Возвышение Москвы. Дмитрий Донской
Верную и взвешенную политику, ориентированную на сотрудничество с татарами и военный отпор агрессии с Запада, проводил новгородский и владимирский князь Александр Невский — национальный русский герой. Его преемники московские — Даниловичи (потомки сына Александра — Даниила) и тверские Ярославичи (от брата Александра — Ярослава) сумели понять общенациональные интересы страны и пытались их решать, хотя и по-разному. Тверские князья первыми поднялись на вооруженную борьбу с татарами и потерпели поражение. Московские князья, подавив с помощью татар антиордынское восстание в Твери (1327 г.), получили ярлык на великое Владимирское княжение и стали главными сборщиками дани для Орды. Москва стремилась и, как правило, успешно к “тишине” — прекращению внутренних войн и татарских карательных набегов. Быстрое усиление Москвы, начавшееся при Иване Калите (1325 — 1340), заложившем основы ее будущего величия, сделало это княжество самым сильным и богатым на Руси. Его стали поддерживать боярство и церковь. Митрополиты сделали Москву (во многом благодаря глубокой религиозности Калиты) своим постоянным местопребыванием.
Причины усиления Москвы были следующие. 1) Выгодное географическое положение в центре транзитных торговых путей с севера на юг (из Новгорода в Рязань) и переселенческих потоков из Киевского Приднепровья в бассейн Волги и Оки. 2) Защищенность от нашествий врагов другими русскими княжествами и землями. С севера, запада и юга от немцев, литовцев и татар Москву прикрывали Новгород, Тверь и Рязань. В связи с этим население окраин охотно переселялось сюда. 3) Личные свойства и политика московских князей. Как курочка по зернышку клюет, так и московские князья-скопидомы неутомимо, потихоньку расширяли свой удел, заботливо округляли свои владения путем “прикупов”. Обеспечив себя поддержкой Орды благодаря титулу великого князя Владимирского (ярлык на это был в их руках с 1328 г.), они еще при Иване Калите добились права самим собирать “ордынский выход” (дань для татар) со всех русских земель. Таким образом, все княжества оказались поставленными в подчиненное положение к Москве при таком порядке вещей. Одновременно шел быстрый рост финансовой мощи Москвы, использовавшей для своих целей часть общерусской дани. 4) Целенаправленную политику такого рода удалось сохранить неизменной в течение нескольких поколений. Как метко писал историк С. М. Соловьев, “все они похожи друг на друга; в их бесстрастных ликах трудно уловить историку характеристические черты каждого; все они заняты одной думою, все идут по одному пути, идут медленно, осторожно, но постоянно, неуклонно; каждый ступает шаг вперед перед своим предшественником, каждый приготовляет для своего преемника возможность ступить еще шаг вперед”. Такая устойчивость программы, терпение и настойчивость в течение 6 поколений (от Даниила, сына Александра Невского, умершего в 1303 г., до Василия Темного, умершего в 1462 г.) закономерно увенчались успехом. 5) Поддержка церкви, открыто ставшей на сторону Москвы, сыграла важную роль. Православная церковь была мощной объединяющей и цементирующей силой для всего русского народа. Москва — местопребывание общерусских митрополитов с начала XIV в. 6) Нужно помнить, что в XIV в. и в Золотой Орде набирает силу процесс феодальной раздробленности, она серьезно слабеет.
Вторая половина XIV в. — время затяжного политического кризиса Золотой Орды. Распад Монгольской империи (1370), внутренние усобицы в борьбе за ханский престол в Сарае (за 20 с небольшим лет там сменилось 20 ханов) — все это создало условия князю Дмитрию Донскому (1359 — 1389) для формирования сильного антиордынского союза русских князей. Символом нового положения Москвы стал отказ князя Дмитрия от уплаты дани Орде и строительство мощной белокаменной крепости в Москве. Орда, расколотая на две части, — в западной утвердился темник (военачальник) Мамай (не чингисид), а в восточной, благодаря поддержке Тамерлана, хан Тохтамыш, — остро нуждалась в ресурсах Руси и попыталась восстановить свою власть над ней. В 1380 г. хан Мамай решил вначале подчинить Русь, а затем ударить по сопернику Тохтамышу.
Князь Дмитрий собрал войска со всей северо-восточной Руси. Большую поддержку ему оказала церковь с ее единой национальной церковной структурой и вероучением, направленным на единение русского народа. Зародившееся в эту эпоху великорусское национальное сознание отлилось в художественные формы православия. Троицкий игумен Сергий Радонежский, обнявший своим нравственным авторитетом всю Русь, благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Эта битва стала первой победой Руси над главными силами Орды. Значение ее трудно переоценить. После этой битвы объединение Руси вокруг Москвы и окончательное падение власти Орды над Русью стало лишь вопросом времени. Впрочем, процесс этот растянулся надолго. В 1382 г. уничтоживший власть Мамая хан Тохтамыш сжег Москву и заставил князей вновь платить себе дань. Но Дмитрий Донской и его преемники передавали свою власть и княжение уже по наследству, как свою вотчину. Москва стала главным городом Руси. Спор Москвы и Твери был решен в пользу Москвы.