СССР в послевоенные годы: проблемы социально-экономического и политического развития (1945-1953)
В условиях гонки вооружений и развернувшейся «холодной войны» Советский Союз преодолевал тяжелое наследие войны. Способность СССР противостоять капиталистическому миру могла быть обеспечена быстрым восстановлением экономики страны и созданием более высокого военно-жономического потенциала. Политическим руководством страны было принято решение осуществить новый скачок в развитии производительных сил с резким усилением военной мощи за счет создания ядерного оружия, реактивной авиации, ракетного оружия и сильного ВМФ.
Восстанавливать разрушенное хозяйство и решать задачи нового жономического подъема начали, используя опыт, полученный в период «социалистического наступления», с помощью военно-административного метода управления обществом. Сохранялась централизация государственного управления военного времени, партийная демократия была подавлена (съезды партии не проводились с 1939 г. по 1952 г., пленумы ЦК - с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г.). Государственные решения принимались лишь Сталиным в узком кругу соратников. В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение, упразднен ГКО. Осуществлялся перевод предприятий на выпуск гражданской продукции. Легкая промышленность полностью перешла на выпуск товаров народного потребления. Восстановлены 8-часовой рабочий день, регулярные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы. Решалась трудная проблема демобилизации армии. К 1948 г. Вооруженные силы Советского государства сократились с 11,5 млн. до 2,9 млн. человек. В 1946 г. завершилась, в основном, перестройка народного хозяйства применительно к условиям мирного времени.
Восстановление и развитие народного хозяйства спланировано четвертым пятилетним планом на 1946-1950 гг.Была сформулирована задача приоритетного воссоздания отраслей тяжелой промышленности. До 25% ежегодного бюджета выделялось на непосредственные военные нужды. К 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а через два года превысил его на 73%. При этом тяжелая промышленность выросла в два раза, в то время как легкая и пищевая -менее чем на четверть. Определяющую роль сыграли усиление международной конфронтации, начавшаяся «холодная война». Летом 1949 г. прошло первое испытание атомной бомбы. США лишились монополии на ядерное оружие. В 1953 г. СССР впервые в мире создал
водородную (термоядерную) бомбу. Значительные капиталовложения в экономику позволили резко ускорить развитие производительных сил страны. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Средней Азии и Закавказья. Всего было восстановлено и построено 6200 промышленных объектов. При этом важнейшей задачей было наращивание оборонного потенциала, развертывание военно-промышленного комплекса. В 1950 г. досрочно выполнена четвертая пятилетка, и страна приступила к выполнению пятого пятилетнего плана на 1951-1955 гг., предусматривавшего еще более высокие темпы промышленного производства.
В послевоенный период еще значительнее увеличились диспропорции в народном хозяйстве. Успехи в промышленности происходили на фоне все углублявшегося кризиса в сельском хозяйстве, оно по техническому оснащению уступало предвоенному уровню. За пять лет его рост составил 20%. Только к началу 50-х гг. удалось приблизиться к предвоенному уровню. Тяжелая ситуация осложнялась неурожаем и рядом засушливых лет. В среднем по стране собирали по 4,6 ц зерна с гектара.
В целом, к середине 50-х гг. в СССР завершилась индустриализация страны на передовой производственной базе. Промышленное производство составило более 60% всего валового национального продукта. СССР прочно удерживал после войны второе место в мире по промышленному производству и ускорял темпы экономического развития. Первые послевоенные пятилетки стали важным рубежом в укреплении обороноспособности страны и наращивании ее военного потенциала. Все это сопровождалось ужесточением командной экономики - основы советского общества.
В послевоенное десятилетие руководство страны продолжало социальную и культурную политику 30-х гг. Сверхконцентрация средств на развитие тяжелой промышленности существенно замедлила рост благосостояния людей. В 1946 г. обострился продовольственный кризис, в ряде регионов фактически начался голод. Резко снизился уровень потребления продуктов. Материальное неблагополучие привело к резким демографическим потерям, смертность превышала рождаемость. Из-за экономических трудностей обострилась социальная напряженность. Процветала теневая экономика, расширялась сфера неконтролируемого подпольного рынка. Выполнение четвертого пятилетнего плана сопровождалось ростом инфляции, болезненными процессами в денежном обращении.
