Особенности исчисления акциза на нефтепродукты
С 2003 года в России действует точный перечень нефтепродуктов, которые имеют категорию подакцизных товаров (ст. 4 ФЗ-110).
Все субъекты акцизного налога, которые занимаются производством или реализацией нефтепродуктов на оптовой или розничной основе обязаны получить свидетельство, дающее право на ведение подобной деятельности.
Если свидетельство на продажу нефтепродуктов получила не компания, а ИП, работающий при этом на ЕНВД, он все равно признается налогоплательщиком акцизов, которые вносятся в ИФНС наряду с единым налогом (ст.346 НК РФ).
Под обложение акцизами не попадают нефтепродукты, которые:
1 Формируются из давальческого сырья, после чего передаются гражданам и компаниям, не имеющим специального свидетельства. В этой ситуации обязательный сбор вносит переработчик.
2 Продаются по решению судебных и других государственных органов. В этой ситуации акцизы платит не получатель, а продавец. Если свидетельство на продажу нефтепродуктов получила не компания, а ИП, работающий при этом на ЕНВД, он все равно признается налогоплательщиком акцизов, которые вносятся в ИФНС наряду с единым налогом(ст.346 НК РФ).
Налогоплательщиками по уплате акциза на нефтепродукты на территории России являются нефтеперерабатывающие предприятия. При этом акцизами облагаются только нефтепродукты, реализованные на внутреннем рынке.
В соответствии с Законом РФ № 366-ФЗ от 24.11. 2014 г. в перечень подакцизных товаров дополнительно включены: бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин.
Операциями, при которых должен исчисляться акциз, являются только получение бензола, параксилола и ортоксилола в собственность, их оприходование в результате переработки третьими лицами или в рамках собственного производственного процесса лицами со свидетельствами на совершение операций с ними. Свидетельства на совершение операций с бензолом, параксилолом и ортоксилолом выдаются налоговыми органами с 1 декабря 2014 года лицам, производящим из данных подакцизных товаров неподакцизную продукцию нефтехимии собственными силами или с привлечением третьих лиц.
Что касается авиационного керосина - объектом акцизного налогообложения является только его получение лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
На 2015 год ставки акциза по бензолу, параксилолу, ортоксилолу и по авиационному керосину установлены в размере 2300 рублей за тонну. В 2016 году предусматривается их повышение до 3000 рублей, с последующим снижением в 2017 году до уровня - 2800 рублей за тонну.
При этом положениями Закона предусмотрено введение особенностей исчисления акциза и применения вычета в увеличенном размере по совершаемым операциям с прямогонным бензином, бензолом, параксилолом, ортоксилолом, авиационным керосином.
Вычет определяется в размере сумм акциза, исчисленных при получении подакцизного товара, увеличенного на коэффициент, установленный на 2015 год в следующих размерах:
• прямогонный бензин — 1,37 (в 2016 году — 1,60; в 2017 году — 1,94)
• бензол, параксилол, ортоксилол — 2,88 (в 2016 году — 2,84; в 2017 году — 3,40)
• авиационный керосин — 2,00 (в 2016 году — 1,84; в 2017 году — 2,08).
В случае если приобретенный бензол, параксилол, ортоксилол используется не для дальнейшего производства из него неподакцизной продукции нефтехимии, то налогоплательщику предоставляются налоговые вычеты с применением коэффициента равного 1.
С учетом повышающих коэффициентов, по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по данным продуктам будет превышать общую сумму налога, исчисленную организациями. Полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Новый порядок возмещения сумм акциза аналогичен правилам ускоренного возмещения по НДС.
Одновременно с декларацией представляется заявление с реквизитами банковского счета и банковская гарантия. Банковская гарантия может не представляться налогоплательщиками, у которых совокупная за три предшествующих года сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ превышает 10 млрд рублей.
В течение 5 дней со дня подачи заявления о возмещении налоговый орган проверяет представленные документы и возвращает налогоплательщику денежные средства.
Обоснованность возвращенной суммы проверяется в ходе камеральной налоговой проверки на основании документов, представленных налогоплательщиком одновременно с декларацией.
В соответствии с налоговым законодательством ставки акцизов на нефтепродукты дифференцированы с учетом требований, предъявляемых к качеству топлива (таблица 2.2)
Таблица 2.2- Ставки акциза на нефтепродукты
Продукция | Налоговые ставки (руб/ тонна) | ||
С 01.01 по 31.12. 2015 г | С 01.01 по 31.12. 2016 г | С 01.01 по 31.12. 2017 г | |
Автомобильный бензин, ниже класса 3,4,5 | |||
Класс 3 | |||
Класс 4 | |||
Класс 5 | |||
Прямогонный бензин | |||
Дизельное топливо и средние дистилляты | 3 950 | ||
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей | 6 500 | 6 000 | 5 400 |
Бензол, параксилол, ортоксилол | |||
Авиационный керосин |
Рассмотрим типичные примеры некоторых ситуаций по передаче подакцизных нефтепродуктов.
Пример 1. ЗАО «Омега» - собственник нефти заключило договор с нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) на оказание услуг по переработке этой нефти с целью получения автомобильного бензина. В этом случае акциз будет начисляться переработчиком (НПЗ) при передаче автомобильного бензина собственнику либо при передаче этого бензина любому лицу по указанию собственника.
Пример 2. НПЗ - производитель автомобильного бензина использует часть бензина для заправки собственного автотранспорта. В подобной ситуации на объемы бензина, передаваемые для таких целей, должен начисляться акциз.
Пример 3. ООО «Сигма» производит автомобильный бензин с октановым числом до 80 и на давальческих началах передает его ООО «Вектор» для получения автомобильного бензина с более высоким октановым числом. В данном случае производитель бензина - ООО «Сигма» обязан исчислить акциз при передаче бензина с октановым числом до 80 на переработку.