Раздел I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

РАБОТА

ТЕОРИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Под редакцией профессора Е.И.Холостовой

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа»

Раздел I СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - student2.ru

МОСКВА

ЮРИСТЪ

Рецензенты:

доктор истор. наук, профессор И.Г. Зайнышев, доктор филос. наук, профессор П.Д. Павленок

Авторский коллектив:

Бурлака Г.Ю., канд. социолог, наук (гл. 22); Григорьев С.И., д-р филос. наук (гл. 8, 11, 12, 21); Гуслякова Л.Г., д-р социолог, наук (гл. 1,4,8,9); Демина Л. Г., д-р социол. наук (гл. 9); Зимняя И А., д-р психол. наук (гл. 5); Мчедлов МЛ., д-р филос. наук (гл. 18); Орлова Э.А., д-р филос. наук (гл. 14); Панов AM., канд. пед. наук (гл. 6,22); Попов В.Г., д-р истор. наук (гл. 20);

Сорвина А.С., д-р истор. наук (гл. 17); Топчий Л.В., канд. филос.

наук (гл. 10, 15, 16); Холостова Е.И., д-р истор. наук (гл. 1,3,6,18,19,22);

Шеляг Т.В., канд. искусствоведения (гл. 2,3,7,13,23);

Ярская В.Н., д-р филос. наук (гл. 7).

Теория социальной работы:Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

ISBN 5-7975-0060-4

Учебник содержит изложение основных вопросов и проблем учебного курса «Теория и методика социальной работы» и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа».

Учебник предназначен для студентов и аспирантов высших учебных заведений, для преподавателей, ведущих подготовку и переподготовку кадров по социальной работе; он может быть полезен специалистам по социальной работе.

УДК 364(075.8) ББК 65.272

ISBN 5-7975-0060-4

© «Юристь», 1998

© Коллектив авторов, 1998

ВВЕДЕНИЕ

Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обусловили создание учебных, методических и справочных пособий для использования в образовательном процессе.

Первые учебные пособия, создававшиеся с помощью Фонда Дж. Сороса, например двухтомное издание «Теория и методика социальной работы» (М., 1994), отражали соответствующий начальному периоду деятельности уровень понимания проблем социальной работы и подготовки самих преподавателей и ученых, бывших авторами этих книг. В них не были дифференцированы вопросы теории и технологии социальной работы, проблемы изучения истории и зарубежного опыта ее организации, социально-правовые и социально-медицинские аспекты. Однако за истекшее время произошли значительные изменения в практике социальной работы, в ее теоретико-методологическом осмыслении, а также в разработке и реализации научно-методических аспектов преподавания дисциплин, включенных в учебные программы.

Развертывание в Российской Федерации широкой и разноплановой системы социальных служб по оказанию помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пятилетний опыт организации и проведения учебного процесса, разработка и утверждение Государственного образовательного стандарта различных уровней высшего профессионального образования в области социальной работы — все это с особой остротой поставило вопрос о создании комплекта учебников и учебных пособий по всем дисциплинам, входящим в круг профессиональной подготовки социального работника. Это, безусловно, трудная задача, так как разработка единой теории социальной работы, поставленная в повестку дня необходимостью повышения эффективности практики социального обслуживания, еще не завершена как в нашей стране, так и за рубежом, хотя многие исследователи в разных странах осознали необходимость этого. Вероятно, дальнейшее развитие исследований в этой отрасли социального знания должно включать обзор различных направлений в теоретическом осмыслении социальной работы с целью выявления того, что они дают практике, как могут быть использованы при решении конкретных социальных проблем.

Сложность данной проблемы обусловлена в первую очередь природой самой социальной работы, интегративный, обобщенно-социальный и целостно-антропологический смысл которой повелительно требует использовать в ее познавательной и практической деятельности закономерности, принципы и методы других областей социального знания. Поэтому теория социальной работы представляет собой системное обобщение социального знания, взятого в аспекте изучения и преобразования конкретных социальных проблем, социальной ситуации клиентов. В связи с этим важным представляется анализ как общей характеристики наук, изучающих человека и общество, так и специфики исследовательского подхода к теории социальной работы.

К числу актуальных исследовательских проблем социального знания относится рассмотрение категориального аппарата теории социальной работы, научное осмысление моделей и методов практики социальной работы, без чего невозможен подход к изучению ее технологических аспектов, к повышению эффективности и действенности ее методов. Поэтому необходим анализ соотношения теории социальной работы с такими науками, как философия, психология, социология, рассмотрение ее социокультурных аспектов.

