Синтаксический анализ словосочетания
Выписать из предложения словосочетание, указав главное и зависимое слово, разобрать словосочетание по схеме.
1. Начальная форма словосочетания.
2. Простое или сложное.
3. Свободное или связанное (синтаксически или фразеологически связанное).
4. Тип словосочетания по лексико-грамматической структуре: именное (субстантивное, адъективное, местоименное, с главным словом числительным); глагольное; наречное.
5. Тип синтаксических отношений между компонентами словосочетания (атрибутивные, объектные, субъектные, комплетивные).
6. Тип синтаксической связи компонентов словосочетания: согласование (полное или неполное), управление (сильное или слабое), примыкание.
Синтаксический анализ простого предложения
1. Двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, инфинитивное, назывное). В двусоставном предложении указать способ выражения подлежащего и тип сказуемого, а в односоставном - способ выражения главного члена.
2. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3. Тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
4. Тип предложения по характеру выражаемого в нем отношения к действительности (утвердительное или отрицательное).
5. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное). В распространенном предложении назвать все второстепенные члены (дополнение, определение, приложение, обстоятельство), их разновидности и способы выражения.
6. Тип предложения по наличию или отсутствию необходимых членов:
полное или неполное (ситуативное или контекстуальное).
7. Неосложненное или осложненное. Чем осложнено (однородными членами, обособленными членами, вводными конструкциями, обращением)?
Синтаксический анализ сложного предложения
1. Из скольких предикативных частей состоит (двучленное или многочленное). Пронумеровать все предикативные части, подчеркнув в каждой главные члены.
2. Указать средства связи предикативных частей (интонация, союзы, союзные слова).
3. Структурный тип предложения: а) союзное: сложносочиненное или сложноподчиненное; б) бессоюзное.
4. В сложносочиненном предложении указать тип (соединительное, разделительное, сопоставительное, присоединительное). Начертить схему.
5. В сложноподчиненном предложении указать главное и придаточное предложения, установить тип придаточного. Начертить схему. Для многочленного предложения установить тип подчинения: последовательное подчинение или соподчинение (однородное или неоднородное).
Приложение II
Образец экзаменационного билета и практического задания
Вятский государственный гуманитарный университет
Кафедра русского языка и методики обучения русскому языку
Государственный экзамен
Экзаменационный билет №
Дисциплина: Русский язык
1. Утрата редуцированных. Следствия утраты редуцированных.
Отражение падения редуцированных в современном русском языке.
2. Имя числительное как часть речи в современном русском языке.
3. Практическая часть. Председатель ГЭК_______
Преподаватель______________
Вятский государственный гуманитарный университет
Кафедра русского языка и методики обучения русскому языку Государственный экзамен
Экзаменационныйбилет №
Дисциплина: Русский язык
Я остановился в гостинице, где останавливаются все приезжие1и где между тем некому3 велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы ют так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться (М. Лермонтов).
Выявите результаты праславянской палатализации в словах гостинице, между поручена
Председатель ГЭК_____________
Преподаватель_______________
Приложение III
Требования к дипломным работам по русскому языку
Дипломная работа должна включать Титульный лист; Оглавление; Введение; Реферативную часть; Исследовательскую часть; Заключение; Список использованной литературы; Приложения (если в этом есть необходимость).
Титульный лист оформляется всеми единообразно в соответствии с образцом. Оглавление должно в точности соответствовать тексту дипломной работы, быть путеводителем по этому тексту. Во Введении формулируются цели и задачи работы. Дается характеристика собранного автором конкретного языкового материала.
При написании реферативной части студент должен продемонстрировать умение работать с научными источниками, т. е. сопоставлять различные точки зрения, делать выводы и обобщения, выдвигать рабочие гипотезы, производить конструктивный критический анализ специальной литературы.
Исследовательская часть работы должна быть построена на основе собранного студентом конкретного языкового материала. Количественный состав этого материала определяется характером темы дипломной работы и частотностью тех лингвистических фактов, описанию которых посвящена работа. В исследовательской части студент должен продемонстрировать владение теоретическим материалом, лежащим в основе дипломного сочинения, умение применять эти знания на практике.
Минимальным требованием к исследовательской части является наличие в ней анализа фактического материала с опорой на словарные дефиниции, определенные классификационные схемы, положения и выводы, содержащиеся в лингвистических источниках, в работах междисциплинарного или общеметодологического характера. Приветствуются четкие статистические характеристики материала.
В Заключении обобщаются результаты исследования.
Список использованной литературы должен быть отражением лингвистической эрудиции студента и содержать только те источники, которые проработаны автором и на которые есть ссылки в тексте дипломного сочинения.
Студент должен владеть основами научного стиля изложения материала.
Работа представляется к защите в компьютерном исполнении. Студент должен обнаружить владение правиламитехнического редактирования текста.
Дипломная работа подается научному руководителю в завершенном виде не позднее чем за 1 месяц до защиты.
Оценка, выставляемая за дипломную работу, определяется в зависимости от степени выполнения студентом вышеизложенных требований к дипломному сочинению, а также с учетом того, как проявил себя студент в ходе защиты.
Во время зашиты студент должен суметь в течение короткого времени (10-12 мин.) изложить основное содержание дипломного сочинения, рассказать о его целях, задачах, актуальности, новизне, практической значимости. При этом студент должен обнаружить умение вычленять в материале главное, наиболее существенное. Акцент должен быть сделан на наблюдениях и выводах автора, сделанных им самостоятельно в результате анализа конкретного языкового материала.
Большое значение имеет также умение студента говорить грамотно, ясно и выразительно, уверенно держаться, отвечать на вопросы, вступать в дискуссию.