Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают сдвиг рыночного равновесия. Они происходят вследствие действия неценовых факторов спроса и предложения. Возможно несколько вариантов изменения рыночного равновесия.
Если рыночный спрос увеличивается (т. е. линия рыночного спроса смещается вправо), то цена равновесия и равновесный объем тоже растут (при неизменном предложении). Для примера можно предположить, что увеличились доходы потребителей. Это приведет к росту спроса на нормальный (полноценный) товар. Возникший дефицит обусловит повышение цены и установление нового равновесия. Графическая иллюстрация такой ситуации показана на рис. 1.8.
Если рыночный спрос уменьшается (т. е. линия рыночного спроса смещается вле-во), то цена равновесия и равновесный объем падают (при неизменном предложении). Это ситуация, точно противоположная представленной на рис. 1.8. Она может иметь место, например, в случае снижения доходов потребителей, когда сокращается спрос на нормальные (полноценные) товары. Уменьшение спроса может произойти и под воздействием других факторов, о которых речь уже шла выше, в частности при изменении вкусов и предпочтений потребителей.
При росте рыночного предложения (когда линия предложения перемещается вправо) цена рыночного равновесия падает, а равновесное количество растет (при неизменном спросе).
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию снижения цен на производственные ресурсы. В этом случае сокращаются издержки производства и, как следствие, возрастает предложение данного товара на рынке. Возник-ший излишек обусловит падение цены и установление новых параметров равновесия на рынке. Графическая интерпре-тация такой ситуации представлена на рис. 1.9.
При уменьшении рыночного предложения (когда линия предложения смещается влево) цена равновесия растет, а равновесное количество падает (при условии неизменного спроса). Это ситуация, точно противоположная представленной на рис. 1.9. Она может иметь место, например, в случае роста цен на факторы производства, вследствие чего сокращается предложение товаров. Уменьшение предложения может произойти также в результате действия иных факторов, о которых речь шла выше, в частности при ужесточении государственной политики в области налогообложения или наличии негативных ожиданий у производителей относительно рыночной конъюнктуры, в силу чего они будут сокращать производство и уменьшать предложение товаров.
Естественно, что факторы, воздействующие на спрос и предложение, могут действовать разнонаправленно и с разной интенсивностью. В результате их совместного влияния определяется итоговое направление движения спроса и предложения (т. е. увеличение или уменьшение). При одновременном изменении (движении) спроса и предложения (смещении кривых спроса и предложения) также устанавливается новая ситуация равновесия (новая равновесная цена и новое равновесное количество).
Как частный случай здесь возможна такая ситуация, что цена равновесия не изменится, а равновесное количество уменьшится или увеличится. Графическая интерпретация такой ситуации, когда в результате одновременного увеличения спроса и предложения возрос равновесный объем, а равновес-ная цена осталась на прежнем уровне, представлена на рис. 1.10. В противоположном случае – при одновременном уменьшении спроса и предложения – может иметь место обратная ситуация: равновесная цена сохранится на прежнем уровне, однако равновесный объем непременно снизится.
Таким образом, конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что в итоге приводит к их равенству по объемам, т. е. к достижению равновесия.