История и методология юридической науки
1.Философские рефлексии права в античности:Первой развитой формой философствования считается космоцентризм, характерный для Древней Греции. «Первоначальному» космизму свойственно то, что человек предстает как элемент, звено космической жизни, проявляющейся в форме человеческого бытия. Структура космоса, включающего божественную душу (демиург), вселенский разум (Логос), телесную субстанцию (фюсис), воспроизводится в структурах человека и общества. Познание космоса, в основе которого лежит метафизическая мудрость (София), позволяет определить способы, правила, законы управления природой (технэ) и отношениями между людьми (номос) по законам справедливости (Дике). Таковы космоцентрические истоки права в представлениях мудрецов Античности.
Антропоцентизм, оформившийся во времена Возрождения (и следующий за ним современный антропологизм), рассматривал человека в качестве исходного пункта, средства и конечной цели философского познания и объяснения мира.
Рационально-гуманистическая рефлексия права выступает как единство идей гносеоцентризма и просветительства. Гносеоцентризм: На первом месте проблема специфики познавательной деятельности в свободной от теологии науки и философии. Основными аспектами гносеологической проблематики стали вопросы метода. В сфере социального познания зарождалось юридическое мировоззрение.Просветительство: Просветительский тип философствования исходит из свойственного человеку и обществу единства нравственности и разума в качестве основных источников социального прогресса. Получила развитие тенденция духовного и социального освобождения человека под знаменами прав человека, гражданского общества, правового государства.
Становление рационально-парадигмальных основ юридической науки связано с древнегреческим космоцентризмом, который является родоначальником широкого философского течения космизма (греч. kosmos — организованный мир). Его основу составляет представление о человеке как части космоса.
Зародившись в странах Древнего Востока, мифологический космизм по мере эволюции соединялся с философией.
Господство мифа (Гомер, Гесиод) сменялось «соединением» воли божества с мудростью человека. Если ранее считалось, что мудрость может быть присуща только богам, то с зарождением цивилизационных форм общества начали допускать, что мудрыми могут быть и люди.
Появление собственно философского космизма (как и всей древнегреческой философии) связывается с учением Пифагора. Основа справедливости по Пифагору — равным за равное. «Через весы не переступать — значит, равенство и справедливость не преступать».
В философских идеях Гераклита Эфесского господствовал природный акцент космизма, поиск всеобщего материального начала — огня, направляемого всеобщим законом бытия — логосом. Именно в познании логоса (божественного и природного) лежит источник правильных законов.
По Демокриту, критерий справедливости — соответствие естественному порядку вещей. Результатом и средством организации людей, выходящих из природного состояния, является государство. Интересы государства, обеспечивающего сосуществование многих людей, превыше всего.
Сократ. В центр своих рассуждений он поставил способность человеческой души в спорах постигать истину. Из знания истины проистекают добродетель и справедливые законы. Если разумность законов предполагает их нравственность, то и нравственность людей должна предполагать подчинение законам.
По Платону, обосновывается возможность не только одного человека, но и всех людей познавать истину, справедливость и воплощать их в законах. Платоновский мир идей обусловливает различное качество человеческих душ, иерархия которых порождает иерархическую структуру общества и аристократическое государство. Отсюда и понимание справедливости как реализации принципа «каждому свое».
Обосновывая иную картину общества, государства и права, Аристотель предлагал собственную систему мироздания. Мир представляет собой развивающееся единство материи и формы. Двойственный естественно-социальный характер носит и природа человека, душа которого выступает как «движущая сила», формообразующее начало человека. Человек — политическое существо, несущее в себе инстинктивное стремление к «совместному жительству», результатом чего становятся семья и государство. Двойственной природе человека соответствует и двойственное понимание справедливости (уравнивающая и распределяющая).
Природа, по Эпикуру, развивается по своим собственным законам, без решающего вмешательства богов. Человек как природное существо свободен, но его свобода реализуется в обществе, поэтому она должна совмещаться с ответственностью за выбор разумного образа жизни. Предназначение государства — охранять свободу каждого члена общества.
Стоики исходили из принципов всеобщей целесообразности и всеобщей предопределенности. Ничто не может изменить божественное движение мира. Поэтому необходима покорность той судьбе, которая заложена в сущности мира, выносливость, стойкость. Воля человека должна носить осмысленный характер и следовать долгу как необходимости. Законы, существующие в обществе, также выражают сущностные закономерности природы, следование законам выступает долгом каждого человека.
Традиционное понимание справедливости сочеталось с толкованием положений римского права, глоссаторством. Глоссаторы внесли заметный вклад в развитие позитивного права, формирование и развитие юридико-догматического метода, трактовки действующего законодательства.
2. Логические основания догмы римского права: Догма — основное положение какого-либо учения, принимаемое в рамках данного учения истинным без требования доказательства.
