Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Очевидно, что в числе наиболее значимых факторов, влияющих на организацию первобытного общества, были власть и социальные нормы. Общепризнано, что власть необходима для координации отношений между людьми, для управления делами любой социальной группы, коллектива, общества.В этой связи власть есть явление социальное, т. е. образованное и функционирующее в обществе. Социальная власть — атрибут (неотъемлемый компонент) общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается управлении посредством власти.
Социальная власть — это организационная структура) представленная, как правило, группой лиц, решающая управленческие заданы использующая для этого определенные методы воздействия на людей (авторитет, убеждение, силу и др.),
Этой власти свойствен ряд следующих признаков:
7) власть может функционировать лишь в рамках общественных отношении, которые существуют между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями);
8) такие отношения называются властеотношениями. Это всегда двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим а другой подвластным;
9) важнейший признак власти — ее базирование на силе, которая может иметь различную природу (сила авторитета, сила интеллекта, физическая сила и т. п.).
Общественная (социальная) власть догосударственного периода отличалась определенными особенностями.
Власть в догосударственном обществе можно охарактеризовать в качестве первобытной демократии, которая строилась на началах самоуправления. JJj
Высшим органом власти было родовое (народное) собрание взрослых членов рода. Здесь решались важные вопросы жизни родовой общины.
Народное собрание избирало старейшину рода, который, по сути, осуществлял исполнительную власть, оперативно решая различные жизненные вопросы.
К иным свойствам власти родового строя относятся следующие:
— рассматриваемая социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю, опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; -ЩЯ
— она не была особой публичной властью, возвышающейся над обществом, поскольку в обществе того периода не было людей, которые, занимая определенные должности, профессионально осуществляли бы управленческие функции;
принуждение, как проявление властной силы, было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обременяющих дополнительных обязанностей за провинность,
В целом можно сказать, что власть догосударственного общества обладала реальной возможностью управлять действиями людей в существующих когда условиях. Она являлась необходимой функций общества того периода времени, не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Власть опиралась в основном на метод убеждения, на авторитет управляющих, их высокие моральные и физические качества.
Социальные нормы догосударственного общества, как и любого иного общества, сформировавшегося в последующие периоды, — это в основном общепризнанные правила поведения людей, средства упорядочения их взаимоотношений. Эти нормы в догосударственный период отличались следующими особенностями:
10) формировались постепенно, в процессе исторического развития общества, передавались от поколения к поколению;
11) по сути, представляли собою вошедшие в привычку целесообразные в условиях родовой общины правила, основанные на традициях рода;
12) отражали фактически сложившиеся основные закономерности жизни людей;
13) их основной функцией была стабилизация, сохранение сложившихся в то время отношений между людьми, нарушение которых грозило неблагоприятными последствиями для родовой общины.
На основе таких норм, отражающих общезначимые, коллективные интересы и потребности, люди организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок во взаимоотношениях, процедуры разрешения возникающих споров.
Социальные нормы догосударственного общества в основном принимали вид (форму) обычаев, регулирующих поведение, действия людей, порядка общественной жизни. Заметим, что обычаи — это правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку. Обычаи закрепляли наиболее необходимые (рациональные) варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они регулировали производство и обмен, порядок распределения общего продукта, отношения с другими родами и племенами и др.В целом обычаи способствовали выживанию членов родовой общины, согласованности их поведения.
Важное значение в регулировании поведения, деятельности людей имели табу (запреты), посредством которых защищались отношения в родовом объединении. Нарушение табу сопровождалось для первобытного человека наступлением неблагоприятных последствий.
Регулирование отношений между людьми выражалось и в прениях общих собраний, в решениях старейшин, а также осуществлялось посредством устных мифов, ориентирующих на целесообразные варианты поведения в условиях родовой общины.
Существующие тогда правила поведения нередко называют мононормами (от греч. monos — «один», «единичный»), поскольку они включали неразличимые моральные, религиозные, традиционные установки.
Мононормы первобытного общества — это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли не только различного рода табу — запреты совершать определенные действия, но и разные обязанности (например, сохранять какие-то виды животных), а также регламенты — определенные дозволения действий.
Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины. По сути, это приводило к гибели человека, отвергнутого племенем.
2.3. Общие причины возникновения государства иправа
Происхождение государства. Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т. е. более зрелому периоду общественного развития. Он объясняется, связывается с так называемой неолитической революцией. Этим понятием обозначается переход от присваивающей экономики к производящей, т. е. к земледелию, скотоводству, к производству металлических, керамических изделий.
