Тема 6. Осуществление лицензионно-разрешительной системы в органах внутренних дел

Под разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, организациями либо отдельными гражданами. Как форма исполнительно-распорядительной деятельности она осуществляется непосредственно многими органами управления или их структурными подразделениями (инспекции, комиссии, комитеты и т. д.). Разрешительная система распространяется на широкую сферу общественных отношений. Так, в области здравоохранения она регулирует порядок применения новых лекарственных средств, в охотничьем промысле - сроки и виды отстрела определенных животных и птиц, в области связи - пользование эфиром, приемопередающими устройствами и т. д.

Органы внутренних дел обеспечивают установленный порядок обращения с такими предметами и веществами, бесконтрольной владение и пользование которыми может нанести вред государству, общественному порядку и личной безопасности граждан, а также государственному, общественному или личному имуществу.

В законодательных актах, регламентирующих разрешительную систему, дан исчерпывающий перечень объектов подконтрольных органам внутренних дел, которые подразделяются на три группы: предметы, вещества и предприятия.

К предметам относятся: огнестрельное оружие и боевые припасы к нему, специальные средства самообороны ( газовые пистолеты и патроны к ним).

В группу веществ включаются взрывчатые вещества и охотничий порох.

К предприятиям,открытие и функционирование которых осуществляется под контролем органов внутренних дел, относятся: хранилища, склады, базы, в которых находятся предметы (огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, средства взрывания), и вещества (взрывчатые, охотничий порох); тиры, стрельбища, охотничье-спортивные стенды; оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские; магазины, торгующие огнестрельным оружием, боеприпасами к нему; частные детективные и охранные предприятия.

Основными задачамиорганов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы являются:

- предотвращение утраты и хищений предметов и веществ, на которые распространяется особый режим обращения;

- недопущение их использования в преступных целях или не по назначению.

- своевременное выявление и устранение нарушений установленных правил.

Лицензионно-разрешительная система ОВДпредставляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок производства, изготовления, сбыта, приобретения, перевозки, хранения и использования строго определенных предметов и веществ, а также открытия и функционирования определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы является Закон РСФСР «О полиции», в котором предусмотрена обязанность полиции обеспечивать соблюдения правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов. Взрывчатых веществ, открытия и функционирования объектов по перечням, определенных законодательством, и другие законодательные акты.

Основными функциямиОВД в области лицензионно- разрешительной системы являются:

- допуск лиц к работе на объектах разрешительной системы;

- выдача разрешений на обращение с предметами и веществами ограниченного пользования;

- выдача лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью;

- гласный и негласный контроль за объектами, проведение на них профилактических мероприятий;

- контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий.

Организация контроля ОВД за соблюдением гражданами и юридическими лицами правил лицензионно-разрешительной системы является важнейшим средством обеспечения соблюдения на них установленных правил. Организация контроля возлагается на руководителей территориальных органов внутренних дел.

Контроль за объектами разрешительной системы осуществляется гласно и негласно. Основным способом обеспечения разрешительной системы является гласный контроль, в ходе которого решаются следующие задачи: выявляются нарушения установленных правил, причины и условия, способствующие этим нарушениям, принимаются меры к их устранению; предупреждаются хищения предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему, выявляются и пресекаются случаи использования не по назначению или в преступных целях; осуществляется проверка граждан, поступающих на работу, связанную с хранением, перевозкой и использованием указанных предметов и веществ, а также контроль за деятельностью этих лиц на объектах разрешительной системы.

Гласный контроль за выполнением правил разрешительной системы включает: первоначальную проверку объектов при выдаче соответствующих разрешений, последующие систематическое обследование этих объектов, проверку и допуск лиц к работе связанной с предметами и веществами, подпадающими под разрешительную систему, последующий контроль за их деятельностью, учет объектов, а также проведение профилактических мероприятий по предупреждению и устранению нарушений установленных правил.

Одним из основных требований, предъявляемых к таким проверкам, является систематичность их осуществления. Все объекты разрешительной системы должны проверятся не реже одного раза в квартал. Руководители органов внутренних дел не реже одного раза в квартал обязаны лично проверить крупные объекты с огнестрельным оружием и базисные склады взрывчатых веществ.

Проверка соблюдения гражданами правил хранения огнестрельного оружия в домашних условиях, а также проверка наличия, организации хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности, производится должностными лицами органов внутренних дел не реже одного раза в год. Однако вне зависимости от сроков ранее проведенных проверок объект в каждом случае обследуется: при оформлении продления разрешения на хранение предметов и веществ; при переоформлении разрешения в связи с изменением места хранения предметов и веществ, смене руководителя, на имя которого выдано разрешение; при изменении количества предметов, емкости складов.

В обеспечении эффективности контроля за соблюдением правил разрешительной системы большая роль отводится учету объектов. Учет объектов разрешительной системы осуществляется органами внутренних дел в следующих формах: журнальная, учетные дела, контрольно-учетные дела, личные дела, картотеки.

Все объекты разрешительной системы, предметы и вещества, подпадающие под её действие, учитываются в специальном журнале. В котором введется также учет владельцев нарезного и гладкоствольного огнестрельного оружия.

На каждый объект разрешительной системызаводитсяучетное дело, которому присваивается регистрационный номер по журналу. Учетное дело на объект разрешительной системы состоит из двух разделов: в первом сосредоточиваются материалы, послужившие основанием для открытия объекта, переписка, связанная с получением соответствующих разрешений, и корешки этих разрешений, копии информаций и представлений о выявленных нарушениях и ответы на них; во втором разделе - списки личного состава охраны, дислокации постов, данные лицах, имеющих допуск к хранению, перевозке и использованию предметов и веществ, материалы проверки указанных лиц, а также акты и рапорта о проверке объекта. Учетные дела постоянно хранятся в органе внутренних дел. В случае передачи объекта под контроль другому органу внутренних дел туда же передаются и учетные дела.

Контрольно-учетные дела ведутся отделами, отделениями МВД республик в составе РФ, ГУВД, УВД, УВДТ. Такие же дела заводятся и в горрайорганах внутренних дел. В них содержатся данные о работниках, осуществляющих функции по разрешительной системе в конкретном органе; списки объектов разрешительной системы с указанием их ведомственной принадлежности, обслуживаемых данным органом внутренних дел, отчетные данные и докладные записки о результатах работы ОВД по линии разрешительной системы; материалы проверок, копии информаций, представлений о выявленных недостатках и ответы на них.

Личное делозаводится на каждое лицо, имеющее в пользовании огнестрельное нарезное, гладкоствольное (кроме ведомственного) и газовое оружие. На владельцев нарезного огнестрельного оружия личные дела ведутся в подразделениях ЛРР УМВД субъектов РФ, а на владельцев гладкоствольных охотничьих ружей и газового оружия в ГО-РОВД. В этих делах, помимо данных о владельце и принадлежащем ему оружии, содержатся материалы, послужившие основанием для выдачи разрешения на приобретение, хранение оружия и его последующую перерегистрацию.

Кроме того, в ОВД ведется АИПС «Оружие», эта система используется дежурным по ОВД для проверки лиц, задержанных за различные правонарушения, а также для информирования нарядов полиции при выездах на происшествия.

Негласные проверки объектов разрешительной системы осуществляются преимущественно аппаратами оперативно-розыскных служб полиции в случаях, когда имеются достаточные данные о серьезных нарушениях порядка хранения, перевозки, охраны и использования предметов и веществ, на которые распространяется разрешительная система, а также данные о их хищении, использовании не по назначению и в преступных целях.

Наши рекомендации