Характеристика власти и социальных норм первобытного общества
Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
- экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Всё взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами.
1. Власть базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.
2. Власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали).
3. Власть опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода.
4. Власть осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнём, решалось уже на основе нормы социальной (Т. В. Кашанина);
2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.
Общие закономерности происхождения государства (неолитическая революция):
Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями и массовым истреблением их людьми, привело к распаду крупных охотничьих родов.
Увеличение числа населения при снижении объектов охоты способствовало расширению рациона за счет растительной пищи. Одновременно идет процесс улучшения орудий труда и совершенствования способов производства.
Важным этапом развития первобытного общества стал переход от присваивающей экономики к производящей (от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству), так называемая, неолитическая революция.
Происходит первое общественное разделение труда:земледелие отделяется от скотоводства, что радикально меняет характер общественных отношений в первобытном обществе, а именно:
· усложняется процесс труда, совершенствуются орудия труда, результат труда стал зависеть от отдельной семьи;
· при перемещении и взаимодействии родоплеменных объединений, родовые связи заменяются территориальными;
· родовая община трансформируется в соседскую, которая в отличие от родовой уже не имеет кровнородственных связей, имеет обособленное имущество отдельных семей, общинная земля распределялась между семьями, что создало основу для частной собственности.
Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда, что приводит ко второму разделению труда:ремесла выделяются в самостоятельную отрасль производства.
Наличие излишков продукции у земледельцев, скотоводов, ремесленников стало основой для обмена их между представителями этих трёх групп. В результате возникает отдельная группа людей – посредников между этими тремя группами. Это приводит к третьему разделению труда – появлению купцов и торговцев.
В результате неолитической революции:
· внутри общины развивается процесс накопления излишков у отдельных семей, что приводит к имущественному неравенству и появлению эксплуатации;
· усложняется управленческая деятельность: возрастает роль публичной власти: должности вождей становятся наследственными, вожди и старейшины приобретают привилегии;
· имущественное неравенство приводит к формированию классов;
· в условиях ведения войн формируется своеобразный строй – военная демократия: выделяются военные, которые только воюют и получают от соплеменников вознаграждение;
· добровольное подношение военным в дальнейшем трансформируется в обязательную плату дани на содержание армии и аппарата управления.
Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство.