Соотношение федерального права Канады и правовой системы провинции Квебек
Политический статус Квебека определён в конституции Канады. Провинция обладает полномочиями принимать законы во многих областях, в том числе имущественном и гражданском праве, отправлении правосудия, здравоохранения и образования. Периодически в Квебеке вспыхивают дебаты о статусе провинции. Сепаратисты настаивают на отделении Квебека, в то время как сторонники федерализма настаивают на сохранении статус-кво. Различные проекты конституционных реформ или независимости, в том числе референдумы 1980 и 1995 годов, не привели к отделению от Канады, но позволили провинции добиться значительной автономии в решении как внутренних, так и некоторых внешних (иммиграция) вопросов.
В отличие от остальной Канады, правовая система Квебека имеет смешанное происхождение. Частное право восходит к гражданскому романо-германскому праву, а публичное право восходит к англосаксонскому праву.
Понятие правовой системы в Квебеке означает, что все законодательные полномочия, права и свободы, политические права и привилегии составляют правовое государство в Квебеке. Сосуществование англо-саксонского (в частности, общего права[40]) и романо-германского гражданского права — особенность правовой системы Квебека, называемая биюрализмом. С теоретической точки зрения, договор английского права «Комментарии к законам Англии»[41] является основной теоретической базой используемой для понимания норм обычного права. Однако, Гражданский кодекс Квебека часто ссылается на традиции романо-германской правовой системы[42].
Национальные законы и юстиция, таким образом, основываться исключительно на теории естественного права. С исторической точки зрения, в общем праве, речь идет о «равных правах людей и общин низкого народа» (или народное право), в которых каждый индивидуум сам управляет своими делами (свобода выбора), и которые меняются в соответствии с обычным правом. Существующие социальные обычаи и практика ссылаются на авторитет короны и английского дворянства, с прецедентным правом, что заменяет нормативные акты. Конституционный закон говорит, что правовые принципы, применяемые в Квебеке в соответствии с традициями германских народов, с принципом состязательности и королевских указов Англии и Канады. С другой стороны, культурное наследие французского правления в Квебекском законодательстве проявляется в связи с распространенностью социальных традиций и народных обычаев, от Парижского обычая до правовых норм Гражданского кодекса Франции.
В юридической философии публичного права, применяемого в Квебеке, основополагающую роль во всех государственных органах (например, Национальной Ассамблеи, правительства и т. д.) играет консультация с гражданами. Как и в публичном праве, сосуществование общего права и гражданского (романо-германского) права поддерживает биюрализм в области частного права.
В частном праве, Квебек обладает конституционной привилегией, которая предоставляет ему всю полноту власти в законотворчестве. Гражданский кодекс Квебека является основой всех законов в области частного права. Таким образом, система биюрализма стремится защитить с одной стороны права физических лиц, а с другой стороны, равные отношения по передаче собственности, через использование всех законов и юридическую систему.
Администрация системы правосудия и поддержание правопорядка в Квебеке, осуществляется Министерством юстиции провинции Квебек. Последнее отвечает в частности, за доступность правосудия для большинства населения, и поддержание судебных округов[43].
Генеральный прокурор Квебека является агентом государства и ответственен за представительство государства в суде. Между тем, Министерство общественной безопасности провинции Квебек управляет функциями гражданской безопасности и исправительными учреждениями.
В области частного права, шерифы (по одному на судебный округ) несут ответственность за исполнение постановлений суда, мониторинг процесс. При выполнении своих задач, они могут привлечь заменителей, судебных приставов. Они также отвечают за уголовные дела, назначение и контроль присяжных заседателей.
Квебекские суды организованы по принципу пирамиды, вершиной которой является Апелляционный суд Квебека. Как высшая инстанция, он рассматривает все случаи, когда обжалуются судебные решения. Кроме того, он обладает традиционной властью для консультирования правительства, будучи защитником гражданского права (романо-германского) и тем самым обеспечить полное выполнение законодательства в системе общего права[44].
Верховный суд Квебека, со своей стороны, обладает правом решать все дела, кроме тех, которые находятся в юрисдикции исключительно нижестоящих судов первой инстанции. Верховный суд Квебека осуществляет традиционной надзор за законностью решений других судов.
Кана́дская правова́я систе́ма берёт своё начало от британской системы Common law, которую Канада унаследовала, будучи страной-членом Содружества. Одна лишь провинция Квебек сохраняет в своей собственной провинциальной компетенции систему гражданского права. Две правовых системы составляют неотъемлемую часть Конституции Канады, по которой все законы официально вступают в свою силу. Так, провинция Квебек имеет свои собственные гражданские законы (касающиеся, например, контрактных обязательств), однако, уголовные законы относятся к федеральной юрисдикции и поэтому общие для всей страны.
