Iii. современное состояние и проблемы развития молодёжи в российской федерации
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА
I. ВВЕДЕНИЕ
Глобальные тенденции последних десятилетий убедительно доказывают, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества обретут те государства, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь.
Молодёжь должна стать ведущей силой, обеспечивающей переход экономики России на инновационный путь становления. Лучшие представители молодых поколений на протяжении всей российской истории не щадили свои жизни ради защиты Родины, создавали в обществе мотивацию к позитивным изменениям. Именно они преимущественно поддерживали прогрессивные реформы и претворяли их в жизнь, осваивали просторы новых земель, а затем и космического пространства, изобретали новые технологии, обеспечивавшие рост экономики и улучшение качества жизни, создавали великую культуру, вдохновлявшую на подвиги и свершения.
Вместе с тем сама цель обеспечения инновационного (устойчивого) развития страны предъявляет особые требования к молодёжи, её мировоззрению, образованию и профессиональной квалификации, умению работать в высококонкурентной среде, лидерским качествам и предпринимательским способностям. Перед молодым поколением будет стоять сверхзадача, требующая одновременного обладания компетенциями и навыками нескольких поколений, необходимыми для того, чтобы не просто сохранить страну, но и обеспечить её устойчивое социально-экономическое развитие, глобальную конкурентоспособность, национальную безопасность. Только так можно повысить международную привлекательность России, упрочить её положение на мировой арене в качестве одного из лидеров развития мирового сообщества, мировой экономической, технологической, интеллектуальной, научной, культурной элиты.
Цели и задачи обеспечения лидерства страны в современных глобальных условиях определяют основные направления и формируют контекст реализации государственной молодёжной политики, которая приобретает столь необходимый ей в этот период межведомственный, междисциплинарный характер, охватывая сферы образования и воспитания, демографии, здравоохранения, профессиональной подготовки, культуры.
Основными целями государственной молодёжной политики должны стать максимизация (достижение максимально возможного уровня развития в имеющихся условиях) личностного потенциала российской молодёжи и создание системных условий в социально-экономическом поле, на общественно-политическом и ценностном уровнях для обеспечения полноценной и разносторонней реализации во благо процветания страны.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Основы) – система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации.
2. Основы разработаны в целях обеспечения интересов государства, российского общества в целом и молодого населения Российской Федерации, в частности. Основы призваны ответить на стоящие перед Россией вызовы и реализовать возможности в развитии молодёжи, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодёжи. Основы задают долгосрочные ориентиры развития субъектам молодёжной политики, а также параметры инвестиций в молодёжные программы, проекты, общественные молодёжные объединения и в инфраструктуру молодёжной политики.
3. Основы обеспечивают координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также – государственные и муниципальные органы), межведомственного и межсекторного взаимодействия органов власти, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества и негосударственным сектором при реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации.
4. Основы разработаны в соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 3 июля 2014 года и являются отраслевым документом стратегического планирования. Основы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Модельным законом Содружества Независимых Государств «О государственной молодежной политике» (принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ 23.11.2012 г.) и постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", а также Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и положениями Указов №596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике», №606 от 07.05.2012 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», №597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», №598 от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», №599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», №603 от 07.05.2012 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», №604 от 07.05.2012 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» от 07.05.2012, №602 от 07.05.2012 «Об обеспечении межнационального согласия» во исполнение Указа Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
5. Основы разработаны с учётом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программы развития здравоохранения в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, а также иных документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, образования, региональной политики, миграционной политики, культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной молодёжной политики Российской Федерации. Стратегия реализации Основ предусматривает необходимость обеспечения преемственности основных положений Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации 2006 года, а также Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
6. Основы вводят следующие основные термины и понятия:
· Государственная молодёжная политика – самостоятельное направление деятельности государства, представляющее целостную систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, научного и кадрового характера, реализуемых на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями и направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодёжи, успешной социализации и роста её личностного капитала (т.е. совокупности знаний, умений и навыков, направленных на благо развития самой молодёжи и общества) в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, упрочения её лидерских позиций на мировой арене.
· Участниками государственной молодёжной политики являются молодые граждане, а также все государственные органы, государственные и негосударственные учреждения, предприятия, организации, имеющие в числе своих работников или участников молодых граждан или ведущие любую образовательную и иную деятельность, направленную на развитие молодёжи.
· Молодёжь – социально-демографическая группа, отличающаяся определённым статусом в обществе, предоставляющим ей возможности для социального становления и обеспечивающим ее льготами, включающая молодых граждан – физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Российской Федерации, молодёжная политика осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными нормами и соглашениями. Организации и учреждения всех форм собственности вправе самостоятельно в локальных правовых актах устанавливать верхнюю планку возраста молодежи, которая не может быть ниже установленной нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.
· Молодая семья – семья, состоящая в зарегистрированном браке, при условии, что оба супруга не достигли 35-летнего возраста, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 35-летнего возраста.
