Тема 4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации
В рамках данного занятия основной целью является уяснение студентами понятия, видов, оснований и механизма привлечения юристов-профессионалов к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, нарушающих этические принципы и нормы.
Для этого необходимо рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности, как об одном из видов юридической ответственности, рассмотреть характер мер дисциплинарной ответственности и основные виды, предусмотренные профессиональными этическими кодексами.
Важно рассмотреть механизм привлечения юриста-профессионала к дисциплинарной ответственности за нарушение профессиональных этических норм и принципов, который основывается на принципах коллегиальности, открытости, состязательности, права на защиту и других.
В зависимости от характера проступка он сам по себе может служить основанием для привлечения лица и к другим видам ответственности (например, уголовной, гражданской).
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности дисциплинарной ответственности по сравнению с другими видами юридической ответственности?
2. Может ли юрист-профессионал быть привлечен за совершение одного проступка к различным видам ответственности (иным помимо дисциплинарной)?
3. Насколько эффективной является такая ответственность?
4. Каков характер мер дисциплинарной ответственности, применяемых к лицам, совершившим дисциплинарный проступок?
5. Перечислите меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные профессиональными этическими кодексами России.
Тема 5. Профессиональная этика судьи.
Данная тема является первой, посвященной особенностям профессиональной этики конкретной юридической профессии – судьи.
При изучении данной темы необходимо рассмотреть современное состояние судебной системы России и те изменения, которые к ней происходят в последнее время. Важно учитывать все процессы, происходящие в рамках нашей судебной системы, как указывающие на формирование нового судейского сообщества, члены которого подчиняются особым этическим правилам, обусловленным особенностями их профессии.
Важно рассмотреть особенности профессиональной деятельности судьи, которые и определяют те нормы, которые возникли и существуют в Кодексе судейской этики. Среди основных необходимо проанализировать принципы правосудия, статус судьи как представителя независимой судебной власти, обладающего существенными полномочиями при решении споров.
Помимо федеральных законов, регулирующих судоустройство и статус судьи в России, Кодекса судейской этики, среди источников необходимо указать Резолюцию ООН «Основные принципы независимости судебных органов» 1985 г., Рекомендацию Комитета министров Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей».
Особым источником являются документы принятые Высшей квалификационной коллегией судей РФ. В частности необходимо проанализировать Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей от 22.03.2007 г. (в ред. 24.10 2013) и обзоры (доклады) ВККС РФ.
Спецификой этических правил для судей является то, что на судью распространяются особые требования к поведению и во внеслужебное время. Это обусловлено особым статусом судьи как независимого арбитра, в силу чего его поведение никоим образом не должно накладывать тень на правосудие в целом даже вне профессиональных рамок.
Система привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в настоящее время сформирована. Органы судейского сообщества в состав которых входят представители общественности пытаются эффективно исполнять возложенные на них задачи. В условиях повышения открытости судебной системы требуется сделать и процесс привлечения судей к дисциплинарной ответственности более открытым.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие правовые принципы определяют характер этических норм, обязательных для судьи в ходе осуществления своей профессиональной деятельности?
2. Сравните Кодекс судейской этики 2012 г. и Кодекс чести судьи РФ 2004г., каковы основные различия между ними?
3. Чем обусловлен запрет судьям заниматься определенными видами деятельности? Чем обусловлено разрешение заниматься иными (перечисленными) оплачиваемыми видами деятельности?
Насколько в конкретном судье – «судья» должен быть выше «человека» и наоборот?
Какими качествами должен обладать кандидат на должность судьи?
Какова система привлечения судей к дисциплинарной ответственности?
7. Каковы основные виды дисциплинарных проступков, допускаемых судьями в ходе осуществления профессиональной деятельности? Ответ проиллюстрируйте ссылками на обзоры Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Тема 6. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов
Цель данного семинара – указать на этическую составляющую деятельности юристов – представителей правоохранительных органов. Под таковыми мы будем понимать сотрудников прокуратуры, следователей всех ведомств и сотрудников полиции, выполняющих правоприменительные функции в юридическом процессе.
Важнейшей особенностью поведения сотрудника правоохранительного органа является то, что он всегда выступает как представитель государства как государственный служащий. Это накладывает на него ряд этических обязанностей.
Основными источниками являются нормы отраслевого законодательства: нормы закона «О полиции», «О прокуратуре», «О Следственном комитете», Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В отношении сотрудников органов внутренних дел действует Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. У прокурорских работников имеется также на уровне нормы права Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета руководствуются в своей деятельности Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ.
Особую роль играют правила, касающиеся осуществления уголовного судопроизводства и роли следователя в данном процессе. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о допустимости тактических приемов, используемых иногда в следственной практике, направленных на признание обвиняемым своей вины в обмен на снижение размера наказания. Дискуссия по этому поводу ведется в рамках и других наук уже очень давно и однозначный ответ на данный вопрос пока не найден.
Вопросы для самоконтроля