Виды человеческой деятельности

Конечно, нет человеческой деятельности вообще. Она существует в определенных формах. Попробуем их выделить и охарактеризовать. Это труд, общение, игра, творчество.

Начнем с труда. Выделим наиболее существенные признаки, по которым труд можно отличить от других форм человеческой деятельности.

1. Труд всегда связан с присутствием усилия, напряженности, преодолением какого-либо препятствия. Труд – это трудно.

2. Труд предполагает нацеленность на получение результата. Трудиться значит создавать какой-то продукт.

3. Особенность труда определяется характером его целей. Он направлен на обеспечение выживания или самосохранения. Конечно, со временем для выживания человеку требуется все больше и больше. Вряд ли современный человек представляет себе жизнь без сложной техники, без развитой системы социальных отношений. Поэтому в условия его выживания начинают входить не только потребности в пище, жилище и одежде, но и потребности в машинах, компьютерах, государстве, науке, искусстве. Это значит, что сфера труда расширяется. Он направляется не только на освоение природы, но и на изменения в самой общественной жизни. Но до тех пор, пока все эти стороны жизни рассматриваются как условия выживания человека, мы имеем дело с трудом. Поэтому, если преобразовательная деятельность человека направлена на создание предметов, которые должны обеспечить его выживание (будь то продукты питания или отношения между людьми), она является трудовой деятельностью. Эта сторона труда придает ему необходимый или вынужденный характер. Итак, если человек создает какие-то предметы, чтобы обеспечить свое выживание, значит, он трудится.

4. Труд связан с преобразовательным характером действий. В этом смысле животное не трудится, поскольку не осуществляет операций преобразования мира. Трудится только человек.

Второй вид отношения человека к миру, возникающий на базе деятельности - общение. Общение - это все способы связей людей друг с другом. Любовь, дружба, сотрудничество, конкуренция и т.д. относятся к видам общения. В нем может преобладать эмоциональное начало, что более типично для индивидуального общения. А вот взаимодействия людей как членов общества больше строятся на соответствии специально придуманным правилам или социальным нормам.

Кроме того, общение может выступать в качестве средства и цели. Мы помним, что от природы человек – это существо стадное или коллективное. Чтобы выжить, он должен сотрудничать с другими людьми, например, в добывании пищи, создании жилища и т.д. В этом случае общение приобретает характер средства, а окружающие интересуют лишь с точки зрения их пригодности для достижения поставленных задач. Нетрудно заметить, что такое общение носит вынужденный характер.

Но коллективность проявляется еще в одном свойстве - потребности в контакте с другими и ориентированности на сам контакт. Подчеркнем одно новое обстоятельство. Суть общения как цели состоит в том, что для человека становится важной сама близость других людей. Это значит, что он перестает рассматривать окружающих только как партнеров по совместному выживанию. Новизна проявляется в том, что теперь люди предстают интересными сами по себе, а не потому что могут быть чем-то полезны. Общение как цель предполагает, что стремлением человека становится связь с другими людьми, желание общаться, любить, дружить, помогать, сострадать, властвовать над другими и т.д.

Понятно, что общество наиболее заинтересовано в развитии этой формы общения. Ведь если человеку интересен другой человек сам по себе, тогда связь с ним лишена принуждения. Она свободна и поэтому более прочна. А тогда прочно и общество. К тому же, если эта связь осуществляется свободно, то человек удовлетворен жизнью в обществе.

Еще более ярко эти новые тенденции проявляются в таком виде человеческой активности, как «игра». Мы обычно связываем игру с периодом детства. Это в целом верно и позволяет нам выделить признаки, отличающие игру от труда и общения.

1. В отличие от труда это деятельность не вынужденная, а произвольная, можно сказать, беззаботная. Трудиться человек вынужден, в игру он волен играть или не играть. Произвольность означает возможность выбора в процессе осуществления каких-либо действий и отсутствие жесткой предопределенности в этих действиях.