· Молодёжное общественное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке добровольное объединение молодых граждан, объединившихся на основе общности взглядов и интересов, уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодёжи, а также союзы (ассоциации) указанных объединений.
· Молодой учёный – работник образовательной или научной организации, имеющий учёную степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или учёную степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ поддержки решения жилищных проблем работников возрастная рамка может достигать 45 лет), или являющийся исследователем без степени в возрасте до 30 лет.
· Молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных законодательством Российской Федерации, субъектов РФ или локальными нормативными актами учреждений и организаций любых форм собственности – до 35 лет, имеющий профессиональное образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.
· Молодой рабочий – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30, а в некоторых случаях, определенных законодательством Российской Федерации или субъектов РФ, а также локальными нормативными актами учреждений и организаций любых форм собственности – до 35 лет, выполняющий работы, подпадающие под действие тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
· Талантливые молодые граждане, имеющие достижения в различных сферах реализации способности к труду и к творчеству либо продемонстрировавшие потенциальную способность иметь такие достижения в большей мере или с большей вероятностью, чем другие молодые граждане.
· Молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации ( жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий) ; в экстремальных условиях; признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для граждан с недостатками физического и (или) психического развития; молодые граждане, являющиеся инвалидами, сиротами, а также иные молодые граждане, сталкивающиеся с дополнительными социальными или физическими сложностями интеграции в общественные отношения, состав которых определяется нормативными правовыми актами, устанавливающими особенности реализации молодёжной политики в отношении молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
· Молодёжное предпринимательство, при условии осуществления предпринимательской деятельности гражданами в возрасте до 35 лет, а также юридическими лицами (субъектами малого и среднего предпринимательства), отвечающими следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников и возраст руководителя – до 35 лет; в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридического лица, доля вкладов лиц не старше 35 лет превышает 75%.
· Инфраструктура молодёжной политики – система государственных, муниципальных и общественных учреждений, организаций и профильных площадок, а также иных учреждений всех форм собственности, создающих возможности для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодёжи.
· Неформальное образование − любой вид организованной и систематической образовательной деятельности, которая может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, входящих в формальные системы образования.
· Информальное образование − общий термин для образования за пределами стандартной образовательной среды; индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
7. Макроконтуры государственной политики в отношении молодёжи в 2000-е годы в значительной степени определялись необходимостью преодоления масштабных проблем, порождённых социально-экономическим кризисом 1990-х гг., сопровождавшимся катастрофическим падением численности населения и продолжительности жизни граждан Российской Федерации, сокращением уровня реальных доходов населения, ухудшением нравственного климата в обществе. В 90-е годы были надломлены базовые ценностные ориентиры общества и, прежде всего, такие как патриотизм, лояльность к своей стране, межличностное доверие в обществе.
8. С середины 2000-х гг., благодаря реализации ряда масштабных инициатив в сфере государственной социальной политики, удалось переломить эти негативные тенденции и добиться заметного улучшения социально-экономического положения молодёжи. В 2005–2010 гг. заметно уменьшилась смертность в молодых возрастах. Увеличилось участие молодёжи в рынке труда, снизился уровень молодёжной безработицы. Наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Снизились значения ряда показателей социального неблагополучия (в частности, опасное потребление алкоголя, распространенность абортов, совершение суицидов и др.). Россия вошла в число мировых лидеров по показателю охвата молодёжи высшим образованием.
9. Однако в ближайшее время России предстоит столкнуться с новыми серьёзнейшими качественными и количественными проблемами в развитии личностного потенциала молодёжи страны, способными поставить под угрозу не только социально-экономическое развитие России в период до 2020 г., но и само её существование как суверенного государства, способного эффективно отстаивать свои национальные интересы на международной арене. Само по себе повышение уровня экономического состояния не является гарантией или следствием активизации участия молодых людей в процессах, обеспечивающих повышение уровня безопасности страны. Необходимы целенаправленные меры по повышению уровня патриотизма и духовного-нравственного воспитания молодёжи. Преодоление этих вызовов потребует целенаправленных, системных и скоординированных действий всех уровней государственной власти, бизнес-сообщества, негосударственных организаций и всего общества в целом.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПЕРИОДА
10. Наиболее серьёзным качественным вызовом предстоящего периода может стать ценностный вызов, угрожающий выведением значительной и наиболее активной части российской молодёжи из зоны комфорта реализации своих навыков и умений на благо Родины. Преодоление этого вызова является основной комплексной задачей государственной молодёжной политики.
11. Основным количественным вызовом, который окажет серьёзнейшее влияние на все без исключения ключевые сферы, такие как экономика, национальная безопасность и положение страны на международной арене, социальная сфера, финансовая система, технологическое развитие и инновации, в ближайшие 10 – 15 лет станет снижение абсолютной численности молодёжи и её удельного веса в населении Российской Федерации. Численность молодёжи в возрасте 15–29 лет будет неуклонно и чрезвычайно быстро снижаться в ближайшие годы и к началу 2020-х годов достигнет своего минимального значения – около 21,1 млн человек, почти на треть меньше, чем в 2013 году (30,6 млн человек).
