Государственное регулирование образования в РФ
Введение
В условиях глобализации мировых процессов и культурной конвергенции, образовательная система рассматривается, с одной стороны, как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с другой - как средство гармонизации межэтнических отношений.
Основные задачи модернизации российского образования: увеличение его доступности, качества и эффективности. Они предполагают внушительное обновление содержания образования, приведения его в соответствие с запросами времени и задачами развития страны. В условиях социально-политических и экономических преобразований, которые происходят в Российской Федерации, во всех институтах общества, в том числе и в системе среднего образования. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста. Правильный учет разносторонних интересов учащихся, их индивидуальных способностей, эффективное разрешение возникающих противоречий в процессе обучения, способствуют повышению уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формированию комплекса устойчивых интересов.
Актуальность данного исследования непосредственно связана с решением основных задач образования, определения вариативных подходов к формированию системы надзоров образования России.
Проблема исследования: изучение и модернизация государственного контроля образовательной деятельности, государственных органов и учреждений.
Цель работы: рассмотреть тенденции в развитии государственного регулирования образования в России.
Объект исследования: процесс модернизации системы надзоров образования в России.
Задачи исследования:
1) рассмотреть методы государственного регулирования образования в России;
2) Изучить существующие правила контроля и надзора в сфере образования;
3) рассмотреть конкретные организационные формы управления образованием;
4) проанализировать контроль качества образования в Российской Федерации.
Сегодня в кругах специалистов, связанных с образованием, предпочитают говорить не о реформе, а о предстоящей модернизации. И это правильно – и в обыденном смысле, и по существу. В обыденном смысле потому, что общество, сполна хлебнувшее горечь реформ последнего десятилетия, крайне негативно воспринимает само слово «реформа». По существу, потому, что в образовании предстоит именно модернизация, а не реформа. Реформа – это преобразование, переустройство. Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. Образование уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов ХХ века, и это переустройство получило правовой статус в Законе «Об образовании» 1992 года. Но оно все еще существенно отстает от современных требований и потому нуждается в глубокой модернизации. В настоящее время, когда ситуация в стране заметно стабилизируется, модернизация образования становится не только возможной, но, главное, необходимой.
Государственное регулирование образования в РФ
«Любой человек имеет право на воспитание... Воспитание обязано быть ориентировано к абсолютному развитию личности человека и к повышению уважения к правам человека и основным свободам» – сказано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Само воспитание – это преимущество гражданина на приобретение определенных этапов познаний, умений, профессиональной ориентации, нужных для обычной жизни в условиях нового общества. Как следует из преамбулы закона РФ «Об образовании», образование является целенаправленным процессом обучения человека, общества, сопровождаемый достижением человека (обучаться) и достигать поставленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высочайшей ценностью (ст. 2). Признание, воплощение и охрана прав и свобод человека и гражданина – обязанность страны. Высшее образование как вероятность получения специальности (квалификации), утвержденной соответствующим актом о воспитании, не только субъективное социальное преимущество людей, закрепленное в Конституции РФ (ст.43), но и элемент, фактор культуры общества, его стабильного становления. Потому его осуществление сопровождается цельным рядом поочередных действий со стороны государства по созданию соответствующего преспособления реализации и снабжения данного права. Одним из важных его частей считается статус обучающегося, учащегося, как особый социальный и административно-правовой статус человека, отражающие факторы страны и общества к этому субъекту чрез совокупность прав, обязанностей, ответственности, гарантий человека.
Общеизвестное мнение, как юридическое закрепление прав и свобод человека считается как не итогом случайных деяний государства, а оно связанно с социальными причинами и закономерностями, имеющими беспристрастный характер. К социальным детерминантам прибавляются и чисто юридические: требования международных соглашений и договоров, закономерности [1]функционирования и развития государственно-правовой надстройки (укрепление роли закона, Конституции и др.). Так и формирование статуса российского учащегося исполняется в русле единых социально-экономических действий, происходящих в современной России, и наверное никак не имеет возможность не отображаться на необыкновенностях и дилеммах его правового регулировки.
Любой социальный статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что индивиды «находят уже заранее установленные условия своей жизни: их определяет класс». В то же время человек не только «продукт», но и активный субъект общественных отношений, преобразующий природу, общество и самого себя. Социальное положение личности зависит от того, какое место она занимает в социально-классовой структуре общества, в производстве и распределении материальных и духовных благ, оно обусловлено сложившимися в обществе конкретно-историческими связями и отношениями, в которых находится личность.
Для каждой социально-экономической формации характерен исторически определенный тип социального положения и соответствующий правовой статус личности. Устанавливая содержание правового статуса личности, государство позволяет тем самым членам общества определять свое место в общественном развитии, открывает доступ к обладанию и пользованию различными благами, дает возможность участвовать в общественных отношениях.
Следовательно, рассматривая проблемы создания механизма административно-правового обеспечения конституционного права на высшее профессиональное образование (далее - ВПО) и вопросы моделирования правового статуса студента, необходимо оценить существующую ситуацию. Следует учесть современные реалии отношений общества, государства и личности в сфере ВПО, теорию и практику государственного регулирования высшего образования.
Высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Общество все больше зиждется на знаниях, и высшее образование вкупе с наукой в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально-экономического, экологически защищенного развития человека и общества. Перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с технологиями, которые способствуют созданию знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними. Мировое сообщество осознает, что без адекватного высшего образования и научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития на эндогенной основе.
