Правовые основы управления в сфере юстиции
Юстиция означает правосудие, а Министерство юстиции РФ — это судебное ведомство. После того, как управление судебными органами перешло Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, в ведении Министерства юстиции России остались такие учреждения, как лаборатории судебной экспертизы, служба судебных приставов, адвокатура и нотариат, пенитенциарная система. В результате ранее проведенной реформы органов и учреждений юстиции за министерством закрепились также функции по правовому обеспечению нормотворческой деятельности, регистрационные функции, функции по правовой информатизации органов государственной власти, а также недавно переданная из Министерства экономического развития РФ функция учета и регистрации земельных участков, реализуемая Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Сложившаяся сфера деятельности нормативно закреплена в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (в действ. ред.).
К основным задачам Министерства юстиции РФ Положение относит:
разработку общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции России наделено существенными полномочиями в области нормотворчества, систематизации и учета нормативных актов:
разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности и проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;
проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства РФ;
участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовке Свода законов РФ;
осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
самостоятельно издает ведомственные нормативные акты;
проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ.
Обращает на себя внимание минимизация полномочий Министерства юстиции РФ в отношении подведомственных учреждений юстиции в связи с возросшей их самостоятельностью. Министерство юстиции РФ:
определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;
утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции России.
Существенные изменения произошли в структуре Министерства юстиции России. Так, вместо 26 прежних подразделений осталось лишь девять. Главное управление исполнения наказания (теперь Федеральная служба исполнения наказаний) и Служба судебных приставов (Федеральная служба судебных приставов) приобрели статус федеральных служб. Теперь, когда содержание заключенных почти приблизилось к международным стандартам, ФСИН намерена сосредоточиться на проблемах социальной реабилитации и адаптации бывших заключенных. ФССП обеспечивает установленный порядок деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов. Федеральная регистрационная служба призвана обеспечивать порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию общественных объединений и политических партий, а также осуществлять контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата.
Организационно-правовая система управления в области юстиции
Административно-правовое управление в области юстиции ранее заключалось в обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 утверждена и до настоящего времени действует Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации[13], которая предусмотрела новые направления в ее деятельности.
В соответствии с Концепцией организационное управление в судах всех юрисдикций осуществляется через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации,что соответствует принципу независимости судебной власти. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. (в редакции закона от 11 ноября 2009 г. № 246-ФЗ) определено, что судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, которое состоит в проведении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. В пределах своей компетенции он вправе: запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности, выполнять иные задачи предусмотренные законом.
Органы управления и взаимодействия с иными органами в области юстиции
Управление в области юстицией имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой правового положения объектов управляющего воздействия. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) непосредственно подчинено Президенту Российской Федерации. Оно централизовано управляет организациями (учреждениями и предприятиями), входящими в его систему.
Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Он взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В целях повышения деятельности органов и учреждений органов юстиции образовано восемь Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, которые являются главными территориальными органами и осуществляют контроль за деятельностью аналогичных структур по субъектам Российской Федерации. Например, Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному, Сибирскому, Уральскому, Южному, Северному, Северо-Кавказскому, Приволжскому, Дальневосточному федеральным округам.
В соответствии с возложенными задачами министерство в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности: вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законов, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обобщает практику применения законодательства России и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; и т.п.
В области государственной регистрации, ведения реестров и учетов нормативных правовых актов: осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; а также выполняет иные функции по регистрации нормативных правовых актов.
В области противодействия коррупционным проявлениям Минюст России: проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; проводит в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
В сфере деятельности некоммерческих, религиозных, политических, общественных организаций указанное министерство: утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, и другие формы регистрации; определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
В области нотариальной деятельности министерство юстиции: утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности и др.
В области адвокатской деятельности министерство: определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством об адвокатуре.
В области государственной регистрации актов гражданского состояния Минюст России согласовывает назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение; утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и т.д.
В области деятельности судебно-экспертных учрежденийосуществляет организационное и методическое руководство.
В области международной деятельности министерство осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию России с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и т.п.
Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены законами, актами Президента или Правительства Российской Федерации.