Стрессы и управление эмоциональными состояниями
Слово “стресс” происходит от английского “stress” (напряжение, нажим, давление). Канадский исследователь-физиолог Ганс Селье первым определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Традиционно под стрессом понимают совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). По Г. Селье, стресс ведет к повышению артериального давления, утрате мотивации движений, потере аппетита, мышечной слабости.
Стресс – очень распространенное явление. При его исследовании обращают особое внимание на три важных момента:
1. импульс, вызывающий стресс;
2. стресс;
3. адаптацию организма к стрессу.
Стрессовое состояние в организме длится некоторое время, а потом идет на убыль. Однако не всегда механизм адаптации к стрессу может быстро активизироваться, реакция на стресс у людей различна.
Совокупность психических и соматических реакций в организме при стрессе Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом». Последний имеет три стадии: а) реакция тревоги («фаза шока», при которой снижается сопротивление организма и активизируются защитные механизмы); б) сопротивления; в) истощения.
Нельзя утверждать, что стресс исключительно вредное для организма явление. Определенный уровень стресса – мощный стимулятор внутренних потенциалов организма, повышающий его сопротивляемость болезням. Когда этот уровень становится более высоким, то стресс сам стимулирует болезни и быстрое старение организма.
Стресс бывает физиологическим и психологическим. Психологический стресс, в свою очередь, может быть информационным (в виду информационных перегрузок психики) и эмоциональным (имеет импульсивную, тормозную и диффузную разновидности).
Помимо этого выделяют еще два вида стресса. Австресс – это мобилизующая организм, положительная психическая встряска (например, при неожиданном выигрыше большой суммы денег). Дистресс – это негативное, демобилизирующее воздействие на психику (например, при неожиданном крупном скандале с близким человеком).
Среди признаков стрессов выделяют: обострение чувства тревоги, снижение работоспособности, возникновение усталости, ухудшение памяти, раздражительность, возрастание невнимательности, серьезные затруднения при сосредоточении, ускорение или замедление речи, возникновение болей (в голове, в желудке, мышцах, спине), снижение аппетита или наоборот резкое возрастание потребности в пище и др.
Стрессоры делятся по длительности действия на кратковременные и с длительным действием. К первым относятся вызывающие неприятные физические ощущения (например, боль), страх, стрессоры темпа и скорости (например, информационная перегрузка), стрессоры неудачи (например, допущение ошибки при выполнении важной работы), стрессоры отвлечения внимания (например, ситуация, когда при выполнении какой-либо неотложной работы человек неожиданно должен отвлекаться для другого дела). Стрессоры длительного действия – ситуации постоянного риска, борьбы, изоляции, неприятные для человека факторы, продолжительно воздействующие на психику и др.
Немалому числу людей присущ стрессовый стиль жизни, когда они находятся в состоянии хронического стресса.
В. Непопалов особо подчеркивает при анализе стресса ряд важных моментов:
1. Организм человека функционирует в режиме приспособления;
2. Приспособление реализуется посредством физических, химических и биологических реакций;
3. Реакции составляют лишь материал, из которого строится поведение.
При этом:
1. Само поведение социально;
2. Обусловлено культурно-исторической ситуацией и возникающей задачей;
3. Чтобы раздражитель любой интенсивности вызвал поведение, направленное на приспособление и изменение, он с необходимостью должен иметь значение (Леонтьев А.Н.) или «валентность» (К. Левин);
4. Повышая или понижая уровень значимости можно управлять влиянием стрессов.
Стресс нельзя примитивно рассматривать как «стимул-реакция», так как он разворачивается в системе «социум-человек», где различные структуры действуют гетерохронно.
Управление эмоциональными состояниями является важным фактором для преодоления негативных последствий стрессов, оптимальной реакции человека на стрессовые ситуации и предотвращения стрессов.