Между становлением и развертыванием социальной работы, ее сущностью и формами деятельности, с одной стороны, и социальными отношениями, социально-политическими установками государства и общества, в котором она реализуется, с другой стороны, имеется тесная корреляция. В России в настоящий момент только начато научное исследование процессов формирования и функционирования социальных служб, а также выявление критериев эффективности механизмов оказания помощи различным группам населения. В свете этих проблем актуальным представляется рассмотрение вопросов взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Поскольку в социальной работе, как, может быть, ни в какой другой сфере деятельности, личностное начало, качества индивидов, которые в ней участвуют и реализуют ее цели, играют важнейшую, иногда определяющую роль, большое значение имеет знание тех индивидуальных характеристик, которые должны быть присущи человеку, занятому в этой трудной сфере межличностного взаимодействия, а также личностных противопоказаний, которые могут препятствовать индивидам, обладающим негативными свойствами, работать в социальной сфере. Поэтому рассмотрению вопросов функционально-ролевого репертуара социальных работников, их профессионального отбора, правового и нравственного регулирования их деятельности уделено значительное внимание в настоящем издании.

Данная книга является первым учебником в предпринимаемом Институтом социальной работы Ассоциации работников социальных служб издании серии учебников по различным дисциплинам социальной работы. Она соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы по курсу «Теория и методика социальной работы». В ее основу легли лекционные курсы, прочитанные в ведущих высших учебных заведениях России, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе.

Авторы выражают надежду, что настоящий учебник принесет пользу студентам и аспирантам, преподавателям и сотрудникам учебных заведений, ведущих подготовку и переподготовку социальных работников, всем, кто изучает проблемы социальной работы.

Редакционный совет будет благодарен коллегам за предложения, дополнения, замечания и постарается использовать их в дальнейшей работе над учебником.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?

2. Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?

3. Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?

4. Какова роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология социальной работы. В 3 т. /Сост. М.В. Фирсов. М, 1994- 1996.

2. Бердяев НА. О назначении человека. М., 1993.

3. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900.

4. Сорокин П.Н. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М, 1995.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что входит в понятие «социальные права человека»?

2. В чем сущность социальной работы как нового вида социальной деятельности?

3. В чем смысл термина «клиент социальной работы»?

4. Что входит в понятие «объект социальной работы»?

5. Каков предмет социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1995.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической деятельности / Пер. со швед. М., 1992.

3. Панов A.M. Социальная работа как паука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

4. Тезаурус социальной работы. М., 1995.

5. Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994.

6. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

7. Словарь-справочник но социальной работе. М., 1997.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы?

2. Какова структура категорий социальной работы?

3. Чем объясняется сущность общесоциальных закономерностей социальной работы?

4. Какие принципы социальной работы Вы усвоили? В чем их значение?

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С. М., Гуслякова Л.Г. Предмет и объект социальной работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1993. Вып. 2.

2. Справочное пособие по социальной работе. М, 1997.

3. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 1994.

4. Тезаурус социальной работы. М., 1995.

5. Топчий Л.В. Проблемы теоретического обоснования модели развития личности социального работника в современной социокультурной реальности // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.

6. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. М., 1994. Вып. 6.

Уровни социальной работы

Социальная работа, рассматриваемая как вид социальной деятельности, характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени не существует единообразия.

Так, в широко распространенном «Словаре социальной работы» Р. Баркера в этот перечень включаются: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микро-практик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни[13].

Сходная точка зрения представлена в изложении теории социально-психологической работы шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнссон. Они выделяют индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию); групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне)[14]; социальное администрирование и планирование[15].

Характерно, что деятельность социального управления, ее технологии и методы в любом теоретическом рассмотрении выделяются в специфическую отрасль социальной практики, а непосредственно контактная социальная работа подразделяется на работу с индивидом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более подробно субъекты социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям прежде всего необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом обширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие:

высокий уровень интеллектуального развития;

хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;

способность проявлять терпимость;

настойчивость;

способность помогать людям в трудных ситуациях;

физическая сила, выносливость;

способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;

здравый смысл, умение четко мыслить;

чуткость, эмпатичность.

Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка — от политического до религиозного.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессионального образования в области социальной работы, то у нас получивших специальную подготовку преподавателей пока немного. Подбор площадок для проведения студенческой практики представляет большую трудность, как и нахождение опытных и методически грамотных супервизоров для нее.

Четвертый субъект социальной работы — это ее исследователь. Его задача — наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций ее состояния и развития; систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития. Следует заметить, что при всех внешних неблагоприятных условиях для развития социальной науки в стране действует довольно много авторитетных исследователей социальной работы, объединенных в несколько школ. Их деятельность позволяет не только изучать существующее положение в сфере социальной работы, публиковать учебные и справочные пособия, но и предлагать инновационные модели и новые формы организации и деятельности социальных служб.

Пятый субъект — это административные структуры социального управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависит в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педагогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Он включает в себя:

а) знание административного и социального права;

б) управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);

в) знакомство с методами работы с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений); оказание им содействия в профессиональной деятельности, умение решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении личных проблем;

г) способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;

д) умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;

е) социальная и социально-психологическая адаптация в таких ситуациях, как одиночество, болезнь, семейная или школьная отверженность детей и т.д.;

ж) информация о благотворительных организациях, акциях, фондах;

з) организация социальных проектов, акций помощи (например, «жилье для молодой семьи», «спорт для инвалидов», «образование в тюрьмах» и т.п.);

и) представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении и т.п.);

к) исследование проблем суицида (среди детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных и т.п.).

Большинство перечисленных пунктов относится к организационно-координаторским функциям социального работника. Для того чтобы охватить содержание социальной работы на ее различных уровнях, необходимо очертить функционально-ролевой репертуар социального работника.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие умения необходимы социальному работнику?

2. На каких уровнях и какими субъектами осуществляется социальная работа?

3. Что входит в понятие функционально-ролевого репертуара специалиста по социальной работе?

4. Какая взаимосвязь существует между содержанием различных профессиональных ролей социального работника?

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов Н.А., Морозов Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М., 1992. Вып. 2.

2. Демина Л Д. Личность: проблемы психологического консультирования. Барнаул, 1993.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. №1.

4. Панов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие модели теоретического обоснования практики Вы можете назвать?

2. Какие теории объединяют психолого-ориентированные модели социальной работы?

3. Какие концепции и почему входят в блок социолого-ориентированных теорий социальной работы?

4. Определите особенности комплексно-ориентированных теорий практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Американская социология. М., 1972.

2. Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная работа с детьми и подростками // Социальная работа. М.,1992. Вып.1.

3. Панов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом М., 1994.

4. Пинкус А., МинаханА. Практика социальной работы. М., 1995.

5. Руддестам К. Групповая психотерапия. М.,1990.

6. Beck A. Cognitive Therapy and the Emotional Disorderds. L, 1989.

7. Payne M. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите методологические основы теории социальной работы как самостоятельной научной дисциплины.

2. Какова роль социальной работы как научной дисциплины в системе социальных наук?

3. Определите характер соотношения: а) социальной работы и социологии; б) социальной работы и психологии; в) социальной работы и педагогики.

4. Какие, на Ваш взгляд, философские идеи используются теорией социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С.И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы первой половины 1990-х годов. Барнаул-Москва, 1993.

2. Ключевский В. Добрые люди Древней Руси// Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1.

3. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 1994. Т. 1,2.

4. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л .Г. Гуслякова, В.А. Ельченинов и др. М., 1994.

5. Ярская В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

РАБОТЫ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему имеет смысл говорить о философских основаниях социальной работы?

2. Каковы особенности философского осмысления проблем социальной работы в современном российском обществе?

3. Рассмотрите теоретические источники философии социальной работы.

4. Обсудите основные понятия и категории философии социальной работы.

5. Каким образом связаны философия и этика социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии// Вопросы социологии. 1992. № 2. С. 5-7.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-180.

Бубер М. Избранные произведения. М., 1990.

Жуков В.И. Россия. Состояние, перспективы, противоречия развития. М.: Союз, 1995.

Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы // Защитить человека. М., 1994.

Зимняя И.Л. Социальный работник: проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специалистов// Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 1. М., 1992.

Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М.: Союз, 1993.

Профессиональные этические нормы социальной работы. М., 1993.

Социальная работа в системе Человек — Общество — Культура. Саратов, 1994.

