Синтаксический анализ словосочетания

Выписать из предложения словосочетание, указав главное и зависимое слово, разобрать словосочетание по схеме.

1. Начальная форма словосочетания.

2. Простое или сложное.

3. Свободное или связанное (синтаксически или фразеологически свя­занное).

4. Тип словосочетания по лексико-грамматической структуре: именное (субстантивное, адъективное, местоименное, с главным словом числитель­ным); глагольное; наречное.

5. Тип синтаксических отношений между компонентами словосочетания (атрибутивные, объектные, субъектные, комплетивные).

6. Тип синтаксической связи компонентов словосочетания: согласование (полное или неполное), управление (сильное или слабое), примыкание.

Синтаксический анализ простого предложения

1. Двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределен­но-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, назывное). В дву­составном предложении указать способ выражения подлежащего и тип ска­зуемого, а в односоставном - способ выражения главного члена.

2. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопро­сительное, побудительное).

3. Тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4. Тип предложения по характеру выражаемого в нем отношения к дей­ствительности (утвердительное или отрицательное).

5. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное). В распространенном предложении назвать все второстепенные члены (дополнение, определение, прило­жение, обстоятельство), их разновидности и способы выражения.

6. Тип предложения по наличию или отсутствию необходимых членов:

полное или неполное (ситуативное или контекстуальное).

7. Неосложненное или осложненное. Чем осложнено (однородными чле­нами, обособленными членами, вводными конструкциями, обращением)?

Синтаксический анализ сложного предложения

1. Из скольких предикативных частей состоит (двучленное или много­членное). Пронумеровать все предикативные части, подчеркнув в каждой главные члены.

2. Указать средства связи предикативных частей (интонация, союзы, со­юзные слова).

3. Структурный тип предложения: а) союзное: сложносочиненное или сложноподчиненное; б) бессоюзное.

4. В сложносочиненном предложении указать тип (соединительное, раз­делительное, сопоставительное, присоединительное). Начертить схему.

5. В сложноподчиненном предложении указать главное и придаточное предложения, установить тип придаточного. Начертить схему. Для много­членного предложения установить тип подчинения: последовательное под­чинение или соподчинение (однородное или неоднородное).

Приложение II

Образец экзаменационного билета и практического задания

Вятский государственный гуманитарный университет

Кафедра русского языка и методики обучения русскому языку

Государственный экзамен

Экзаменационный билет №

Дисциплина: Русский язык

1. Утрата редуцированных. Следствия утраты редуцированных.

Отражение падения редуцированных в современном русском языке.

2. Имя числительное как часть речи в современном русском языке.

3. Практическая часть. Председатель ГЭК_______

Преподаватель______________

Вятский государственный гуманитарный университет

Кафедра русского языка и методики обучения русскому языку Государственный экзамен

Экзаменационныйбилет №

Дисциплина: Русский язык

Я остановился в гостинице, где останавливаются все приезжие1и где между тем некому3 велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она пору­чена, так глупы ют так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться (М. Лермонтов).

Выявите результаты праславянской палатализации в словах гостинице, между поручена

Председатель ГЭК_____________

Преподаватель_______________

Приложение III

Требования к дипломным работам по русскому языку

Дипломная работа должна включать Титульный лист; Оглавление; Введение; Реферативную часть; Исследовательскую часть; Заключение; Спи­сок использованной литературы; Приложения (если в этом есть необходи­мость).

Титульный лист оформляется всеми единообразно в соответствии с образцом. Оглавление должно в точности соответствовать тексту дипломной работы, быть путеводителем по этому тексту. Во Введении формулируются цели и задачи работы. Дается характеристика собранного автором конкрет­ного языкового материала.

При написании реферативной части студент должен продемонстриро­вать умение работать с научными источниками, т. е. сопоставлять различные точки зрения, делать выводы и обобщения, выдвигать рабочие гипотезы, про­изводить конструктивный критический анализ специальной литературы.

Исследовательская часть работы должна быть построена на основе собранного студентом конкретного языкового материала. Количественный состав этого материала определяется характером темы дипломной работы и частотностью тех лингвистических фактов, описанию которых посвящена работа. В исследовательской части студент должен продемонстрировать вла­дение теоретическим материалом, лежащим в основе дипломного сочинения, умение применять эти знания на практике.

Минимальным требованием к исследовательской части является на­личие в ней анализа фактического материала с опорой на словарные дефи­ниции, определенные классификационные схемы, положения и выводы, содержащиеся в лингвистических источниках, в работах междисциплинарного или общеметодологического характера. Приветствуются четкие статистиче­ские характеристики материала.

В Заключении обобщаются результаты исследования.

Список использованной литературы должен быть отражением лин­гвистической эрудиции студента и содержать только те источники, которые проработаны автором и на которые есть ссылки в тексте дипломного сочине­ния.

Студент должен владеть основами научного стиля изложения мате­риала.

Работа представляется к защите в компьютерном исполнении. Студент должен обнаружить владение правиламитехнического редактирования тек­ста.

Дипломная работа подается научному руководителю в завершенном виде не позднее чем за 1 месяц до защиты.

Оценка, выставляемая за дипломную работу, определяется в зависимо­сти от степени выполнения студентом вышеизложенных требований к ди­пломному сочинению, а также с учетом того, как проявил себя студент в ходе защиты.

Во время зашиты студент должен суметь в течение короткого време­ни (10-12 мин.) изложить основное содержание дипломного сочинения, рас­сказать о его целях, задачах, актуальности, новизне, практической значимо­сти. При этом студент должен обнаружить умение вычленять в материале главное, наиболее существенное. Акцент должен быть сделан на наблюдени­ях и выводах автора, сделанных им самостоятельно в результате анализа конкретного языкового материала.

Большое значение имеет также умение студента говорить грамотно, яс­но и выразительно, уверенно держаться, отвечать на вопросы, вступать в дис­куссию.

Наши рекомендации