Практическая работа №14
ТЕМА: СССР 60-80-Е гг. XX века.
ЦЕЛИ:
1. Актуализировать представления об эпохе «застоя».
Студент должен знать:
- задачи внутреннего развития СССР в 60-70-е гг. XX века и противоречивость внутренних тенденций развития.
- значение понятия «диссиденство».
Студент должен уметь:
- участвовать в обсуждении проблемы.
- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты, события, явления.
- готовить устные сообщения.
План практического занятия:
1. Л.И.Брежнев – личность в истории.
2. Экономическая реформа 1965 года.
3. Дальнейшее развитие экономики в 70-е гг.
4.Правозащитное движение в СССР.
5. Внешняя политика СССР в 60-80-е гг.
Задание 1. Подготовить устное сообщение о персоналии Л.И.Брежнева.
Задание 2. Заполнить схемы:
1.
Реформа в
промышленности
2.
3.
1.
2.
3.
Реформа в сельском хозяйстве
4.
5.
6.
7.
Задание 3. Заполнить таблицу:
Направления экономической политики | Содержание экономической политики |
1. Приоритетные отрасли экономики | |
2. Управление промышленностью | |
3. Планирование (срок, основные показатели, соотношение плановых показателей) | |
4. Основные показатели по отраслям | |
5.Методы интенсификации и достижения роста | |
6. Управление сельским хозяйством | |
7. Отношение к личному подсобному хозяйству | |
8.Основные статьи импорта из стран СЭВ, из других стран |
Задание 4. Раскрыть понятие «диссидент», провести исторические параллели.
Подготовить устные сообщения о персоналиях:
П.Григоренко
А.Сахаров
А.Солженицин
Задание 5. Проблемное задание с ситуацией предположения.
Требования к работе:
1) в контексте ответа показать понимание смысла ведущих понятий: «диссиденты» и «правозащитники»;
2) сформулировать и кратко аргументировать обязательность определенных черт характера, качеств борцов с существующим режимом;
3) назвать имена некоторых правозащитников, примерами их жизни подтвердить свои рассуждения;
4) назвать две и более причины немногочисленности правозащитного движения;
5) целостно, логично, с личностным отношением к обсуждаемой проблеме изложить свои мысли.
Задание 6. Заполнить таблицу «Особенности политического и духовного развития страны в 60-70-е гг.».
Особенности | Социальные последствия |
Разрыв между провозглашенными идеалами развитого социализма и реальной жизнью | |
Нерешенность проблем развития национальных республик | |
Уход от анализа реальных противоречий общественного развития | |
Обострение идеологической борьбы | |
Идейная реабилитация сталинизма | |
Противостояние официально-догматической и гуманистической, демократической культуры |
Задание 7. Заполнить таблицу «Периодизация диссидентского движения в СССР».
Название и хронологические рамки этапов | Участники и события |
1. Период становления (1965-1972 гг.) | |
2. Период кризиса (1973-1974 гг) | |
3. Период широкого международного признания (1974-1975 гг.) | |
4. Хельсинкский период (1976-1981 гг) |
Задание 8. Заполнить таблицу:
Хронологические рамки | Разрядка | Конфронтация | Хронологические рамки |
1965 г. | 1968 г. | ||
1966-1969 гг. | 1976 г. | ||
1968 г. | 1979 г. | ||
1971 г. | 1983 г | ||
1972 г. | 1984 г. | ||
н. 70-х гг. | |||
1975 г. |
Сделать выводы.
Задание 9.
В качестве опережающего домашнего задания студенты проводят социологический опрос родителей, бабушек и дедушек «Жизнь при Брежневе»:
1. Какие важные события в жизни ваших родителей связаны с правлением Л.И.Брежнева?
2. Ощущали ли ваши родители на примере своей семьи (своих родителей) общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно он проявлялся?
3. Каким было материальное положение ваших родных в 1964-1984 гг.?