Психологи рекомендуют для преодоления последствий стрессов использовать: сон, прием ванны, резкое изменение направления мыслей, пребывание на свежем воздухе, массаж, занятие спортом, прослушивание понравившейся музыки, общение с приятными людьми, физическую работу, релаксацию и др.
Эмоциональное напряжение выражается и в мышечном напряжении, поэтому полезно для снятия последствий стресса либо осуществить расслабление мышц (рекомендуют для этого использовать и специальные дыхательные упражнения), либо выбрать такую работу для мышц, при которой будет снято напряжение в “пострадавших” от стресса мышцах. Особо рекомендуется аутогенная регуляция дыхания. Современные методики борьбы с последствиями стрессов, зачастую, интегрируют релаксацию, концентрацию, дыхательные и физические упражнения.
Л.И. Иванкина акцентирует, что «самопомощь» в критических, стрессовых ситуациях состоит в овладении своим эмоциональным состоянием и последующем осмыслении причин произошедшего. Для создания у себя оптимального эмоционального состояния прежде всего необходима правильная оценка вызвавшей стресс ситуации. Если произошедшее негативное событие рассматривается человеком как чрезвычайное, то даже малая его интенсивность может вызвать дезадаптацию организма в очень короткий срок и человек переживет сильнейший стресс. Оптимисты, живущие с надеждой на будущее, лучше переносят стрессы и страдания.
Список литературы.
1. Аверченко Л.К. Управление общением: теория и практика для социального работника: Учебное пособие. Москва, Новосибирск: Инфра-М, 1999. – 216с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. – 246с.
3. Ашимихин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. М.: Изд-во Московского горного ун-та, 1995.
4. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Райш П. Управление персоналом: Учебное пособие. Минск: Экоперспектива, 2000. – 320с.
5. Ботаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности (Для деловых людей). Таллин, 1998.
6. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб: Питер Пресс, 1996. – 288с.
7. Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социологический инс-т: Флинта, 1998. – 112с.
8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. – 495с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарики, 2000. – 296с.
10. Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации: пер. с англ. М., 1993. – 272с.
11. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.
12. Дятлов И. Управление персоналом. М., 1998.
13. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера. М., 1997. 288с.
14. Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 1998. – 224с.
15. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. – 584с.
16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. М.: Владос, 1999. – 176с.
17. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. –352с.
18. Литвак Б.Г Управленческие решения. М., 1998.
19. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1995. – 74с.
20. Макаренко М.В., Махалина С.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998. – 384с.
21. Маслов В.Е. Управление персоналом предприятия. Москва, Новосибирск, 1999.
22. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие./ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М, 1997. – 429с.
23. Менеджмент: конспект лекций./ М. Колесник. М.: ПРИОР, 2000. – 189с.
24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1992. – 702с.
25. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
26. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001.
27. Социальный менеджмент: Учебник для вузов./ Под ред. Д.В. Валового. М.: Интел-Синтез, 2000. – 392с.
28. Социальный менеджмент: Учебник для вузов./ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998. – 271с.
29. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Дело, 1996. – 386с.
30. Тренев Н.Н. Управление конфликтами: Учебно-практическое пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1999. – 96с.
31. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. – 351с.
32. Управление организацией: Учебник./ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М, 2000. – 669с.
33. Управление персоналом организации: Практикум./ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 1999. – 296с.
34. Управление персоналом: Учебник для вузов./ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2000. – 423с.
35. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов и факультетов./ Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М.: ПРИОР, 1999. – 352с.
36. Управление социальной сферой: Учебник для вузов./ Под ред. В.Э. Гордина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 289с.
37. Холл Р.Х. Организация: структуры, процессы, результаты. СПб: Питер, 2001. – 512с.
38. Э.А. Уткин. Основы мотивационного менеджмента. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. – 352с.
39. Ясюнас В.И. Основы местного самоуправления. М, 1998. –244с.
Раиса Брониславовна Квеско
Елена Николаевна Муравская
Светлана Брониславовна Квеско
Денис Витольдович Чайковский