Формируется революционно-демократическое движение
Радикальное направление.Во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали немногочисленные кружки, объединявшие не более 20–30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор. Императорский Московский университет стал рассадником антиправительственной кружковой активности (кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не оказали серьезного влияния на политическое положение в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство эффективно выявляло нелегальные кружки и на ранней стадии пресекало антиправительственную деятельность. Студент А. Полежаев за революционную, наполненную нецензурной лексикой поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских отправили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к каторжным работам, других – к отправке в солдаты.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группировки, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Для второй половины 30-х годов характерно полное затухание антиправительственной активности.
Радикальное направление 40-х годов было связано с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и др.
Литературный критик Белинский формировал первые зачатки будущего нигилистического отношения к традиционным ценностям.
В 40-е годы появляются новые кружки. По имени руководителя одного из них – Буташевича-Петрашевского – его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания – известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845–1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.
В республике петрашевцы видели идеал политического устройства. В 1848 г. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого, по их мнению, должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.
Кружок Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Участники кружка, обсуждавшие идеи захвата власти и цареубийства, были строго наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка Петрашевского положила начало распространению в России западноевропейских социалистических идей.
Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем Герцена. За участие в студенческом кружке и пение песен с прямыми оскорблениями в адрес императора он и его друг Огарев были арестованы и отправлены в ссылку. В 30–40-х годах Герцен занимался литературной деятельностью. В 1847 г. он уехал за границу. В Лондоне Герцен основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Огаревым издание первой газеты «Колокол» (1857–1867 гг.).
В молодости Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848–1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности «народной революции», в других – осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.
Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политической мысли первой половины XIX в., с некоторыми изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.