Понятие международно-правовой ответственности, основания, виды, формы
Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.
Рассмотрим несколько определений международно-правовой ответственности, но особое внимание уделим первому понятию, потому что мы считаем его более общим.
Международно-правовая (международная) ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесённого вреда или ущерба. Государство не может ссылаться на положения своего внутригосударственного права в качестве оправдания для невыполнения своих договорных обязательств. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность субъектов международного права, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам
Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности
Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама норма международного права, а обязательства субъектов соблюдать это правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности иной, нежели круг источников международного права. Юридические основания международной ответственности вытекают из: договоров, обычаев, резолюций международных организаций, документов конференций, решений международных судов и арбитражей, а также односторонних международных обязательств государств, устанавливающих обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Статья 3 Проекта статей об ответственности государств гласит: "Квалификация деяний государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву".
Договор и обычай содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права.
Акты международных организаций могут являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, если им придаётся обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приёме в организацию и исключении из неё, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.
Обязательства государства могут вытекать не только из нормативных актов, но из актов, но и из актов применения права. Это, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов. Суд устанавливает факт правонарушения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создаёт новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера – для данных государств и для конкретных ситуаций.
В отдельных случаях юридическим основанием международно-правовой ответственности государства могут быть его односторонние акты, по которым оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определённой ширины территориальных вод, разрешения иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов континентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других государств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.
В 1974 г. Международный Суд ООН высказал следующее суждение: "Общепризнано, что декларации, составленные посредством односторонних актов, касающихся правовой или фактической ситуации, могут иметь своим следствием создание правовых обязательств… Обязательства такого рода обязывают государство, даже если они не были приняты в рамках переговоров
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, в котором имеются все элементы состава правонарушения. Фактическое основание выражается в деяний субъекта, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающих международно-правовые обязательства.
Статья 1 Проекта устанавливает: "Любое международно-противоправное деяние государства влечёт международную ответственность этого государства". Отсюда очевидно, что ответственность возникает только за деяния, противоречащие международно – правовым обязательствам государства (не политическим, моральным и др.). При этом не важно, что они могут считаться во внутреннем праве правомерными. Также не имеет значения форма такого деяния – им может быть активное действие и бездействие. Неприятие государством необходимых по международному праву мер, повлекшее ущерб, в равной мере влечёт вопрос о его ответственности
Так, в деле о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (США против Ирана) Международный Суд ООН установил, что местные власти не предприняли надлежащих мер охраны посольства США согласно дипломатическому праву, в результате чего вооружённая толпа смогла нарушить неприкосновенность его территории, захватила здание, архивы, причинила другой ущерб.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно–правовых актах (например, в Уставе международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, в других – её выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
В международном праве и международной практике государств сложились два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная, каждая из которых реализуется через собственные формы.
Политическая ответственность государства – это юридические последствия политического (нематериального) характера, наступающие для государства, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства (далее – ответственное государство по Проекту 2001 г.), в результате чего был нанесён вред или ущерб другому субъекту (субъектам) международного права. Причём эти юридические последствия никоим образом "не затрагивают сохраняющейся обязанности ответственного государства по исполнению нарушенного обязательства" (ст. 29 Проекта 2001 г.). Формами политической ответственности государства могут являться: реторсии, репрессалии, сатисфакция (политическая), которые иногда могут сочетаться с разными формами материальной ответственности; приостановление прав и привилегий члена международной организации, вплоть до исключения из международной организации; подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций, применяемых Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН; ограничение суверенитета государства, полная или частичная демилитаризация государственной территории, отторжение части территории и, наконец, высшая форма политической ответственности – лишения государственного суверенитета, которые реализуются на основании специального международного договора между победившими в войне государствами и побеждёнными.
Наибольшую политическую ответственность, зачастую сочетаемую с материальной ответственностью, "влечёт за собой серьёзное нарушение государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права" (ст. 40 Проекта 2001 г.), т.е. нарушение государством одного или нескольких основных принципов международного права, воплощённых в Уставе ООН и других универсальных международных договорах.
Реторсии – ответные правомерные действия пострадавшего государства, направленные против другого государства, которое своим недружественным актом нарушило законные права и интересы пострадавшего государства. Цель реторсий – восстановление и защита нарушенных прав и интересов. Реторсии должны быть соразмерными нарушенным правам. К реторсиям относятся: введение повышенных таможенных пошлин на отдельные виды товаров государства, совершившего недружественный акт; ограничение импорта; отзыв своего посла; высылка из страны части его дипломатов; запрещение въезда в страну отдельных руководящих лиц этого государства, в том числе главы государства; отмена официального визита военных кораблей, отмена визитов делегаций, приостановление двусторонних переговоров и т.д.
Репрессалии (невооружённые) – это правомерные ответные принудительные меры репрессивного характера, принимаемые потерпевшим государством в ответ на противоправные действия другого государства с целью прекращения таких противоправных действий и получения удовлетворения за нанесённый вред или ущерб. В обычных условиях репрессалии сами могли бы стать противоправными действиями, однако они применяются в ответ на уже совершённое правонарушение другим государством. Репрессалии, как правило, носят экономический характер и должны быть соразмерными причинённому ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. К репрессалиям относятся: разрыв дипломатических отношений, бойкот товаров, аннулирование какого – либо конкретного экономического договора в ответ на неоднократное существенное нарушение другой стороны условий такого договора и др.
Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооружённые репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН или в международный арбитраж.
Сатисфакция (политическая) – это предоставление ответственным государством удовлетворения потерпевшему государству за причинённый ему ущерб. "Сатисфакция может заключаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или выражаться в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть непропорциональна вреду и не может принимать формы, унизительные для ответственного государства" (п. 2 и 3 ст. 37 Проекта 2001 г.).
Политическая ответственность государства-агрессора – это политические и военные ограничения, налагаемые на государство, которые выражаются в форме международных санкций, принимаемых Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств.
Санкции – это принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств в соответствии с Уставом ООН или главными исполнительными органами международных межправительственных организаций от имени государств – членов этих организаций в соответствии с их уставами.
Формами политической ответственности государства-агрессора являются:
- приостановление прав и привилегий члена международной организации вплоть до его исключения из международной организации. В 1940 г. Лига Наций исключила СССР из этой международной организации за агрессию против Финляндии;
- подавление агрессора силой в соответствии со ст. 42 Устава ООН. В 1950 – 1953 гг. по решению Совета Безопасности ООН войска ООН подавили агрессию КНДР против Южной Кореи, в 1991 г. войска антииракской коалиции подавили агрессию Ирака против Кувейта, оккупировавшего в 1990 г. территорию этой страны;
- полное или частичной разоружение, полная или частичная демилитаризация всей территории или её отдельных наиболее важных в стратегическом отношении районов, уничтожение военного потенциала агрессора, запрещение или ограничение конкретных вооружений и вооружённых сил, раздел военных флотов побеждённых государств и т.п. Практически все эти меры были применены в отношении Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. По Мирному договору с Италией 1947 г. предусматривалась частичная демилитаризация островов Сардиния, Сицилия и Апулийского полуострова, в Средиземном море были полностью демилитаризованы Додеканезские острова (переданы Греции), острова Пантеллерия, Пелагские и Пианоза (Италия), остров Пелагоза и прилегающие к нему островки (переданы Югославии);
- ликвидация и запрещение политических учреждений и организаций Германии, Италии и Японии, виновных в развязывании агрессии, оккупация территории этих стран;
- отторжение части территории государств-агрессоров. Восточная Пруссия была отторгнута от Германии и передана СССР (ныне Калининградская область) и Польше (территория к востоку от рек Одер и Западная Нейссе и часть Восточной Пруссии с городом Данциг – ныне Гданьск), Италия потеряла африканские колонии, от Японии отторгли острова Тихого океана, включая все острова Южно – Курильской гряды (остров Шикотан и скалы Хабомаи). Южная часть Сахалина и острова Северо – Курильской гряды были возвращены СССР;
- лишение государственного суверенитета – высшая форма политической ответственности. Территории Германии, Италии и Японии были оккупированы войсками союзников. После подписания безоговорочной капитуляции верховную власть в Германии осуществляли Союзные державы – СССР, Англия, Франция и США, в Японии – США.
Материальная ответственность государства – это юридические последствия материального характера, наступающие для государства – правонарушителя, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства, в результате чего был нанесён материальный ущерб другому государству (государствам). При этом "ответственное государство обязано предоставить полное возмещение вреда", причинённого международным правонарушением. "Вред включает любой ущерб, материальный или моральный", нанесённый ответственным государством (ст. 31 Проекта 2001 г.). Материальная ответственность может быть выражена в форме репарации, реституции, субституции, ресторации, компенсации, сатисфакции (материальной) по отдельности или в их сочетании.
Репарации – это возмещение материального вреда или ущерба деньгами, валютой, драгоценностями, промышленными товарами, заводами, оборудованием, услугами т.п. Объём репараций и их вид определяются в международных договорах после окончания войны. По решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили 20 млрд. долл., что было просто не сопоставимо с нанесённым Советскому Союзу вредом и материальным ущербом. После Второй мировой войны репарации платили Германия, Италия и Япония государствам-союзникам, участвовавшим в войне против этих стран.
Реституция – это восстановления положения, "которое существовало до совершения противоправного деяния" (ст. 35 Проекта 2001 г.), т.е. возврат имущества, которое было вывезено воюющей стороной с оккупированной территории своего противника, независимо от того, кто впоследствии стал реальным владельцем такого имущества. Так, например, Болгария, Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия в соответствии с мирными договорами обязались вернуть в кратчайшие сроки всё имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединённых Наций. При этом все расходы, связанные с хранением, перевозкой и возвращением такого изъятого имущества, были возложены на ответственное государство. Германия до сих пор не вернула России Янтарную комнату и другие художественные ценности. Ведутся споры и о возвращении Германии некоторых объектов культурных ценностей, до сих пор находящихся на территории России.
Субституция (разновидность реституции) – это замена неправомерно захваченного и уничтоженного или повреждённого имущества любого вида и любой ценности равноценным по стоимости имуществом.
Ресторация – это восстановление ответственным государством (или оплата такого восстановления) прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, оплата Советским Союзом ущерба, нанесённого Канаде падением на её территории советского ИСЗ "Космос – 954".
Компенсация – это возмещение материального ущерба, нанесённого ответственным государством, "насколько такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом выражении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена" (ст. 36 Проекта 2001 г.).
Сатисфакция (материальная) – это возмещение ответственным государством причинённого вреда, "насколько он не может быть возмещён реституцией или компенсацией" (ст. 37 Проекта 2001 г.).