12. Снижение абсолютной численности молодёжи является следствием падения рождаемости в 1990-е годы; сейчас в молодые возраста вступают малочисленные поколения рождённых в те годы детей. Серьёзность этого вызова обусловлена, во-первых, его неотвратимостью – снижение численности молодёжи в ближайшие годы неизбежно, и, во-вторых, его масштабностью – по данным Федеральной службы государственной статистики населения в возрасте 10–15 лет в 2013 году насчитывалось 7,2 млн., что почти на 45% меньше, чем населения в возрасте 25–29 лет (12,6 млн.). Подобное беспрецедентное падение численности молодого населения влечет за собой целый ряд стратегических вызовов во всех ключевых сферах развития страны:
· экономический вызов – сокращение числа молодых работников (особенно высокой квалификации) несет угрозу экономической стагнации и ослабления позиций России в мировой экономике;
· кадровый вызов – критическая нехватка молодой рабочей силы в ряде стратегически значимых отраслей (в том числе производство, различные отрасли бюджетной сферы), препятствующая их полноценному функционированию;
· демографический вызов – сокращение численности потенциальных молодых матерей (20 – 29 лет) и молодых семей; угроза убыли населения;
· социальный вызов – малочисленность молодёжи по сравнению со старшими поколениями порождает серьёзнейшую проблему обеспечения пенсионной системы и роста пенсионной нагрузки;
· региональный вызов – предстоящее сокращение численности молодого населения в сочетании с высоким миграционным оттоком может привести к критическому ухудшению социально-экономической ситуации в ряде регионов (в первую очередь, территории Дальнего Востока), а также в сельской местности.
· вызов национальной безопасности – численность мужчин призывного возраста (18–27 лет) сократится к 2020 году на 3,8 млн. человек (более чем на треть), к 2050-му – на 4,5 млн. (более чем на 40 %), что вызовет проблемы с комплектованием Вооружённых Сил и поддержанием обороноспособности страны. В сочетании с региональным вызовом это означает ослабление возможности противостоять неконтролируемым потокам международной миграции, усиление геополитических угроз (прежде всего, в Сибири и на Дальнем Востоке).
13. Комплекс перечисленных выше серьёзнейших вызовов ставит под угрозу социально-экономическое развитие России в ближайший период (до 2025 года), а также само её существование как сильного суверенного государства, способного эффективно отстаивать свои национальные интересы на международной арене. Преодоление этих вызовов потребует целенаправленной, системной государственной молодёжной политики, осуществляемой при координации действий всех уровней государственной власти, бизнес-сообщества, общественных движений и организаций.
IV. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14. Основная цель государственной молодёжной политики – формирование общественно-государственной системы, обеспечивающей развитие и распространение в качестве преобладающей общественной нормы жизненных сценариев молодёжи страны, опирающихся на такие приоритеты, как патриотизм, ответственность, самоотдача, здоровье, образованность, благополучие; максимизация (т.е. достижение максимально возможного в существующих условиях) личностного потенциала российской молодёжи и возможностей для его полноценной и разносторонней реализации во благо развития страны. Новые глобальные вызовы, стоящие перед Россией на международной политической арене и в мировом экономическом пространстве, в сочетании со сложной демографической ситуацией обусловливают необходимость мобилизационного сценария развития. При этом нагрузка на молодёжь – экономическая, демографическая, социальная, интеллектуальная – будет значительно выше в силу того, что абсолютная численность и относительная доля молодых людей в российском обществе уменьшится.
15. Приоритетными направлениями государственной молодёжной политики Российской Федерации, имеющими своей целью эффективное решение основных проблем в сфере развития личностного потенциала молодёжи, его наращивание и максимизацию возможностей его реализации, являются:
Приоритет 1. Совершенствование государственного управления, межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации.
Основная цель реализации Основ – максимизация личностного потенциала российской молодёжи и возможностей для его полноценной и разносторонней реализации во благо развития страны – не может быть локализована в сфере ведения какого-либо органа исполнительной власти, поэтому работа по её достижению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда ведомств. Это означает, что требуется переосмысление значения и места государственной молодёжной политики во внутренней политике государства, перестройка системы управления, целенаправленный отбор оправдавших себя и поиск новых решений, направленных на повышение эффективности государственной молодёжной политики и существенное увеличение объемов финансирования под эти решения. Назрела необходимость разграничения полномочий органов управления по организационно-правовым подходам к реализации государственной молодёжной политики как межотраслевой сферы и сферы активного взаимодействия регионов и муниципальных образований, с одной стороны, и как отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчинённости, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности – с другой.
Приоритет 2. Развитие формального и неформального образования как основополагающего инструмента формирования высококачественного человеческого потенциала молодёжи; формирование молодого поколения российской интеллектуальной элиты мирового уровня.
Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала во благо развития России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. При этом речь идёт не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам молодёжи, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. Речь идёт не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но и о качественных характеристиках всего молодого поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны.