Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации
В конституционном праве выделяют следующие виды суверенитета: народный, государственный, национальный, региональный и др.
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим.
В общем виде под государственным суверенитетом Российской Федерации в отечественной науке конституционного права понимают верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях.
Верховенство государства на своей территории проявляется в концентрации в руках государства всей власти и властного принуждения в отношении находящихся в его пределах организаций и лиц, в установлении внутригосударственного правопорядка, в единстве и неограниченности государственной власти. Единство государственной власти состоит в том, что система ее органов в совокупности образует единую власть. Разделение функций и полномочий государства между ее органами – не разделение власти, а ее организация. Ни один из этих органов не может быть исключен из общей системы, обособлен и противопоставлен другим.
Независимость в международных отношениях выражается в неподчинении государства какой-либо внешней власти. Государство самостоятельно, независимо от власти других государств осуществляет свои внутренние и внешние функции. Важно отметить, что в демократическом государстве, которым является Российская Федерация, его суверенитет не может быть абсолютным.
В осуществлении внутренней политики деятельность российского государства должна быть ограничена суверенитетом народа, которому принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны, поскольку в соответствии со ст. 3 Конституции «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Соответственно можно утверждать, что суверенитет народа лежит в основе государственного суверенитета.
Не является абсолютной и независимость государства вовне. При осуществлении внешней политики российское государство должно действовать в соответствии c нормами и принципами международного права, а также решениями тех международных организаций, членом которых оно является. Нельзя быть членом мирового сообщества и быть независимым от него.
Несомненный интерес и актуальность в рамках данного вопроса представляет проблема соотношения государственного и народного суверенитета.
В публичном праве государство вступает в правоотношения как единый и неделимый субъект. Оно выступает в международно-правовом статусе официальным и суверенным представителем всего общества. Поскольку носителем государственного суверенитета является вся система органов государства, «ни один орган власти (даже высший) не может персонифицировать государство в своем лице». Таким образом, государство участвует в конституционно-правовых отношениях непосредственно (система органов государственной власти и местного самоуправления) и опосредованно, когда от его имени вступают в правоотношения государственные органы, реализующие конституционно-правовую правосубъектность государства (в первом случае речь идет об участии государства в общих правоотношениях, а во втором – в конкретных).
Россия как суверенное государство имеет все присущие ему следующие государственно-правовые признаки (элементы конституционно-правового статуса):
- территория государства;
- гражданство;
- Конституция и законодательство;
- система федеральных органов государственной власти;
- единые Вооруженные Силы и единые системы обеспечения обороны и безопасности государства;
- государственная федеральная собственность, денежная и кредитная системы, единое экономическое пространство;
- международная правосубъектность;
- государственный язык;
- государственные символы: флаг, герб, гимн и столица.
Согласно ст. 67 Конституции территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации: государственная граница Российской Федерации – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностью, т.е. может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии c международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. Только Федерация обладает правом решения вопросов войны и мира.
Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации является установление государственного языка. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отмечается в ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определяемых законодательством, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком.
Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу.
В рамках данного вопроса несомненную актуальность и значимость представляет проблема развития государственного суверенитета Российской Федерации в эпоху глобализации международных отношений.Многие авторы предрекают закат «государственного суверенитета», вынужденного «делиться» своими полномочиями c международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т. п. Высказывается мнение о необходимости создания своего рода всемирной системы «сдержек и противовесов», призванной определять правила поведения, дополняя и заменяя международные договоры и вообще добровольно принимаемые государствами на себя обязательства.