Бюрократия в России сегодня

История развития бюрократии

Феномен бюрократии известен человечеству с давних времен, бюрократия неразрывно связано с государством. Целью моей курсовой работы является анализ феномена бюрократии и в прошлом, и в наши дни. Исторические корни бюрократии возник только в XVIII в. Она начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Письменное делопроизводство в Египте, сложная система канцелярии Рима, табель о рангах Византии. В Византии складывается двойная иерархия: должностей и чинов, характерная для бюрократического режима впоследствии. К концу XVII в., одновременно с торжеством торгового капитализма и абсолютизма, бюрократический режим стал нормой для всего континента Европы. Страной новой бюрократии стала Пруссия и Австрия. Бюрократический режим прокладывал дорогу зарождавшемуся капитализму и был его орудием. Правительства "просвещенных деспотов" больше всего заботилось об увеличении податей, а по существу "просвещенный деспотизм" был попыткой "разумно", то есть с наибольшей выгодой для государства, эксплуатировать массы. В России ход развития бюрократии отражал те же социально-экономические перемены, что и на Западе. В XVII в. происходит рост московской бюрократии. Первым настоящим бюрократическим учреждением в России был Сенат Петра, сменивший Боярскую Думу. Как только экономика начинает двигаться вперед более ускоренным темпом, это сразу же сказывается новым подъемом бюрократии. Советская администрация сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Экономические реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились под лозунгом борьбы с бюрократией, что привело к развалу страны.

Трактовка понятия «бюрократия»

«бюрократия» это - особый слой лиц, специализирующихся на управлении и обладающих определенными привилегиями. Привилегированный слой, независимый от большинства членов организации; это сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Однако, бюрократия представляет собой единственно возможную в настоящее время форму управления. Бюрократия может формироваться несколькими способами: 1. «рутинизация харизмы» - вырастает вокруг видного лидера, 2. возникает вокруг группы людей – профессиональные управленцы, 3. бюрократическая организация - новая структура обычно выделяется из уже существующих, 4. своеобразное «политическое предпринимательство» - политической деятельностью как профессией, политических партий.

Различные подходы к пониманию бюрократии

Маркс -негативное явление -общая традиция марксисткой теории заключается в том, что она рассматривает возникновение и существование бюрократии на фоне общественного разделения труда, развития элементов сознательности в поступательном ходе истории - когда общество путем простого разделения труда создало органы для защиты своих общих интересов. Но вскоре оно оказалось в таком положении, что эти органы и главный среди них - государственная власть - стали служить особым интересам государственных служащих     Вебер - теория бюрократии Вебера положила начало целому разделу социологической науки - социологии организаций - его труд “Хозяйство и общество” - безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал «идеалом» всякой организации -выделяет два различных типа бюрократической организации: патримониальную (иррациональную) бюрократию и рациональную бюрократию. Патримониальный тип бюрократической организации представляет собой способ управления традиционным государством, когда в распоряжении правителя находится особый аппарат управления - чиновник рассматривает свою власть как личную привилегию - рацбюр основана на объективном “служебном долге”, который, как и право на власть, “компетенция”, определен посредством рационально установленных норм (законов, предписаний, правил

Бюрократия в России сегодня

Эффективность государственного аппарата не слишком высока, он очень часто с опозданием реагирует на нужды населения, не способен обуздать рост преступности. Необходимо отметить, что для молодого российского государственного аппарата характерны:

- дилетантизм; - коррупция, продажность должностных лиц, сращивание с преступными группами; - слишком медленно изменяется психология управленческих кадров – они по-прежнему считают себя хозяевами страны, а не слугами народа. Попыткой поставить бюрократию под контроль можно считать реформу государственной службы (2003 - 2005 гг.), проведенную в Российской Федерации. Данная реформа выразилась в принятии закона «О системе государственной службы Российской федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ. Страна стремится перейти к рациональной модели бюрократии. Формальная департизация, возрождении в усложненном виде чиновничьей «Табели о рангах» ставит крест на надежде построить рациональную бюрократию.

Наши рекомендации