Кабарда в системе международных отношений в 1-й половине XVIII в. Белградский мир
В первой половине XVIII в. Турция, подстрекаемая западными державами, активизирует свою агрессивную деятельность на Северном Кавказе. В своей кавказской политике особое место она отводила Кабарде. Она продолжала утверждать, что якобы Кабарда и ряд территорий Северо-Западного Кавказа принадлежат Крымскому ханству, являются его вассалами. Стремясь создать простор для агрессии Крыма в этом районе, Турция еще с 30-х гг. XVIIIв. настаивала на провозглашении Кабарды нейтральной территорией, с чем Россия не могла согласиться. Другими словами, в XVIII в. Турция пытается создать на Северном Кавказе прочную оперативную базу для развертывания своей захватнической политики и противодействия росту здесь русского влияния. Не случайно поэтому в XVIII в. русско-турецкий спор из-за Кабарды принимает особенно острый характер. Кабарда в 30-х гг. XVIII в. стала ареной ожесточенной борьбы между Турцией и Россией.
6 апреля 1735 г. верховный визирь Турции пригласил к себе английского, австрийского и голландского посланников и сообщил им о внезапном выступлении России против Азова и просил их совета. Одновременно он вручил им манифест об объявлении России войны. 12 апреля 1735 г. Турция получила объявление войны и со стороны России. Если до начала войны кабардинцы находились в неопределенном положении, то со времени военных действий они решительно встали на сторону России и действовали против кубанских татар (ногайцев) совместно с русскими войсками. Кроме того, кабардинцы принимали активное участие во взятии Азова. В эту войну кабардинцы оберегали территорию, связывающую Кизляр и Астрахань. В 1737 г. кабардинцы участвовали в разгроме крымского войска в Салгирском сражении, а в августе 1739 г. они под командованием Арсланбека Кайтукина нанесли крупное поражение татарам на берегу Лабы.
После окончания Русско-турецкой войны подписан мирный договор на Белградской мирной конференции, считавшийся самым неудачным во всей истории русской дипломатии. Этот мирный договор был подписан без участия и представителей Кабарды, которая принимала самое активное участие в этой войне и во многом способствовала победе русских войск на ее театрах. Этот договор не был выгоден и для Кабарды; В. Н. Кудашев назвал его «политической ошибкой», прервавшей «естественную историческую связь Кабарды с Россией». На этой конференции впервые в истории русско-турецких отношений на таком уровне была предпринята попытка разрешить спорный вопрос о судьбе и о правовом положении Кабарды в международном плане. В статье б-й этого договора сказано, что Большой и Малой Кабарде и кабардинскому народу быть вольными и не быть под владением ни той, ни другой империи; но Кабарда должна была служить буфером между Турцией и Россией. Турки и татары, а также и вся Российская империя не должны были вмешиваться в кабардинские дела, не беспокоить и оставить обе Кабарды в покое. Такая «независимость» Кабарды была достигнута на Белградской мирной конференции в 1739 г., на которой обсуждался специальным пунктом кабардинский вопрос. Однако следует отметить, что факт специального обсуждения кабардинского вопроса на этой мирной конференции говорит о важности значения, которое придавалось Кабарде этими державами в их внешнеполитической деятельности. Анализируя положение, сложившееся в Кабарде на основе Белградской мирной конференции 1739 г., В. Кудашев отметил, что объявление Кабарды свободной, как и предполагал Неплюев, не было разрешением вопроса. Это решение оставляло кабардинцев беззащитными и должно было привести к большим осложнениям в среде самого кабардинского народа.
18. Международное положение Кабарды в 2-й половине XVIII в. Кючук-Кайнарджийская мирная конференция.
Кабардино-русские отношения постепенно обострялись с дальнейшим укреплением позиций России на Северном Кавказе, строительством новых военных крепостей и укреплений, увеличением русского населения в регионе. Конфликт из-за крепости Моздок был отодвинут более серьезным столкновением из-за польского вопроса, который послужил поводом к русско-турецкой войне. 25 октября 1768 г. Турция первая объявила России войну. В ноябре того же года был издан манифест Екатерины II о войне с Турцией, которая фактически началась в 1769г. В начавшейся Русско-турецкой войне русские всячески пытались не допускать турок и татар на Северный Кавказ. Россия оберегала земли по Волге, Тереку, Дону. В связи с тем, что большая часть кабардинских князей вообще желала независимости Кабарды, генералу де Медему была послана инструкция, в которой предписывалось действовать в Кабарде осторожно, но в то же время твердо и в интересах царской России стараться разъединять кабардинский народ и поддерживать существование двух равносильных партий - Баксанской и Кашкатауской. В начале 1770 г. Россия одержала ряд блестящих побед в Крыму, закрепилась на Азовском и Черном морях. Крымский хан Селим-Гирей бежал в Турцию. Под давлением России новым ханом был избран в Крыму Сагиб-Гирей. С ним Россия заключила 1 ноября 1772 г. в гор. Карасу договор «вечного союза и дружбы». Статья 3-я договора относилась к Кабарде. Она гласит: «До войны настоящей бывшие под властью крымского хана все татарские и черкесские народы, таманцы, некрасовцы по-прежнему имеют быть во власти хана крымского; Большая же и Малая Кабарды состоят в подданстве Российской империи».
В Турции этот договор был встречен враждебно, и турки заявили, что никогда его не признают. Стремясь захватить Северный Кавказ, турки активизировали свои происки в Кабарде. В начале июля 1774 г. объединенные силы турок и татар двинулись на восток, имея целью захватить Кабарду. Овладение ею фактически означало бы установление власти турок над Центральном Кавказом. А этого Россия никак не могла позволить Турции и Крыму. Блестящие победы, одержанные русской армией и флотом на других фронтах войны, принудили Турцию к мирному договору с Россией, который был заключен 10(21) июля 1774 г. в небольшой болгарской деревушке Кючук-Кайнарджи, расположенной на правом берегу Дуная, около крепости Силистра. Это событие вошло в историю дипломатии как Кючук-Кайнарджийская мирная конференция. На основании этого договора к России отходили Азов и приазовские земли, приморские крепости: Керчь, Еникале и Кинбурн, окружающие Крымский полуостров, территории между Днепром и Бугом. Таким образом, Кючук-Кайнарджийский договор положил начало новым взаимоотношениям России с народами Кавказа. Такой исход переговоров укрепил позиции России и на Кавказе. Фактически в результате этого договора у России были развязаны руки для проведения своей кавказской политики более решительно и военными силами. Однако объявление Кабарды составной частью России было только де-юре; чтобы это было де-факто, необходимо было ее завоевать. Это было сделано в ходе Русско-Кавказской войны, которая уже была начата Россией в 60-е гг.