Социальная сфера: преобразование условий тру да и быта. М.: Наука, 1988. С. 122-123,

Теория и методика социальной работы. Т. 1,2. М.: Союз, 1994.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. М., Тула, 1993.

Хайдеегер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. С. 63-176.

Энциклопедия социальной работы. Т. I-III. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993-1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем определяется место социологии в социальной работе?

2. Каковы требования к социологической подготовке специалиста по социальной работе?

3. Какие новые тенденции развития социологических аспектов социальной работы Вы можете отметить?

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев СМ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

2. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. М., 1992.

3. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. М., 1994.

4. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается взаимосвязь психологии и социальной работы?

2. Какие психологические методы используются в социальной работе?

3. Какие психологические теории наиболее часто применяются в социальной работе?

4. В чем смысл теоретических концепций гуманистической психологии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В.С. Взаимоотношение группе неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6.

2. Айви Е., Айви М.Б., Сашеп Л. Д. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1989.

4. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

6. Гринберг К.А Психодрама и групповой процесс. Казань, 1990.

7. Джайтис М., Джонгвард М. Рожденные выигрывать (Трансактный анализ с гештальт-экспериментами). М., 1993.

8. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.

9. Меиегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М., 1992.

10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1986.

11. Перле Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.

12. Роджерс К. К пауке о личности//История зарубежной психологии. М., 1986.

13. РуддестамК. Групповая психотерапия. М., 1990.

14. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

15. Mead J.H. The Philosophy of the Present / A.E. Murphy (ed.). Chicago, 1992.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем сущность системного подхода?

2. Каковы системные признаки социальной работы?

3. Чем определяется системный характер организации подготовки специалистов по социальной работе?

4. Как складывается система социального обслуживания населения в нашей стране?

ЛИТЕРАТУРА

1. Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ. Л., 1988.

2. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем / Пер. с англ. М., 1981.

3. Берталанфи Людвиг фон. Общая теория систем — критический обзор // Исследование но общей теории систем: Сб. переводов. М., 1969.

4. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы, 1995.Х» 1.

5. Социальная работа. Вып. 1-10/Под ред. И.А. Зимней . М., 1992-1994.

6. Социальная работа: Учебно-справочное пособие. М., 1997.

7. Теория и методика социальной работы, В 2 т. / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 1994.

8. Словарь-справочник но социальной работе. М., 1997.

9. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что значит целостное познание человека?

2. Каково место целостного взгляда на человека в системе философско-социологического знания?

3. В чем состоит взаимосвязь технологических и гуманистических воззрений на человека?

4. Каковы особенности восприятия человека в различных системах теоретического обоснования социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов НА., Морозова Н.А., Смятских А. Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. М., 1992. Вып. 2.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимовлияние культур. Л., 1987.

4. Панов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.

5. Роупе Р. Еще один неповторимый вид: экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.

6. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

7. Философски-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994, Т. 1.

8. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

Типы социальных отношений

Изучая социальную работу как специфическую форму социальной деятельности, мы отмечаем, что она может рассматриваться на уровне индивида, группы, организации, общества в целом. Естественно, что на каждом из этих уровней многомерность социальных отношений имеет свои особенности, и во многом они обусловлены спецификой социальных субъектов, между которыми и возникают социальные отношения. В качестве социальных субъектов, являющихся реальными носителями социальных отношений, выступают:

1) отдельный человек, являющийся личностью;

2) группа людей, приобретшая некие системные качества целого, не сводимые к сумме качеств элементов данной системы;

3) определенный социум, обладающий высокой степенью внутренней организованности и целостности;

4) общество, взятое в целом, или человечество, выступающее как одно целое.

Таким образом, как субъекты социальных отношений могут выступать все субъекты общественной жизни, но в разных исторических общностях, причем в процессе реального общения людей и внутри одной общности социальные отношения — многоуровневые, и ведущая роль принадлежит социологическим отношениям, складывающимся между основными социальными субъектами. В свою очередь эти отношения во многом обусловливают и все многообразие социальных отношений между другими социальными субъектами, а также и внутри этих субъектов.

Существуют различные основания структурирования и классификации социальных отношений. В своей деятельности специалист по социальной работе должен четко представлять, какое основание в данном конкретном случае используется (носитель социальных отношений, механизм взаимодействия социальных и общественных отношений и т.д.), так как это позволяет оптимизировать помощь, оказываемую клиентам.