4. Замечали ли ваши родные в социально – экономическом положении страны негативные кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?
Ответы своих родных студенты оформляют письменно, оглашают на занятии и обобщают материал.
Для анализа ситуации сравните статистические данные о ценах на продукты времени Л.И.Брежнева и сегодня:
Хлеб-1 кг-16 коп - 16 руб
соль-1 кг- 10 коп - 4 руб
сахар-1 кг-1 руб - 30 руб
рыба-1 кг-1 руб - 100 руб
мясо-1 кг-2 руб - 250 руб
картофель-1 кг-10 коп - 10 руб
колбаса-1 кг-2руб.80коп - 200 руб
электроэнергия- 1квт/час-4 коп - 1 руб 90 коп
телефон- 3руб в мес - 300 руб
плата за двухкомнатную квартиру в мес-14 руб - 2000 руб
средняя зарплата в месяц – 120 руб и более. – 6000 руб и более
средняя пенсия – 80 руб и более - 3000 руб и более
Какое количество товаров можно было купить тогда и сегодня на зарплату и пенсию?
Задание 10. Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.
1. Предшествовавший перестройке период назван, как
известно, застоем или временем упущенных возможностей.
Какое из этих определений кажется вам более точным?
Почему? Каковы основные черты данного периода в экономике, политической сфере?
Обратите внимание на характеристику стиля тогдашнего руководства, данную Ф. М. Бурлацким:
«Брежнев по самой своей натуре, характеру образования и карьере... был типичный аппаратный деятель областного масштаба... Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты — в парторганизациях, в экономике, науке, культуре — проводников такого стиля, «маленьких Брежневых», неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных делом, но умело распоряжающихся ценностями».
2. Как вы думаете, был ли искренен Л. И. Брежнев, заявивший в ноябре 1968 г. Б. Шимону, возглавлявшему делегацию КПЧ на торжествах, посвященных 61-й годовщине Октябрьской революции: «Вы решили, что раз в ваших руках власть, то Вы можете поступать, как Вам заблагорассудится. Но ведь даже я не могу себе этого позволить, даже мне удается реализовать свои замыслы в лучшем случае на треть. Что бы было, если бы при голосовании в Политбюро я не поднял бы руки за ввод войск? Наверняка тебя бы здесь сейчас не было. Но, возможно, не было бы здесь и меня».
3. Чем объясняется, с вашей точки зрения, наступление периода конфронтации, обострения международных отношений на рубеже 70—80-х гг.? Насколько это было закономерно? Какова мера ответственности руководителей ведущих государств за произошедший поворот?
Почему ввод советских войск в Афганистан явился событием, которое приобрело исключительное значение для международных отношений и внутренней политики нашей страны? Рассмотрите последствия этого шага, предпринятого советским руководством. J
Обратите внимание на отрывок из открытого письма академика А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР:
«Военные действия в Афганистане продолжаются уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей. Более миллиона афганцев стали беженцами... Ожесточение борьбы, жестокости с обеих сторон возрастают, и конца этой эскалации не видно... Не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... На Генеральной ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие ранее безоговорочно поддерживающие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная милитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы... усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля... Политический выход из возможного тупика должен быть найден. Продолжение и тем более дальнейшее усиление военных действий приведет, по моему убеждению, к катастрофическим последствиям. Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешен афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий».
4. Один из сподвижников академика А.Сахарова, С.Ковалев отмечал: «Мы политиками не были, у нас была просто нравственная несовместимость с режимом».
Как вы думаете, что имел в виду активный участник правозащитного движения?
Требования к результатам работы: план устного ответа и письменная работа в тетради
Дополнительная литература:
1. Грушин Б.А. «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: в 4 книгах».
«Жизнь вторая: эпоха Брежнева».М; 2003;
2. Матвеев М.Н. «Власть и общество в системе Советов народных депутатов в 1977-1993 гг.».Самара; 2005;
Приложение