Напомним, что ранний догосударственный период характеризовался коллективным трудом и образом жизни, существованием коллективной формы собственности на земледельческие, охотничьи угодья, добытую пищу. Причиной этого была неразвитость орудий труда.
В определенный исторический период усложнились социальные связи между людьми, произошла дифференциация общества на различные социальные слои (группы).Такому усложнению социальной жизни предшествовали крупные разделения труда, связанные с совершенствованием орудий труда.
Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен, т. е. их отделение от земледелия. Производимый ими продукт не только использовался для потребления, но и давал сырье для производства.
Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело к совершенствованию орудий труда и производства.
Третье крупное общественное разделение труда связано с обменом, появлением металлических денег, с выделением из социальной среды особой группы людей — купцов, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями.
Все это способствовало появлению избыточного продукта, концентрируемого у немногочисленных лиц, созданию разницы между общим и частным. Иными словами, происходил процесс усложнения социальных связей между людьми, расслоения общества, формирования различных, часто противоположных, интересов, служащих источником социальных столкновений.
Первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти. Это объясняется тем, что данная власть возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению этих интересов, к неспособности власти разрешать существующие противоречия.
В этих условиях первобытная система власти стала терять свою значимость. Названные выше изменения предопределяли необходимость реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции — руководство определенной сферой общественной жизни (сбор налогов, разрешение имущественных споров, конфликтных ситуаций и т. д.), военной политикой и др. Так постепенно формировался государственный аппарат, т. е. особая публичная власть, выделившаяся из общества, обладающая верховенством и независимостью от каких бы то ни было социальных структур.
Повторимся, что образовавшиеся противоположные интересы различных социальных групп уже не позволяли власти родовой (народное собрание) принять решение, которое бы удовлетворяло все сообщество. Требовался новый властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других, сдерживать противоборство между различными классами.
Такой организацией, выделившейся из общества, сталогосударство, создававшее относительный порядок в общественных отношениях. К тому же посредством государственной машины обеспечивались охрана и защита собственности и других интересов, прежде всего экономически господствующего класса.
Исходя из сказанного, государство возникло как следствие (результат) развития самого общества, развития прежде всего экономического (три крупных разделения труда; повышение производительности труда и в связи с этим появление избыточности продукта, имущественного неравенства, возникновение частной собственности). Данная тенденция экономического развития оказала решающее влияние на преобразование других сфер жизни общества.
Итак, необходимость совершенствования управления обществом в конечном счете привела к созданию государства — особой политической организации. Существенно то, что государство представляло собой средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс обеспечивает защиту собственности, устанавливает правопорядок, подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса (Ф. Энгельс).
Одновременно с образованием государства, классовых отношений, частной собственности формируется право — новая регулятивная система. Происходит «расширение» прежних мононорм, образуется новое содержание запретов, дозволений, позитивных обязываний. Другими словами, в распоряжении государства появляется важнейший инструмент, содержащий указания на то, что надо делать обязательно («можно»), что запрещено («нельзя») и когда можно поступать по своему усмотрению.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: государство — это территориальная организация политической власти, выражающая волю господствующего класса или народа, регулирующая посредством права наиболее значимые социальные отношения в обществе.
2.4. Военная демократия
Возникновение государства — это достаточно длительный исторический процесс, который нельзя рассматривать как одномоментный акт. По мысли Ф. Энгельса, между догосударственной организацией и государством есть переходный период, называемый военной демократией. В «Иллюстрированном энциклопедическом словаре» относительно понятия «военная демократия» сказано так: «термин, введенный в научный оборот для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытно-общинного строя».
Военная демократия в учебной литературе иногда определяется как протогосударство, т. е. такая организация древнего общества, которая характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу. Заметим, что термин «военная демократия» ввел американский этнограф JI. Морган для характеристики древнегреческого общества в период перехода от родовой общины к сложноорганизованному обществу.
Институтами военной демократии были военный вождь, совет вождей и народное собрание. Развитие грабительских войн заметно возвышало роль военного предводителя. Вокруг него объединялись воины, составляющие его дружину. Но это была еще демократия. Существовало народное собрание, которое постепенно становилось собранием воинов. Известно и то, что все важные решения, так же как и ранее, принимались на народном собрании.
Постепенно военный предводитель наделялся функциями правителя (князя, царя, короля), а его приближенные становились советниками и наместниками.