2. Это деятельность бесцельная. Труд направлен на достижение результата или осуществление цели. Причем в труде цель и средства отличаются друг от друга. Ведь одно дело - строить дом, а другое - сам выстроенный дом как результат строительства. Целью игры является сама игра, поэтому в игре процесс и результат неразличимы, или решающее значение приобретает процесс, а не результат, или результат невозможно точно предсказать (игра на бирже). Всякий, наверное, замечал, что там, где начинают играть только ради того, чтобы выиграть, постепенно исчезает само очарование процесса игры.

3. Важное свойство игры состоит в ее вымышленном, фантазийном характере. Причем это свойство может прекрасно осознаваться человеком. Такое состояние обозначают словом «понарошку». Наиболее ярко это проявляется в театральном искусстве. В игре человек как бы обособляется от обычного серьезного мира и сознательно перемещает себя в мир имитации, условности, представляет, воображает себя кем-то другим, наделяет окружающие предметы совсем не тем смыслом, который они имеют в обычной жизни. Искусственность человеческого существования, т.е. сотворенность социальных норм, зависимость их осуществления от желания самого человека, здесь проявляется наиболее ярко.

Может показаться, что игра связана только с периодом детства или является чем-то малозначимым в жизни. Но если мы внимательно проанализируем способ человеческого существования, то увидим, что игры сохраняются во взрослом возрасте и не только в виде спортивных состязаний, праздников или в форме искусства. Многие стороны человеческой жизни сохраняют очень сильное игровое начало. Это проявляется, когда людям становится важным соблюдение правильности самого действия, например, в исполнении религиозных обрядов, ритуалов. Вымышленность или фантазийность ярко проявляется в украшении себя и своего рабочего места, в часто проявляющем стремлении воображать себя другим. Это значит, что игровые моменты пронизывают все сферы человеческой жизни, даже если она не выделяется в специальное время и место, даже если сами люди думают, что совершают серьезные вещи.

Поэтому мы смело можем сказать, если большее внимание начинает уделяться процессу, а не результату, если в процессе деятельности человек начинает воображать себя не тем, кем он является, тогда в этом виде действий сознательно или бессознательно усиливаются игровые моменты. Отметим, что игру не следует связывать с легкомысленностью или несерьезностью. Как вид человеческой активности это не развлечение, а особый способ человеческого бытия, проявляющийся в совокупности признаков, отличающих его от других видов деятельности.

Такая роль игры связана с взаимодействием природного и социального начал в человеческом существовании. Ведь человек вынужден сохранять себя не только как живое, но и как социальное существо. При этом ему часто приходится подавлять или ограничивать свои желания, эмоции. Такое положение дел наиболее ярко проявляется в труде. Но с другой стороны социальное существование никогда не будет прочным, если самими людьми воспринимается как тягота, отчуждение. Поэтому игра или игровые моменты в труде, общении являются воплощением связи природного и социального, чувств и разума. Игровое отношение способствует развитию удовлетворенности человека социальной жизнью.

Еще одна сфера человеческой активности – это творчество. Творчество есть создание новых, ранее не существовавших предметов. Ими могут быть материальные вещи, идеи, человеческие качества, отношения между людьми.

1. Первым признаком творчества является уникальность, неповторимость созданного предмета (искусство), либо уникальность и неповторимость самого действия, открытие, изобретение (наука). Естественно, что творчество имеет место не только в искусстве и науке. Даже в обычной повседневной жизни оно проявляется, когда человек хочет изменить нечто в своей одежде, привычках, характере.

2. В отличие от игры творчество предполагает ориентированность на результат, а не процесс. Это роднит творчество с трудом.

3. Но в отличие от труда творчество не носит вынужденный характер. Человек творит, если он создает новые предметы не для того, чтобы выжить, а чтобы получить удовлетворение от их создания и созерцания созданного.

В самом широком смысле творчеством является вся человеческая деятельность в целом, поскольку она является преобразованием природного мира и созданием мира искусственного. В более узком смысле творчество есть создание новых предметов с целью удовлетворения от их созидания.

Значение творчества состоит в том, что удовлетворенность человека от умения преобразовывать и создавать новые вещи, от созерцания созданных их предметов, от осознания того, что эти вещи могут принести удовлетворение другим людям, является залогом прочности социального существования и стремления человека его сохранять и совершенствовать. Творчество в наиболее яркой форме воплощает наслаждение человека своей специфичностью и удовлетворенность от ее реализации. Наконец, творчество соединяет природное - чувственность, эмоциональность и социальное, т.е. способность преобразовывать мир.

ВЫВОДЫ

1. Деятельность есть характеристика специфики человеческого существования. Она представляет собой преобразовательное отношение к миру, является способом существования человечества и носит целеполагающий характер.

2. Деятельность является необходимым условием применения сознания, т.е. способности целеполагания, самосознания и мышления. Деятельность порождает опосредованное отношение человека к миру в отличие от непосредственности связи животного с миром. Она является основой универсальности человеческого существования, т.е. способности существовать повсюду. Деятельность порождает искусственность человеческого бытия, т.е. незакрепленность социальных навыков в видовой программе. Деятельность есть условие общественного характера человеческого существования.

3. Человеческое существование представляет собой противоречивое соединение деятельностной и поведенческой активности, что может порождать ситуацию отчуждения и ставит задачу не только сохранения и развития специфики человеческого бытия, но и поиска способов заинтересованности в нем.

4. Человеческое существование воплощается в формах труда, общения, игры и творчества, которые обеспечивают не только разнообразие способов связи человека с миром, но и его заинтересованность в сохранении и развитии деятельностного отношения.

Контрольные вопросы

1. Что такое деятельность и каковы ее основные черты?

2. Почему отношение человека к миру мы называем опосредованным?

3. Назовите основные черты труда?

4. Чем труд, игра и творчество отличаются друг от друга?

СЛОВАРЬ

Деятельность – преобразовательное отношение к миру

Игра – вид человеческой активности, предполагающий ориентацию на сам процесс активности (а не результат), свободу выбора в его осуществлении и удовлетворенность от его осуществления

Мышление – способность разъединять (анализ) и соединять (синтез) объекты в своем сознании в соответствии с правилами рассуждения

Общение – все виды связей людей друг с другом (на уровне индивидов, групп, обществ)

Отчуждение – отношение человека к миру, когда его деятельность или продукты деятельности воспринимаются как сила враждебная, навязанная ему

Поведение – адаптивное (приспособительное) – отношение к миру

Самосознание – способность отличать себя и свои действия от состояний внешней среды

Творчество – вид человеческой деятельности, направленный на создание новых, до этого не существовавших, объектов с целью получить удовлетворение от их созидания

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на преобразование окружающего мира, с целью обеспечить выживание человека

Целеполагание (целесообразность) – способность создавать в своем сознании план, проект, образ желаемого предмета перед началом действия

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

1. Человек более совершенное существо, чем животные

2. Сначала был труд, а потом благодаря труду сформировалось человеческое сознание

3. Вся человеческая активность носит деятельностный характер

4. Действия человека носят целесообразный характер, а действия животного - целенаправленный характер

5. Человеческие действия и человеческая деятельность – это не одно и то же

6. Человек отличается от животных тем, что преобразует окружающий мир

7. Человек не столько покорил природу, сколько отгородился от нее искусственной оболочкой

8. Как существо природное человек добр

9. Природа человека зла, о чем свидетельствует его потребительское отношение к природе

10. Эволюция человека свидетельствует о постепенном и неотвратимом преодолении природных качеств человека социальными

11. Поведение животного обусловлено только генетической программой, а поведение человека – еще и культурной программой

12. Деятельностное отношение человека к миру всегда носит прогрессивный характер, а поведенческое отношение свидетельствует о консерватизме и регрессе

13. Деятельность характеризует специфику человеческого существования

14. Животное приспосабливается к миру, а человек мир преобразует

15. Самосознание – это такое состояние, когда человек противопоставляет себя окружающим

16. Люди, которые жили общинами и могли выжить только сообща, не обладали самосознанием

17. К игре относятся действия, в которых решающее значение имеет процесс, а не результат

18. Животные не трудятся, потому что не преобразуют окружающий мир

19. Труд всегда связан с серьезным отношением человека к миру, а игра - с развлечением и несерьезностью

20. Труд – это преобразование окружающего мира по необходимости, а творчество – это свободное преобразование мира

21. Если художник пишет картину, чтобы заработать деньги и прокормить семью, он занимается трудом, а не творчеством

Наши рекомендации