Common law
Как и законы всех стран, принявших систему common law, канадские законы удовлетворяют принципу стоять на решённом. Иначе говоря, все суды должны придерживаться решений высших трибуналов судебной пирамиды, на вершине которой находится Верховный суд Канады. Однако высшие и провинциальные суды какой-либо провинции не ограничены судами других провинций. Тем не менее, решения последних используются как убедительный источник и обычно выступают примером для других провинций, как если бы между ними существовала иерархическая связь. Лишь Верховный суд Канады имеет право обязывать принимать одно решение все суды страны. Такие наиболее активные суды, как, например, Апелляционный суд Онтарио, часто берутся за пример при решении местных судебных споров в других провинциях, в частности в том, что касается доказательств и уголовных законов.
Принимая во внимание историческую связь Канады с Соединённым королевством, постановления Палаты лордов, изданные до 1867, по-прежнему ещё действуют в Канаде, если только они не были изменены Верховным судом Канады. Также остаются в силе решения, принятые Тайным советом Соединённого королевства до отмены обжалований в 1949. Однако сегодня решения этих двух британских судебных инстанций по-прежнему высоко оцениваются и считаются судами по всей стране очень убедительными.
Гражданские законы Канады происходят от британских гражданских законов, позднее на протяжении многих лет приспосабливаемых под социально-культурную и геополитическую обстановку в Канаде. Исключая Квебек, common law является системой гражданского права, единственной существующей в провинциях и территориях Канады. Common law означает «общее право» и может не переводиться на русский язык. Хотя некоторые склонны говорить об обычном праве, common law — это больше, чем система обычного права, это также система образцового, законодательного и народного права. Таким образом, говорят об образцовом праве, когда законы вводятся в действие постановлениями судов, о законодательном праве, когда законы издаются федеральным Парламентом, провинциальными законодательными собраниями или муниципальными правлениями, и о народном праве, когда законы имеют своим источником народ (граждан). В народном праве говорят о неписаных соглашениях при определении исходящих от народа законов. К тому же, в системеcommon law существует и обычное право, поскольку каждая из вышеназванных групп может получить или потерять власть над некоторыми сферами, в зависимости от традиции или обычая, установившихся на протяжении многих лет. Эта традиция или обычай определяется повторяющимся на протяжении некоторого промежутка времени поведением или опущением. Например, провинциальное законодательное собрание получило бы власть над некоторыми положениями правил дорожного движения и издало бы закон, запрещающий поворот налево по красному сигналу светофора; но если ответственное ведомство (полицейские силы) не примет соответствующих мер по применению этого закона и его опущение приведёт к появлению обычая, при котором водители поворачивают налево по красному сигналу светофора, несмотря на законодательный запрет, то этот обычай может одержать верх над законом и, таким образом, стать неписаным соглашением, делающим закон недействительным. Народное право стало бы обязательным, и любое будущее вмешательство полицейских сил с целью контроля исполнения этого закона стало бы незаконным. Посредническое влияние и пропаганда стали бы единственными законными методами изменения этого обычая, чтобы в случае необходимости получить одобрение достаточного количества лиц. Следовательно, нужно отметить, что обычай может быть государственного, провинциального, областного, местного и даже личного масштаба — одно лицо может создать свой собственный закон. Таким образом, поворот налево по красному сигналу светофора, как в предыдущем примере, обыкновенно используется в агломерации Торонто при условии, если манёвр выполняется, когда встречное движение мешает первым трём транспортным средствам повернуть налево по зелёному или жёлтому сигналу светофора, хотя законодательство это запрещает.
Примером государственного и местного масштабов может быть признание Канадой Квебека в качестве нации или независимой страны. Фактически депутаты, избранные вне Квебека, связаны с волеизъявлениями избирателей своего избирательного округа. Подобное заявление, голосование или декларация могли бы не только поставить на карту их (депутатов) политическое будущее, но и оказаться незаконными для политиков. В таком же положении и правительство, связанное, в свою очередь, с государственным народным правом. В формулировке Палаты общин, признающей, что «квебекцы составляют нацию в составе единой Канады», нужно проводить грань между признанием по резолюции или закону и признанием Палаты общин или Канадой. Так, признание по резолюции Палаты общин считается законным, но признание правительством оказалось бы незаконным. Опросы показали впоследствии, что 70% канадцев были против признания Квебека в качестве нации. Таким образом, в более значимых ситуациях правительства иногда борются с обязанностью постепенно вводить политические изменения в жизни населения, поскольку такие изменения не должны быть заметны гражданам по причине того, что политическое изменение может оказаться незаконным в соответствии с действующей традицией. Примером, связанным с образцовым, законодательным и народным правом, является политика правительства Онтарио в отношении прав франкоязычных. Поскольку провинциальная традиция ничего не говорит о наделении правами франкоязычных, то правительство и суды должны время от времени работать сообща по взглядам населения, чтобы изменить традицию и судебную практику, что может позволить правительству не восприниматься населением как действующим незаконно. Как только сомнительная традиция изменяется, изменение закона парламентариями может быть проведено более свободно и открыто (Закон об услугах на французском языке).
Наконец, в системе common law каждое действующее лицо обычно пытается сохранить свою власть, а также получить или вернуть её. Следовательно, лишь влияние, давление и пропаганда являются используемыми в среде населения средствами достижения своих целей, ломки действующих традиций, идущими вразрез с интересами одних групп, и противостояния другим группам в установлении обычая, который может ущемить интересы первых.