Отечественная история высшего образования свидетельствует о том, что при всем своем своеобразии, обусловленном и российской ментальностью, и «происхождением» высшей школы от государева веления, система проходит те же этапы становления, встречается с теми же неуввязками и проблемами, что и в остальных государствах. Можем установить присутствие в российской системе воспитания таких проблем, которые были названы едиными для ХХI в. на Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию: финансирование, создание «справедливых условий доступа к учебным курсам и самого изучения на этих курсах», помощь в повышении квалификации, повышение качества обучения, научных исследований и в целом услуг в данной сфере, возможности устройства на работу выпускников, обеспечение адекватности программ, заключение действенных договоров о совместной работе и обеспечение равного доступа к удобствам международного сотрудничества. Однако наряду с проблемами всеобщего характера обстановка в прогрессивной российской высшей школе отягощается проблемами переходного периода к постсоциалистическому государству с рыночной экономикой.
Наше общество уже более десяти лет исполняет исключительно тяжелую, во многом противоречивую, но исторически неминуемую и необратимую перестройку. Случились радикальные изменения более чем на шестой доли территории Земного шара. Переход к рыночным формам хозяйствования востребовал не только адекватного изменения в структуре экономики и управления производственно-финансовым комплексом, но и повлек за собой кардинальные общественные преобразования.
В итоге смены государственно-политического устройства и социально-экономического строя в РФ появилась принципиально новая ситуация и в сфере высшего образования.
Конституция провозглашает РФ социальным государством, что должно означать предоставление всем гражданам способности достойного существования, поддерживающего не только физиологические, но и гуманитарные устои жизни.
Правительство создает все многообразие условий для становления человека – создание социокультурного пространства, побуждение творческого подъема, внедрение его талантов и способностей, проведение в жизнь основ общественной верности и прочих. Как объясняют авторы Комментария к Конституции, конкретное право на образование гарантируется путем создания государством системы соответственных социально-экономических условий для его получения. И дальше наверное уже задача самого человека – применять предоставленные ему способности,
подключиться в систему социокультурных взаимоотношений, попробовать воплотить свое право на ВПО. Не случайно в Национальной доктрине образования в РФ рассказывается о новейших критериях функционирования воспитания и общей ответственности государства, сообщества, семей, работодателей – социальных партнеров – в вопросах воспитания и обучения.
Анализ ситуации в российской высшей школе с точки зрения организации муниципального управления и нормативно-правового обеспечения ее деятельности говорит о том, что действие государства на систему высшего образования в целом соответствует всеобщим направленностям муниципального регулирования рыночной экономики в России. Вначале – эйфория перехода к рынку, отказ от планирования, государственной поддержки вузов, охраны прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, потом - понимание, будто многие общественно важные задачки в образовании невозможно решать вне государственно-правового механизма.
На современном этапе роль воспитания в России определяется задачками перехода страны к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, потребностью преодоления угрозы отставания страны от глобальных веяний экономического и общественного становления. В свете приоритета прав и свобод человека основной целью, сформулированной в ФПРО, считается формирование системы воспитания в интересах формирования согласованно развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и общественного прогресса общества на основе провозглашенного РФ приоритета воспитания.
Важно, но, учитывать то обстоятельство, будто во второй половине ХХ века наметился регресс государственной помощи образования в основной массе государств, и в том числе и в США, где лично приоритетной областью социальной политики страны считается воспитание, обострились трудности муниципального финансирования.
Согласно Конституции РФ 1993 г., содержание общественной политики составляет, в частности, государственное регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение минимальных жизненных потребностей людей, помогающих подъему их интеллектуального и креативного потенциала. Любой человек владеея требованиями в установленных рамках удобств (материальных и духовных), к получению каких обязано способствовать сообщество и правительство. Обретая законодательное представление, права человека получают дополонительную «энергию», а правительство, законодательно закрепляет их, обязует себя обеспечивать и гарантировать права и свободы. В области реализации социцальных прав, к каковым относится преимущество на обучение, государство почти не прилагает усилий вмешательств в эту сферу. Задача состоит в том, чтоб внести «многостороннюю созидательную работу», которая дозволила бы обеспечивать провозглашенные права. Преимущество на воспитание, как и остальные общественно-социальные права, призвано снабдить человека этими правами. Никак в иерархии целей муниципального управления, возведенной на принципе приоритета необходимостей и интересов становления сообщества, Г.В. Атаманчук становит общественные цели (отражающие воздействие социально-политических целей на положение и степень общественной жизни людей) и цели духовные (связанные с восприятием духовных, культурных ценностей и внедрением духовного потенциала сообщества в реализацию социально-политических и соц целей) на 2-ое и третье пространство поэтому.
Разговаривая о надобности муниципального регулировки в сфере воспитания, мы подчеркиваем социальную значимость хранения и исполнения государством данной функции. В согласовании с передовыми взорами на концепцию функций страны формирование культуры, науки и воспитания – наверное одна из внутренних функций страны, к истинному медли она поменяла цивилизованно-воспитательную функцию. При данной социальной активность страны, защита им прав и свобод людей относятся к его главным функциям, а управление верховным воспитанием особо отличается в составе этак именуемых неосновных функций страны.