Догма права — понятие юридической науки, означающее, 1. всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики, 2. деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.
Догма – положения, постулаты, принятые без обоснования в качестве оснований естественного устройства порядка вещей, определенным способом рационализированные. Юридическая догма – фундаментальная юридическая традиция, сфера и область профессионального мышления. Образование юристов построено по догматическому принципу – не объясняются и не проблематизируются основания, принципы тех или иных категорий. В профессиональной деятельности юристы работают в рамках юридических конструкций, которые не имеют никакого отношения к основаниям, мышлению и т.д.
В ходе исторического развития частного права, человечеством был сформирован и другой, важнейший, но игнорируемым в современности подавляющим большинством российских ученых способ изучения римского права, - догматический, и представляющий собой юридическую науку. Первоначально он представлял собой только догматический способ изучения римских правовых древностей. Основания разграничения между историческим и догматическим способами таковы, что при историческом изучении исследуется последовательная смена правовых институтов во времени в зависимости от изменяющихся условий жизни данной общественной среды, а при догматическом - анализируются эти же правовые институты в том виде, в каком они представляются при данных условиях места и времени.
Вообще же, «догма или догмат значит учение несомненное, истинное. Есть, например, богословская догматика, содержащая несомненные истины вероучения, от которых не должны уклоняться верующие. В том же смысле и юридическая догматика ведет речь о твердо сложившихся правоучениях, которых должна держаться юридическая практика»- считал русский ученый В.В. Ефимов.
Учение о догме права в юриспруденции принято именовать доктриной права. «Доктрина права»- это собирательное понятие для обозначения всей совокупности юридико-научных трактовок и суждений о позитивном праве, составляющих основы догмы права. С помощью такого способа анализируются те же правовые институты в застывшем виде, без учета особенности определенного места и времени. Догматический метод как метод толкования права применяется для познания содержания права как нормативного явления, для познания содержания права как нормы.Догма права - исследование действующего права в интересах применения его на практикеДогма римского права рассматривает исключительно имущественные отношения, возникающие в любом обществе вне зависимости от идеологии, религии, классовости и других факторов. Она, основываясь на определенных исторических началах, определяет состояние современного частного права и помогает определить возможные изменения в частном праве различных государств, т.е. определяет цивилистическое направление.
Догма римского права формируется в результате естественного процесса типизации результатов юридической практики в процессе разрешения правовых ситуаций в судах. Это – отрефлектированный и структурированный правовой опыт, основанный на разнообразных жизненных ситуациях, разрешенных на основе логической системы Аристотеля в «аподиктической» интерпретации стоиков. По содержанию выражается в комплексах точных юридических конструкций, сформированных на основе логически выверенных терминов и необходимых для организации общественной жизни по инженерному принципу. Может быть рассмотрена как реализованное мировоззрение римской интеллектуальной элиты, в основе которого философия стоицизма, логика Аристотеля, инженерное восприятие права и особый тип менталитета, для которого право – есть служение истине и справедливости: «должен – значит можешь!».
3. Юридические конструкции в римском праве:В юриспруденции слово «конструкция» понимается в том же самом смысле, что и в технике, в материальном производстве, в инженерном деле, т.е. как типовая схема и принципы действия, в данном случае - как своеобразное построение прав, обязанностей, ответственности. Эта схема носит как в любой «конструкции» характер постоянной, утвердившейся «модели», которая призвана удовлетворить интересы лиц, дать оптимальный результат, нередко использоваться по выбору заинтересованного лица. Важно при этом обратить внимание на то, что образование юридических конструкций в той или иной национальной юридической системе происходит во многом спонтанно, в ходе сложных практических отношений и представляет собой по большей части довольно длительный процесс, который носит, как свидетельствуют исторические данные, формализованный, причем нередко усложнено формализованный характер, что как раз в известной мере раскрывает технологию формирования юридических конструкций. В Древнем Риме (юриспруденция которого как раз отличается разработкой утонченных и совершенных юридических конструкций частного права) правовая защита представлялась лишь в тех случаях, когда истец получал от чиновника, находящегося на службе правосудия, но не являющимся судьей, - претора, специальный «исковой формуляр». Нечто удивительное - спустя более тысячелетия, такое же развитие событий в мире юридических явлений произошло в средневековой Англии. И здесь основу судебного процесса составляли «предписания» (writs), представлявшие собой приказ короля, в котором он кратко излагал суть тяжбы, поручал судебному чиновнику, судье или руководителю суда вчинить иск по данному конкретному делу и заслушать его в присутствии сторон. Причем поскольку истцы в обоснование своих исковых требований приводили, как правило, одни и те же причины, очень скоро (точь-в-точь как в Риме) был разработан стандартный текст предписаний, получивший на практике название «искового формуляра» (form of action), в который требовалось внести только имена и адреса сторон.Немалое число дошедших до нас юридических конструкций прослеживается в правовом материале римского права. Примером таких конструкций может служить правовая презумпция, выступавшая в качестве идеальной модели юридического факта, оформленного нормой права, предписывающей признать истинным в суждении в качестве доказанного факт, существование которого сомнительно. Так, при рождении двоих близнецов, один из которых мальчик, а вторая – девочка, мальчик, согласно положениям римского права, считался родившимся первым; или, например, предполагалось, если не доказано иное, что муж, выплативший долг супруги, намеревался совершить акт дарения в пользу супруги, а не обязать ее впоследствии возвратить ему долг. Одним из наиболее ярких примеров юридических конструкций, существовавших в римском частном праве, может служить locatio-conductio (наем). С одной стороны, структурное единство locatio-conductio (отвечающее названию института) отводило вещи роль основы соглашения, информируя о происхождении института, а с другой – позволяло посредством единой конструкции обслуживать целый ряд … отношений: наем вещей, договор подряда, наем услуг, договор перевозки, получивших в современном гражданском праве свое самостоятельное место в системе договорных обязательств
4. Культурно – исторические условия становления догматической юриспруденции: Догма права — понятие юридической науки, означающее, 1. всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики, 2. деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.
По справедливому утверждению Б.А. Кистяковского, догматическая юриспруденция использует описательные методы, применяемые для познания материала положительного права. Ее цель – установить классификации, родовые и видовые отличия различных правовых институтов, позволяющие их безошибочно распознавать.
Социокультурные, идейно-ценностные основания континентальной юридической догматики сформированы в эпоху высокого средневековья. Социокультурным основанием континентальной юридической догматики выступила схоластика, для которой абстракции более действительны, чем конкретно-эмпирические явления: именно поэтому глоссаторы и постглоссаторы изучают право ex libris и воспринимают regulae juris римских юристов в качестве универсальных максим, выступающих критерием не только истины, но и справедливости.
Начальной точкой эволюции континентальной догматической юриспруденции выступает средневековая школа глоссаторов. Философское основание континентальной юридической догматики было сформировано схоластикой. Процесс эволюции догматической юриспруденции может быть разеделен на три основных этапа. Первый, средневековый, представлен академическими школами глоссаторов и комментаторов (постглоссаторов). Второй период характеризуется созданием культурной и философской основ догматической традиции, которые сложились благодаря гуманистической школе юристов и школе естественного права. Третий период представлен исторической школой права и «юриспруденцией понятий», которые завершили развитие догматической юриспруденции.
Вся догматическая традиция имеет метафизические основания, которые и сформировали стиль мышления юриста-догматика, при котором социальные явления подводятся под диспозицию нормы, определяющей, что в ситуации является юридическим фактом, а что – индифферентной для догматического анализа акциденцией. Действительность правового текста для основателей континентальной юридической догматики заключалась не во властном установлении политического суверена, а во внутренней истинности содержания Corpus Juris, которое и позволяло разрешать политические конфликты между императором, папскими легатами и представителями средневековых городов. Вполне справедливо Г.Дж. Берман пишет о том, что до XVIII столетия в доктринальной юриспруденции не было разделения и абсолютизации нравственной, политической и исторической перспектив в исследовании права, в религиозном сознании они были объединены фигурой Бога. Те авторитетные тексты, которые исследовали первые поколения глоссаторов конца XI – середины XII вв., заложившие основу континентальной догматики, не являлись в строгом смысле слова политически установленным, позитивным правом
Догматическая юриспруденция сформировала фундамент романо-германской правовой традиции: систему характерных юридических понятий и конструкций, структуру положительного права, иерархию формальных источников права, основу доктринального и профессионального правосознания романо-германских юристов, без которых невозможно утверждать о самостоятельности юриспруденции как исследовательской и практической деятельности. Именно догматическая юриспруденция формирует традицию профессионального юридического мышления, задает своеобразие его «единиц» и формирует то, что принято называть собственной логикой права. Юридико-догматический подход, несмотря на свою традиционность, не всегда оставался неизменным, он эволюционировал вместе с развитием философской рефлексии и научного видения правовых проблем. Первые редакции юридической догматики, формирующейся на основе диалектики, становятся известны правовой науке в связи с деятельностью глоссаторов XI – XII вв. Позднее, в Новое время, философско-методологическая основа глоссаторов получит название схоластики. Впервые диалектику к праву стали применять еще римские юристы. Однако, «используя в основном прием деления на роды и виды, римские юристы стремились упорядочить материал цивильного права с единственной и главной целью решить конкретные правовые споры». Диалектика, применяемая глоссаторами, была направлена главным образом на создание системы понятий и установление соотношения между ними. Выведение понятий из полного противоречий обширного, но замкнутого круга источников становилось возможным посредством «примирения противоположностей».