Владимирцы на фронтах великой отечественной войны
В первые дни войны среди жителей Владимирского края, как и по всей стране, царили настроения: от растерянности и шока до крайней самоуверенности. Имели место даже рассуждения о революции и пролетарской солидарности русских и немецких рабочих. Так, вечером 22 июня во Владимире у парка Пушкина состоялся многотысячный митинг, на котором выступили машинист паровоза Спиридонов и депутат Верховного Совета СССР, директор грамзавода Баталин. В резолюции митинга говорилось: «Мы хорошо знаем, что эта война навязана нам не германским трудовым народом, который, страдая, несёт на своих плечах все тяготы второй империалистической войны. Война Советскому Союзу навязана зарвавшейся кликой германских фашистских правителей и кровожадным палачом Гитлером, объявившим поход против отечества пролетариев всего мира».
Эти слова не являлись фантазией партийных владимирских идеологов, а были заимствованы из выступления Молотова. На других митингах и собраниях «выражалась твердая уверенность, что уже в ближайшие дни обнаглевший враг будет разгромлен». Сказывались довоенные идеологические лозунги о том, что «уж если начнётся война, то врага будем бить на чужой территории».
Специальным указом наш край объявлялся на военном положении, а 24 июня начальник гарнизона генерал-майор Пронин ввёл особый режим во Владимире. Жители обязаны были соблюдать светомаскировку, запрещалось Точное хождение по городу без пропусков, ограничива-
______________________345
Среди массы возникших проблем первоочередной являлась мобилизация. Из городов и районов Владимирского края в его современных границах в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков. (Изданная к 50-летию Победы областная «Книга Памяти» указывает число мобилизованных 279397 человек. Однако, год спустя, пришлось издавать дополнительный список. Это подтверж дает вывод о том, что количество призванных и погибших выявлено далеко не полностью). Из них более 134 тысяч не вернулись домой.
Владимирский край принимал, размещал, обучал, снаряжал множество воинских соединений. Это особенно проявилось в 1941–1942 гг., когда его территория стала прифронтовой. Тут сформировались 34 воинские части. Во Владимире и пригородах были сформированы 20-я и 45-я танковые, 32-я и 53-я мотострелковые бригады, 180, 250 и 262-я стрелковые дивизии. По железной дороге на фронт ушли три бронепоезда «Илья Муромец», «Ковровский большевик», «им. Ф. Дзержинского». Край поставил в Красную Армию почти 19 тысяч лошадей, 3 тысячи автомобилей, 252 трактора.
Накануне войны во Владимир из Иванова были переведены курсы усовершенствования командного состава запаса, которые затем стали пехотным училищем. Осенью 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, оно произвело первый выпуск командиров стрелковых и пулеметных взводов. Сводный батальон курсантов, которым только что присвоили звание «младший лейтенант», в количестве 534 человек провел боевое крещение на подступах к столице. Для многих первый бой стал и последним. Приближение линии фронта потребовало создания координирующих органов власти. На основании постановления ГКО в 160 городах страны были созданы местные комитеты обороны. Пять из них на территориях, входящих ныне в состав Владимирской области: Александрове, Владимире, Гусь-Хрустальном, Коврове, Муроме. Они объединили усилия гражданских и военных властей. Так, в состав Владимирского комитета обороны вошёл секретарь горкома Осипов, председатель горисполкома Фомичев, начальник гарнизона Абрамов. Его заседания бы-
батальонов и народного ополчения. Суровые меры приходилось применять и по поддержанию порядка в области, что выразилось в борьбе не только с диверсантами, но и с мародерами, бандитами, паникерами. Через нашу область сначала прокатилась огромная волна беженцев, а затем возвращенцев в районы, освобожденные от оккупации. Людей надо было принять, накормить, кого-то трудоустроить.
Много внимания требовала и система всеобщего военного обучения (всевобуч). В первый период войны она охватила около 300 тысяч человек. Среди них мужчины пожилого возраста, женщины, юноши и девушки. Они входили в отряды противовоздушной обороны, группы самозащиты, } которые осуществляли химическую и санитарную защиту населения, охраняли особо важные объекты.
Приём раненых, оборудование госпиталей — ещё одна страница в истории нашего края периода войны. Для Владимира, где не было военных действий, именно развертывание военных эвакогоспиталей и было, наверное, одним из самых запоминающихся и самых выдающихся событий. Достаточно привести некоторые цифры: город, население которого в 1941 г. составляло чуть более 60 тыс. человек, сумел принять не менее 250 тыс. раненых, здесь было развернуто 18 госпиталей и сопутствовавшая им структура из эвакопунктов, станции переливания крови и т. д.
Многие наши земляки совершили героические поступки в годы войны. Так, личный состав 13-й заставы Владимир-Волынского погранотряда, которым командовал воспитанник ковровской школы 39 лейтенант А. В. Лопатин, в полном окружении вёл бои с 22 июня до
______________________347
2 июля 1941 г., и многие (в живых осталось только 3 человека) погибли. А. В. Лопатину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Целый месяц длилась оборона Брестской крепости. В составе её гарнизона находился 132-й отдельный батальон войск НКВД, 18 воинов которого были вязниковцы и гороховчане.
На пятый день войны вся страна узнала о подвиге му-ромлянина Николая Гастелло, который 26 июня 1941 г. направил свой самолет с экипажем из четырех человек в скопление армейской техники противника.
Подвиг Николая Францевича Гастелло был повторен в годы войны более 300 раз, в том числе нашим земляком, командиром эскадрильи майором Сергеем Герасимовым.
В боях под Калининым (г. Тверь) проявил героизм сын владимирского железнодорожника Евгений Пичугин. Девятнадцатого марта 1942 г. в воздушном бою он таранил немецкий самолёт.
Зимой 1941 г. рабочие Муромского железнодорожного узла во внерабочее время построили бронепоезд «Илья Муромец», который в составе 31-го отдельного Горьковского дивизиона бронепоездов в феврале 1942 г. выступил на фронт и получил боевое крещение под Мценском. Затем участвовал в боях под Орлом, освобождал Варшаву и закончил боевой путь в Германии. В составе экипажа бронепоезда сражались муромские железнодорожники А. В. Солдатов, А. В. Бирюков, А. Г. Шмелев, А. В. Журихин и много других наших земляков.
Когда шли бои на ближних подступах к Сталинграду, туда в составе 49-й Ивановской ополченческой стрелковой дивизии прибыл 222-й Владимирский стрелковый полк, сформированный из ополченцев-владимирцев. В начале сентября 1942 г. полк принял первый бой, который длился 5 суток.
Шла мобилизация и по линии комсомольских организаций. За время боевых действий прошло свыше 70 специальных комсомольско-молодежных мобилизаций. Девятнадцатилетним Михаилу Волкову и Николаю Козлову за форсирование Днепра было присвоено звание Героев Советского Союза. Героически погиб в Прибалтике
______________________348
18-летний юноша из Гусь-Хрустального Вячеслав Смирнов, посмертно удостоенный звания Героя. Совсем молодым ушел на фронт и Геннадий Чехлов. Большой боевой путь прошла танковая бригада, в которой он воевал. В Праге маршал Конев вручил Г. Чехлову за боевые подвиги «Золотую Звезду» героя.
Человеком из песни называли во Владимире Героя Советского Союза Павла Семёновича Маштакова, потому что именно о нём написали песню композитор Новиков и поэт Ошанин:
От Днепра — реки родимой,
До балтийских берегов
Шёл никем непобедимый
Бронебойщик Маштаков.
За подвиги и героизм на фронтах Великой Отечественной войны 11528 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них 100 наших земляков, а 20 владимирцев — полные кавалеры ордена Славы.