В реальной жизни формой осуществления социальных отношений выступают социальные потребности. Потребности, в том числе и социальные, являются объективными, так как они выражают нужду субъекта в чем-то — пище, одежде, жилище, знаниях, общении, взаимопонимании и т.д. Но каждый социальный субъект может предпочитать различные формы удовлетворения потребностей. По этой причине можно говорить об объективно-субъективной природе потребностей. Противоречия между объективной и субъективной формами реализации социологических потребностей могут перейти в конфликты, которые в конечном счете и переводят субъектов из носителей социальных отношений в объекты социальной работы, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Подтверждением этому может служить изменение с начала 90-х гг. социальной структуры российского общества и соответственно социальных отношений между основными субъектами, что в свою очередь привело к изменению соотношения между социальными гарантиями, определяемыми социальной политикой государства, и потребностями различных социальных субъектов.

В первой половине 90-х годов увеличивается дифференциация между слоями, классами и социологическими группами российского общества на фоне массового распространения бедности, разрушения социальной инфраструктуры, ослабления гарантий реальной социальной защиты населения, в особенности неработающих и занятых в непроизводственной сфере. При этом население России в этот период не было сориентировано на социально-экономическую самозащиту.

С ростом имущественной дифференциации общая ситуация осложняется в связи с невозможностью оказать социальную помощь населению посредством традиционных учреждений старой системы организации социальной защиты (пионерские лагеря, службы по оказанию бытовых услуг и т.п.). Происходит массовое распространение бедности, а также резкое ухудшение условий жизни, отмечается разбалансированность потребительского рынка товаров и услуг фактически во всех регионах России.

Старая и новая растущая социальная дифференциация по национально-этническим признакам усугубляется социально-территориальными противоречиями на национально-государственном уровне в связи с массовой суверенизацией народов, населяющих бывший СССР. Все это привело к тому, что объектами социальной работы стали представители различных типов социальных отношений. Например, такая группа, как малообеспеченные, характеризуется не только уровнем их прожиточного минимума, но и широким спектром социально-психологических особенностей, учет которых очень важен для повышения эффективности социальной помощи этой категории населения. Основания для дифференциации объектов социальной работы, к которым относят малообеспеченных, могут быть самые различные, например можно выделить группы, нуждающиеся в специальной психологической помощи: детей из малообеспеченных семей, одиноких престарелых людей, хронических больных, безработных, матерей-одиночек, беженцев и т.д.

В связи с этим при формировании моделей социальной работы и выборе технологий социальной помощи важно учесть следующие факторы:

особенности социального положения и условий жизнеобеспечения различных социальных групп в отдельных регионах;

традиционно сложившиеся социальные отношения между существующими субъектами и новыми, появившимися в связи с изменением социальной структуры общества.

Социальная работа основывается на отношениях, существующих в обществе и обусловленных в свою очередь как социальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделить на первичные, вторичные и третичные. Первичные отношения — это отношения, возникающие в социальной группе, которую составляют сам клиент, его семья и друзья. Представители такой группы часто одинаково субъективно оценивают сущность различных социальных явлений и процессов, поэтому знание основных характеристик такой группы порой позволяет социальному работнику довольно быстро выявить основные проблемы клиентов.

Вторичные отношения определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиозных, этнических и т.д.). Социально-психологические особенности таких групп, несомненно, оказывают влияние на проявление и протекание проблем клиентов, и это также важно учитывать при работе с ними.

Третичные отношения обусловлены гражданскими ролями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности. Применительно к этому американские исследователи рассматривают влияние социальных отношений на характер проблем клиентов. Они подчеркивают, что основу социальной работы составляет учет особенностей различных типов отношений. Так, проблема, возникающая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вмешательства, при вторичных — организационных изменений, при третичных — формирования новых ценностей и новой социальной политики. Поэтому с целью формирования социальной работы как целостной системы важно рассматривать эти отношения комплексно, выявлять более четко контекст, который определяет тот или иной уровень организации социальной работы[42].

В практике социальной работы следует учитывать, что личностные изменения клиента могут быть эффективны только при условии решения основных социальных проблем: гарантий социальной безопасности, минимальных средств существования и т.п.

Осмысление стратегических особенностей социальной политики в России начала 90-х гг. и тенденций социального развития общества позволяет сделать ряд выводов, которые

Наши рекомендации