В этих условиях советское правительство готовило денежную реформу, которая еще больше усугубила и без того тяжелое социально-экономическое положение общества. В декабре 1947 г. были отменены карточки (в капиталистических странах Европы в это время карточная система сохранялась), довоенный уровень потребления был достигнут лишь в 1951 г. Проведенная в 1947 г. денежная реформа, при всех ее достоинствах, нанесла немалый ущерб населению. После реформы, носившей конфискационный характер, многие товары стали продаваться свободно, но по коммерческим ценам, недоступным для большинства населения. В таких условиях руководство страны вынуждено было проводить ежегодное снижение розничных цен, все более отрывая их от уровня цен закупочных. Последнее становилось одним из факторов неэффективности крестьянского труда.
Крестьянство сокращалось численно и продолжало оставаться в трудных социальных условиях, доходы колхозников были в четыре раза ниже, чем доходы рабочих и служащих. Государство без учета материального состояния сельских тружеников облагало их завышенными налогами. В чрезвычайно сложных условиях находились колхозы и совхозы, их бедственное положение было связано прежде всего с нарушением закона планомерного и пропорционального развития народного хозяйства, в результате чего происходила неконтролируемая урбанизация, сопряженная с ростом социальных проблем. Тяжелый труд, низкий жизненный уровень и слабая социально-культурная сфера деревни вызывали отток молодежи в город. Для регулирования миграции сохранялась жесткая паспортная система - прописка в городах и отсутствие паспортов в сельских районах. Была большая нужда в жилье, трудности с продовольствием и промышленными товарами. В целом, качество жизни, набор жизненных благ, особенно ассортимент продуктов, потребляемых советским человеком, по количественным и качественным параметрам не выдерживал западного стандарта. В первые послевоенные пятилетки (1945-1955 гг.) все ощутимее давало себя знать противоречие между потребностями демократического развития нашей страны и прежними методами руководства. Ужесточился режим личной власти И. Сталина, который сконцентрировал в своих руках всю государственную и партийную власть, являясь одновременно и председателем Совета Министров СССР (в 1941 г. Сталин стал председателем СНК СССР), и Генеральным секретарем ЦК партии. Достигла своего апогея и командно-административная система. Это объяснялось не только консервативностью режима, но и уровнем политической культуры общества в это время.
Послевоенный период характеризуется новой волной грубых нарушений законности, произвола и репрессий - настоящих преступлений на почве злоупотребления властью. Продолжает стремительно расти население ГУЛАГа. В 1945 г. оно составляло 0,7 млн. человек, в 1950 г. -уже 2,5 млн. Фабрикуются политические процессы, направленные против попыток либерализации общественной жизни. В 1946 г. прошли несколько судебных разбирательств над группами молодежи, обвинявшейся в антисоветизме и террористической деятельности.
Затем репрессивный вал нарастает, весной - летом 1946 г. было сфабриковано так называемое «дело авиаторов», подвергался преследованиям и дискредитации маршал Г.К. Жуков, в 1949 г. появляются и так называемое «Ленинградское дело», направленное против «вольнодумства» в аппарате ВКП(б) (после 1952 г. партия стала именоваться КПСС), и «Мингрельское дело», и печально известное «дело врачей-отравителей», и «дело космополитов», ряд других репрессивных акций. «Безродные космополиты» были объявлены новыми «врагами народа» и обвинены в низкопоклонстве перед Западом. Усилились антисемитские настроения. Был уничтожен Еврейский антифашистский комитет, завоевавший в годы войны авторитет во всем мире. «Дело космополитов» было усилено в январе 1953 г. «делом врачей-убийц», в основном евреев, действовавших якобы по заданию американских спецслужб. В августе 1953 г. все арестованные врачи были реабилитированы и освобождены из-под стражи.
Усилился тоталитарный диктат в сфере науки. В области естествознания господствовала школа академика Т.Д. Лысенко, которая монополизировала право на развитие научной мысли. Многие перспективные науки, такие как генетика, кибернетика, были объявлены буржуазными лженауками. В конце 40-х - начале 50-х гг. прошли дискуссии по проблемам биологии, экономики, философии, языкознания. Почти все они вышли за рамки своего предмета, обратившись к анализу общих социально-экономических и политических проблем. Усиливалась волна критических выступлений. Однако поиск новых подходов ограничивался рамками авторитаризма. Имя Сталина использовалось как непререкаемый аргумент, который ставил последнюю точку в любой дискуссии.
Гонениям со стороны политического режима подвергались культура и искусство. Задаче пресечения любых проявлений инакомыслия были посвящены постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам (о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драмтеатров, о кинофильме «Большая жизнь» и опере Мурадели «Великая дружба», нападки на «формалистов» С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича и др.). Впоследствии эти постановления были отменены как ошибочные. Но в первые послевоенные годы печальная участь постигла многих ученых, представителей ряда областей культуры, особенно литературы, кино, музыки, и партийно-советских, в том числе и военных, кадров, осмелившихся усомниться в правильности сталинских доктрин, проявлявших инакомыслие. Эти годы напоминали политические процессы 30-х гг. Доктринальные основы политической системы СССР остались неизменными.
Мобилизация усилий народа, как и в 30-е гг., велась административно-командными методами государственного давления на общество и возвеличиванием роли Сталина его окружением до степени культа личности, особенно в связи с празднованием 70-летия вождя (1949 г.). В стране активизировалась деятельность карательных органов. В районах, бывших под немецкой оккупацией, в республиках Прибалтики, в Западной Украине и Западной Белоруссии, где проводилась ускоренная коллективизация, развернулись репрессии - были выселены многие тысячи жителей, заподозренных в антисоветской деятельности. Ужесточение дисциплины, усиление борьбы с преступностью, расследование военных преступлений вызвали рост числа заключенных.
Вокруг Сталина и его режима личной власти обострилась борьба за власть группировок в высшем эшелоне руководства страны. Жестко централизованная, связанная с авторитаризмом, командно-административная система управления не соответствовала возросшим масштабам современного производства, достигнутому уровню развития советского общества в целом. В обществе назревали кардинальные перемены. Их необходимость осознавалась обществом и создавала обстановку ожидания преобразований уже в начале 50-х гг. В то же время правящая тоталитарно-бюрократическая система сдерживала творческий потенциал страны, подавляла любые проявления свободомыслия. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин, находившийся у власти более тридцати лет. Окончилась сталинская эпоха в жизни советского общества и мировой истории. После смерти Сталина начался новый период в истории страны - период зарождения демократических основ развития нашего общества.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте содержание международного кризиса второй половины 30-х гг.
2. Укажите причины Второй мировой войны.
3. Назовите организационно-политические и военные мероприятия в начальный период Великой Отечественной войны. Что изменилось в управлении страной в военное время?
4. Определите особенности начального периода Великой Отечественной войны. В чем состоят причины неудач Красной Армии в начале войны?
5. Дайте определение «коренного перелома» в ходе Великой Отечественной войны. Определите место и значение в нем битв за Москву, за Сталинград, сражения на Курской дуге, форсирования Днепра.
6. Какую роль в ходе войны сыграло развертывание в тылу врага партизанского движения и подполья? Можно ли назвать этодвижение одним из стратегических факторов победы?
7. Охарактеризуйте роль Сталина в управлении страной в период войны.
8. Укажите причины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какое значение для судеб страны и мира имела эта победа?
9. Количество погибших советских граждан определяется в 27 млн. жизней. Потери же Германии оцениваются примерно в 10 млн. С чем связана такая колоссальная разница в потерях протиоположных сторон? Почему советский народ понес такие огромные человеческие потери?
10. Расскажите о деятельности «антигитлеровской коалиции». Какую роль сыграла помощь союзников по ленд-лизу в упрочении военной мощи СССР?
11. Какие договоренности были достигнуты на переговорах «большой тройки» в Ялте и Потсдаме? Как они воплощались в жизнь?
12. Что мы имеем в виду, когда используем понятие «холодная война»? Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
13. Охарактеризуйте послевоенное устройство мира.
14. Была ли альтернатива избранному в СССР варианту форсированного восстановления народного хозяйства в первые послевоенные годы? Какие факторы позволили достичь довоенногоуровня производства уже к 1948-1949 гг.?
15. Каковы основные особенности советского политического режима после войны? С чем связан размах послевоенных репрессий встране?
16. В чем выражалось окончательное оформление тоталитарно-бюрокра-тической системы в стране в послевоенные годы?