Арабские завоевания и Арабский халифат
1. Завоевания арабов. Мухаммед умер в 632 г. После его смерти арабским государством правили халифы (что означает «заместители пророка»). Поэтому государство арабов называли халифатом. Как и пророк Мухаммед, халифы были не только правителями государства, но и главами всех мусульман, высшими авторитетами в религиозных делах.
Арабы начали завоевания соседних стран еще при правлении первого халифа. Их войско было многочисленным, так как воинами были все мужчины, способные держать оружие в руках. Арабское войско быстро передвигалось на верблюдах и на конях.
С Арабским халифатом соседствовали два больших государства – Византия и Иран. Накануне арабского вторжения они вели тяжелые войны между собой. Эти войны ослабили Иран и Византию, и это облегчило захват арабами Ирана и части византийских территорий.
Через 20 лет после смерти Мухаммеда созданное им государство превратилось в огромную державу. На севере арабы захватили Палестину и Сирию, бывшие византийскими владениями. На западе, в Африке, они отвоевали у Византии Египет. Походы арабского войска на восток привели к разгрому Ирана и захвату его территорий.
Но на этом арабские завоевания не прекратились. В начале VIII в. территория халифата еще больше увеличилась. На востоке границы халифата простирались до великой индийской реки Инда. Под арабским владычеством оказались Средняя Азия и часть Закавказья. Была захвачена вся Северная Африка, а в 711 г., переправившись через узкий Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Европы, арабы приступили к завоеванию Пиренейского полуострова. Он был захвачен всего за 3 года. А затем арабы двинулись на государство франков. Но в 732 г. арабское войско было разгромлено франками в битве у Пуатье. Арабам не удалось продвинуться дальше в Европу. Но под их властью остался Пиренейский полуостров, и отныне территория халифата располагалась на трех частях света: Азии, Африки и Европы.
2. Расцвет и распад халифата. Когда арабские кочевники приступили к своим завоеваниям, они были отсталым народом по сравнению со многими народами, которых им удалось покорить. В Месопотамии, Палестине, Сирии, Египте, Иране, Средней Азии цивилизации существовали еще в эпоху древности. Первые государства там сложились на много веков раньше, чем арабское государство, созданное Мухаммедом. Арабы старались не разрушать города, ирригационные сооружения, опустошать поля и вырубать сады. Халифы понимали, что разорив захваченные страны, они не смогут получать постоянные и большие доходы от покоренных народов. Арабы обложили население захваченных ими территорий налогами, но прежние порядки не нарушали. Кто до их завоеваний был богатым, тот таким и остался. Бедняки остались бедняками. Зависимые люди остались в подчинении у своих господ. Можно было даже не принимать ислам, но за это следовало платить дополнительный налог.
На многих территориях огромного Арабского государства продолжали успешно развиваться земледелие, ремесло, торговля, бурлила жизнь в многолюдных городах. Крупнейшими городами халифата были Дамаск, Багдад, Самарканд, Бухара, Каир. Население Арабского халифата составляло примерно 70--80 млн. человек. Больше людей проживало тогда только в Китае.
Объединение различных стран под единой властью халифов привело к подъему торговли между различными частями Арабского халифата. На многолюдных базарах любого города можно было встретить разнообразные товары и продукты из самых разных мест. Например, на базаре в Багдаде торговали лучшими сортами винограда и фруктов из Сирии и Палестины, финиками из Аравии, апельсинами и лимонами из Индии, пшеницей из Египта, коврами из Ирана. Чужеземцы, попав на багдадский базар, не могли понять, как можно в один день и в одном месте продавать овощи и фрукты, которые вызревают в разное время года.
Халифы заботились о торговых путях. Там строились караван-сараи (постоялые дворы) для караванщиков, а дороги охранялись от разбойников. Вещи, которые изготавливались ремесленниками халифата, пользовались большим спросом во многих странах. И туда отправлялись арабские купцы. Торговали они и в Западной Европе,и в далеких странах Африки, добирались до Балтийского моря. О торговле арабов с Древней Русью свидетельствуют находки арабских монет того времени на ее землях. Немало этих монет найдено и на территории Беларуси.
Наивысшего расцвета Арабский халифат достиг в IХ в. Но уже к концу этого же века он распался на множество независимых государств. Это было вызвано двумя главными причинами: 1) восстаниями покоренных народов и разорявшихся от налогов крестьян; 2) усилением власти правителей отдельных частей халифата, которые хотели иметь всю полноту власти на подчиненных им территориях и собирать налоги в свою, а не государственную казну.
3. Арабо-исламская культура. Арабские завоевания привели к тому, что ислам распространился из Аравии на другие территории, вошедшие в состав халифата. Мусульманами были арабы, переселявшиеся на новые земли, и многие местные жители, которые за принятие ислама освобождались от дополнительного налога.
Государственным языком халифата был арабский язык. На нем разговаривали и писали не только чиновники, но и образованные люди, ученые, поэты и писатели. В школах обучение велось на арабском языке.
Большинство народов, населявших Арабский халифат, имело древнюю и высокоразвитую культуру. Но египтяне, иранцы, жители Средней Азии, Палестины, Месопотамии говорили на разных языках. Их ученые, писатели и поэты писали труды и сочинения на своих языках. А в Арабском халифате единым языком науки и культуры стал арабский язык. И образованные люди, например, в Египте могли без труда читать работы ученых из Ирана, Средней Азии, Месопотамии. Все они были и мусульманами.
Культура Арабского халифата достигла высокого уровня благодаря тому, что в ней слились достижения культуры многих народов. Они были объединены арабским языком и исламом. Поэтому культуру Арабского халифата и тех государств, на которые он распался, называют арабо-исламской.
Ярким образцом этой культуры является знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». Там собрано множество удивительных историй о волшебниках, путешествиях, благородных и хитроумных людях, созданных арабами, сирийцами, египтянами, иранцами, индийцами и другими народами.
Небывало высокого уровня для того времени достигла наука в Арабском халифате. Она создавалась учеными разных народов. Многие достижения науки ранее были известны только в отдельных странах, а через посредство арабов они стали достоянием и других народов. Например, мы и теперь пользуемся арабскими цифрами. А на самом деле, они не арабские, а индийские. Эти цифры были изобретены в Индии, но стали широко известными в мире благодаря арабам.
В крупнейших городах халифата существовали высшие учебные заведения. В Западной Европе периода раннего средневековья, кстати, ни одного университета еще не было. Некоторые библиотеки в халифате насчитывали по несколько сот тысяч рукописных книг. Тогда это были самые большие библиотеки в мире.
Архитекторы халифата построили множество красивых зданий, дворцов правителей, мечетей. Они прекрасно умели сооружать крыши-купола, стройные колонны, легкие арки. Стены зданий украшались резьбой по камню, мозаикой, расписывались орнаментом.
Арабо-исламская культура объединила в себе культуры многих народов, что содействовало их взаимному проникновению и обогащению.
Иран и Средняя Азия
-- 1219—1221 гг. – завоевание Средней Азии монголами
-- середина ХIII в. – завершение монгольского завоевания Ирана
-- конец ХIV в. завоевание Ирана Тимуром.
1. Население и его занятия. Климат Средней Азии и Ирана жаркий и засушливый. В Средней Азии – немало больших пустынь и степей. Но уже в древности в Иране и Средней Азии существовало искусственное орошение земли, и там возникли первые государства. Крупнейшим из них была Персия.
Когда Иран и Средняя Азия входили в состав Арабского халифата, большинство их населения занималось замледелием. Среднеазиатские города Бухара и Самарканд были крупнейшими центрами ремесла и торговли. Красивые и мягкие персидские ковры, легкие и прочные ткани, разукрашенная посуда, прочное оружие – все это пользовалось большим спросом во многих странах мира. Местные купцы торговали с Китаем, Индией, Византией, Древней Русью.
Значительная часть населения Ирана и особенно Средней Азии занималась кочевым скотоводством.
Арабское завоевание привело к распространению ислама и арабского языка, но не был забыт и персидский язык. Многие ученые, поэты и писатели Ирана и Средней Азии писали как по-арабски, так и по-персидски.
2. Нашествия завоевателей. После распада Арабского халифата на территории Ирана и Средней Азии возникли несколько независимых государств во главе с местными правителями. В ХI в. большинство из них было захвачено кочевниками турками-сельджуками.
В ХII—ХIII вв. господство сельджуков было свергнуто. Правители плодородной среднеазиатской области Хорезм объединили под своей властью почти всю Среднюю Азию и Иран. Государство шахов (царей) Хорезма в начале ХIII в. было крупнейшим из мусульманских государств.
Богатства Хорезма привлекали к себе алчные взоры многих захватчиков. Правители Хорезмийского государства успешно отражали их нападения. Но они не смогли противостоять монгольскому нашествию.
В 1206 г. в далеких монгольских степях местные племена были объединены Чингисханом. Под его предводительством кочевники-монголы сразу же приступили к разорению и захвату соседних стран. К 1219 г. монголы вышли к границам Хорезма. В 1219—1221 гг. они захватили среднеазиатские земли этого государства.
Монголы действовали с необычайной жестокостью. Если осажденный ими город долго не сдавался, то монголы, взяв его, устраивали «всеобщую резню» -- убивали всех от мала до велика. Так они поступили с жителями города Ургенча (столица Хорезма). А сам город затопили, разрушив плотину на реке. Цветущий край после нашествия монголов был разорен, погибло или было уведено в рабство множество людей. Один из путешественников так описывал увиденное им в Средней Азии после завоевания ее монголами: «Дворцы стерты с лица земли, как строки письма бывают стерты с бумаги, и эти обиталища стали жилищем сов и ворон; в этих местах перекликаются зловещие совы, и ветры стонут в залах, вторя самуму». Самумом жители пустынь называли страшный ветер, который приносил с собой тучи раскаленного песка, закрывавшие солнце, и при котором людям было даже трудно дышать. В середине ХIII в. монголы захватили и весь Иран.
В отличие от арабов, старавшихся не разрушать города, оросительные сооружения, монголы все это разрушили, обрекая местное население на голод. При этом монгольские правители намного увеличили налоги. Население целых деревень бросало свои дома и поля и убегало, едва завидев приближающихся монгольских сборщиков налогов. Никогда население Ирана и Средней Азии не испытывало такого гнета и разорения, как при монгольском владычестве.
В середине ХIV в. монгольское иго в Иране было свергнуто. Но к концу ХIV в. Средняя Азия и Иран оказались в составе огромного государства, созданного завоевателем Тимуром. Этот завоеватель родился в Средней Азии, но считал себя потомком Чингисхана. Столицей своего государства он сделал Самарканд, Туда сгоняли тысячи пленных ремесленников, которые отстроили этот город с небывалым великолепием. Тимур был не менее жестоким и кровавым завоевателем, чем Чингисхан. Когда жители одного из иранских городов восстали, то Тимур устроил страшную расправу с ними – по его приказу были сложены пирамиды из 70 тысяч отрубленных человеческих голов.
Но как только Тимур умер в 1405 г., собираясь идти в поход на Китай, его огромная держава распалась. В новых государствах, образовавшихся на территории Ирана и Средней Азии правили его потомки и кочевая знать.
3. Культура Ирана и Средней Азии. Несмотря на разорительные завоевания, постоянные войны, сопровождавшиеся гибелью многих людей и голодом, народы Ирана и Средней Азии в эти тяжелые годы добились величайших успехов в развитии науки и культуры. Расцвет средневековой культуры Ирана и Средней Азии приходится на Х--ХII вв.
Именно тогда жили и творили великие ученые, писатели и поэты Бируни, Ибн Сина, Фирдоуси, Омар Хайям и многие другие.
Среднеазиатский астроном Бируни еще в ХI в. высказал мысль, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца. В средневековой Европе это поняли лишь через несколько веков.
Знаменитым врачом и ученым был уроженец Бухары Ибн Сина. Он написал книгу «Канон», которая стала на много веков главным справочником и учебником для врачей многих стран мира. Ибн Сина изучил и описал признаки многих болезней, способы их лечения, приготовления лекарств. В Европе Ибн Сину называли Авиценной, а после изобретения книгопечатания его «Канон» по количеству изданий уступал только Библии.
Мудрецом называли за глубокие знания иранского поэта Фирдоуси. Главным его произведением была большая поэма «Шахнамэ» («Книга царей»), которую он писал много лет. В ней описана история Ирана с древнейших времен до арабского завоевания. Среди главных героев поэмы – не только цари, но и богатыри – борцы за свободу своего народа.
Омар Хайям в наше время больше известен как великий иранский поэт. В своих коротких стихах (всего из четырех строк) он воспевал радости человеческой жизни, осуждал жадность, стремление к власти над другими людьми, глупость и подлость в людях. Но в средние века Омар Хайям был не менее известен и как выдающийся математик и астроном. Первую славу принес ему труд по алгебре, написанный им в возрасте 27 лет, а созданный им календарь был самым точным в мире.
Иранские и среднеазиатские ученые, поэты, писатели создали научные труды и произведения, которые стали достоянием всего человечества.
Средневековый Китай
-- 1279 г. – завершение длившегося почти 70 лет монгольского Китая
-- 1368 г. – свержение монгольского ига в Китае.
1. Население Китая и его основные занятия. Китайская цивилизация возникла еще в древности. Основным занятием китайцев в средневековье оставалось земледелие. Главной сельскохозяйственной культурой был рис. Для его выращивания требовалось много воды, и китайские земледельцы умело отводили воду из рек на поля, задерживали ее там. При хорошем уходе рис давал два-три урожая в год. Крестьяне выращивали и пшеницу, просо, чайные кусты, разводили шелковичных червей и получали шелковые нити.
Из этих нитей ремесленники изготавливали тончайшие шелковые ткани, которые высоко ценились в любой стране мира. Китайцы много веков хранили секрет производства шелка. А торговля шелком приносила Китаю огромные доходы. Высоко ценилась и китайская посуда из фарфора. Купцы из многих стран прибывали за китайским чаем. В других странах шелк, фарфор, чай, бумага из Китая стоили очень дорого, а сам Китай казался страной сказочных богатств.
В средние века Китай был самым крупным государством мира по численности населения. В ХI в. в нем жило более 100 млн. человек. Многолюдными были китайские города, в некоторых из них проживало по одному-двум миллионам человек. В Европе, для сравнения, население городов составляло несколько тысяч человек, очень редко превышало 100 тысяч.
2. Китайское общество и государство.Китайское государство в средние века было монархией во главе с императором, который обладал неограниченной властью. Он издавал законы, любое его приказание следовало немедленно выполнять. Огромной страной со стомиллионным населением император управлял с помощью подчиненных ему многочисленных чиновников. Чиновники распоряжались в Китае всеми делами: собирали налоги, творили суд, набирали войско, следили за строгим соблюдением обычаев, организовывали людей на общественные работы (постройку укреплений, дорог, каналов, мостов), устанавливали цены на товары, выдавали разрешения на право торговать и перевозить товары и т.д. Кроме того, в Китае были специальные чиновники (их называли инспекторами), которые контролировали работу всех других чиновников. Инспекторы следили за тем, как чиновники исполняют свои обязанности, не берут ли они взятки, не присваивают ли себе часть собранных налогов и т.д. Инспекторы докладывали обо всем этом самому императору и подчинялись только ему одному.
Чиновников в Китае было так много, что китайцы горько шутили: «У нас на 10 овец – 9 пастухов». Все чиновники в Китае были разделены на 9 рангов. От того, к какому рангу принадлежал чиновник зависели размер его жалованья, количество положенной ему земли и зависимых крестьян, размеры его дома и даже форма одежды. Для того, чтобы стать чиновником, преданности и желания услужить императору было недостаточно. Стать чиновником или получить более высокую должность можно было только сдав экзамены. Подготовка к экзаменам требовала много времени и денег на книги и учителей. Это могли позволить себе только богатые люди. Чиновников в Китае называли «учеными».
Большую часть населения составляли крестьяне и жители городов – те, кто собственным трудом добывал себе средства к существованию. Все трудящееся население Китая разделялось на «добрый» и «подлый» народ. К «доброму» народу относились все те, кто платил государству налоги: крестьяне, ремесленники, торговцы. А те, кто не в состоянии был их платить (слуги, рабы) относились к «подлому» народу.
3. Религии средневекового Китая.Еще с древних времен китайские императоры поддерживали конфуцианство. В средние века это была государственная религия. