Рубежи досягаемости и профили полета СВН
В зависимости от выбранных противником способов преодоления ПВО и нанесения удара по объекту полет авиации будет осуществляться по различным профилям.
Выбор того или иного профиля полета зависит от дислокации аэродромов базирования, от веса боевой нагрузки и запаса топлива в баках, от преодолеваемой системы ПВО и других факторов. Исходя из этого, противник может использовать следующие профили полета:
1. Полет к цели и обратно на оптимальных высотах. слайд 6
Этот способ будет применяться в случае большого удаления объекта удара от аэродрома базирования.
В этом случае радиус боевого действия (рубеж досягаемости) самолета может быть определен по формуле:
Rбд = 0,4 Dт.опт
где:Dт.опт. - тактическая дальность полета самолета на оптимальной высоте (7-8км) ( численно равна 0,8Dmax ).
2. Полет к объекту удара и обратно на малой высоте. слайд 8
Этот способ полета будет применяться при наличии мощной ПВО объекта и незначительном удалении объекта от аэродрома. В этом случае радиус боевых действий может быть определен по формуле:
3. Наиболее рациональным способом полета является полет самолета по переменному профилю. слайды 9, 10
Такой способ предполагает полет самолета с аэродрома на оптимальной высоте до зоны обнаружения РЛС системы ПВО, снижение и полет к объекту удара на малой высоте, а после выполнения задачи полет на аэродром базирования в обратном порядке или возвращение на свой аэродром на оптимальной высоте.
При возвращении на свой аэродром на оптимальной высоте:
Вывод: Возможность нанесения авиацией удара по объекту и вероятные профили полета определяются путем сопоставления радиуса боевого действия с удалением аэродрома базирования до рубежа выполнения боевой задачи.
Если условие выполняется, то данный самолет сможет нанести удар по объекту.
Подлетное время.
Подлетное время воздушного противника (tподл. – это время полета средств воздушного нападения с момента их обнаружения передовыми радиотехническими подразделениями до дальней границы зоны поражения ЗРК.
Для каждого зрдн подлетное время определяется на наиболее вероятных направлениях, исходя из ожидаемых высот и скоростей полета. При этом высоты берутся минимальные, а скорости соответствующие возможностям СВН на этих высотах.
где:
Dобн., км – дальность обнаружения СВН передовыми радиотехническими подразделениями;
Δ, км – удаление передового радиотехнического подразделения от позиции ЗРК;
dд. км – дальность до дальней границы зоны поражения;
Vц , км/мин – скорость полета воздушной цели.
Рис.1
5. Рубеж выполнения задачи воздушным противником.
Под рубежом выполнения задачи воздушным противником понимается рубеж, по достижении которого пилотируемые СВН могут применять по обороняемому объекту средства поражения, не уничтожаемые ЗРК или уничтожаемые с недостаточной эффективностью, а беспилотные СВН (крылатые ракеты, БЛА) при их уничтожении могут нанести поражение объекту (Рис. 2).
Рис. 2
, где
А – относ бомбы (дальность полета управляемой авиабомбы или ракеты «воздух - земля»);
Rпор – радиус эффективного действия по объекту применяемого противником средства поражения.
∆ – отставание бомбы.
Относ бомбы, а также дальность полета УАБ зависят от скорости и высоты полета самолета-носителя и изменяются в широких пределах.
Значение относа бомбы
Высота сбрасывания, м | Скорость самолета, м/с | |||||||
3,45 | 4,05 | 4,25 | − | − | − | − | ||
4,7 | 5,35 | 5,7 | 6,2 | − | − | − | − | |
5,56 | 6,35 | 6,85 | 7,35 | 7,6 | − | − | − | |
6,35 | 7,15 | 7,75 | 8,35 | 8,65 | − | − | − | |
7,95 | 8,6 | 9,15 | 9,6 | − | − | − | ||
7,65 | 8,55 | 9,35 | 9,7 | 10,35 | − | − | − | |
8,3 | 9,2 | 10,7 | 11,2 | − | − | − | ||
8,8 | 9,8 | 10,65 | 11,5 | 11,9 | − | − | − | |
9,25 | 10,35 | 11,25 | 12,1 | 12,7 | 13,3 | − | − | |
10 000 | 10,1 | 10,9 | 11,9 | 12,9 | 13,45 | 14,7 | − | |
15 000 | 11,9 | 14,85 | 15,65 | 17,15 | 18,45 | 19,1 | 20,8 | 21,6 |
20 000 | 14,3 | 19,9 | 22,1 | 24,2 | 26,2 | 27,9 | 29,9 |