.