Государственная служба Франции
Традиции государственной службы во Франции отличаются от англо-американских. Государственная служба приобрела здесь, наряду с Германией, классический для континентальной Европы характер. Термин "бюрократизм" имеет французское происхождение.
Чиновники во Франции всегда претендовали на то, что являются не столько наемными служащими государства, сколько одним из его воплощений, и что именно они лучше других понимают и защищают национальные интересы. Среди известных семейств Франции принято отправлять своих сыновей на пополнение не только офицерского, но и чиновничьего корпуса. Французская административная элита пополнялась преимущественно из среды элиты экономической и интеллектуальной, образуя целые династии. Только в последнее десятилетие произошла ее демократизация.
Выходцы из рядов чиновничества занимали самые высокие государственные посты, включая президентские (Помпиду, Жискар д'Эстен, Ширак).
Франция является родоначальницей создания системы специализированых учебных заведений, выпускники которых пополняли ряды государственных служащих. Среди них наиболее престижны: Высшая нормальная школа, Политехническая школа, Национальная административная школа (ЭНА), Региональный институт администрации. Слушатели ЭНА специализируются на правовых и экономических проблемах управления. Право на поступление сюда имеют три категории граждан, каждая из которых проходит отдельный конкурс:
- лица с высшим образованием и не старше 26 лет;
- государственные служащие не старше 30 лет со стажем не менее 5 лет;
- выборные должностные лица местных органов, а также руководители профсоюзов и общественных ассоциаций.
По окончании школы, исходя из результатов экзаменов и зачетов, производится классификация выпускников, по итогам которой они назначаютсч на тот или иной пост. При этом подписывается
личное обязательство работать на государство в течение 10 лет под залог возврата сумм, выплаченных слушателю во время обучения116.
Выпускниками ЭНА являются практически все высшие чиновники, что способствует сохранению в их среде корпоративных принципов.
В 1946 году издан Закон об общем статусе чиновников. Он установил новую структуру и иерархию корпуса госслужащих, их зароботную плату и социальные права. Им было разрешено создавать профсоюзы и бастовать (но сохраняется запрет на политические забастовки). По данному закону, их можно было увольнять только на основании специального закона о сокращении не только должностей, но и персонала.
Назначения на высшие посты производит президент совместно с премьер-министром. Последний осуществляет общее руководство государственной службой. В этом ему помогает входящая в штат премьера специальная Дирекция администрации и публичной службы, созданная в 1945 г. Она призвана следить за движением кадров, заботиться о единообразии принципов кадровой политики ведомств, производить необходимые исследования. Однако глава правительства обычно делегирует свои полномочия по руководству государственной службой одному из министров или госсекретарей.
Важной структурой является Высший совет публичной службы, который возглавляется премьер-министром или уполномоченным им лицом. В его состав на паритетных началах входят представители профсоюзов и администрации (по 19). Он обсуждает предполагаемые реформы государственной службы, заслушивает ежегодный доклад о ее состоянии, рассматривает жалобы служащих на решения администрации.
Государственные служащие делятся на политических назначенцев и профессиональных чиновников.
В 1946 г. было введено понятие "класс", которое характеризовало положение чиновника во всем государственном аппарате, а не в его ведомстве, важность и сложность исполняемой им работы. Класс А (20% госслужащих) призван вырабатывать управленческие решения исходя из политических установок правительства. Класс В (41%) выполняет данные решения. Класс С (32%) составили специалисты. Класс Д (7%) - вспомогательный персонал (данный класс был в 1990 г. фактически слит с классом С).
Комплектование корпуса государственных служащих происходит в два этапа. На первом из них - кандидаты оцениваются по общим формальным критериям (гражданство, моральные качества, служба в армии, образование, медицинские критерии, возрастной предел в 40-45 лет).
Лица, прошедшие предварительный отбор, обычно должны пройти его второй этап - конкурс, который часто принимает форму экзамена, проводимого ЭНА. Учитывая важность конкурса, его порядок определяют законом, а также подзаконными актами. Они конкретизируют характер и программу экзаменов, порядок формирования экзаменационной комиссии, обязывают регулярно публиковать список открывающихся вакансий.
Характер экзамена зависит от класса, в состав которого желает поступить соискатель. Выработаны специальные критерии:
- класс А - обширные общие знания, профессионализм, высокие интеллектуальные способности и твердый характер;
- класс В - наряду с общими и специальными знаниями, особо требуется умение принимать административные решения, хорошее ориентирование в законах и подзаконных актах;
- класс С - необходимые специальные навыки;
- класс Д - общие знания в объеме начальной школы. Специалисты (класс С) и вспомагательный персонал (класс Д)
набираются не через конкурс, а с помощью тестов, призванных подтвердить их квалификацию или образованность.
Прохождение конкурса не обязательно ведет к немедленному назначению победителя на должность. Возможно зачисление претендента или на годичную работу в качестве стажера, или в список кандидатов с правом поступления в специализированное учебное заведение. После этой дополнительной подготовки происходит окончательное назначение.
Аттестация чиновников обычно проводится ежегодно и заключается в оценке деятельности служащих в баллах, а также в составлении на них развернутой характеристики. Каждый служащий оценивается по нескольким стандартным параметрам, важным как для исполнителей (физическая пригодность, знание работы, пунктуальность, рвение, быстрота работы), так и руководителей (умение предвидеть, организовывать, наблюдать). Кроме этих общих критериев, существуют специальные, зависящие от специфики ведомства.
Зарплата государственного служащего должна составлять не менее 100% прожиточного уровня. Разница между максимальными и минимальными окладами сократилась с 20:1 - в начале XX в. до 5:1 - в его конце.
Служащие-специалисты (юристы, экономисты, инженеры) обычно получают больше административных чиновников. Государственные служащие получают больше служащих местных органов власти. Публичные служащие в начале своей карьеры обычно получают меньше работников, занятых в частном секторе, однако постепенно их доходы выравниваются.
Обычно стандарты рабочей недели, отпуска, условия получения пенсии чиновников превышают стандарты, действующие в частном секторе.
Закон устанавливает пятилетний мораторий на переход государственных служащих в частные предприятия.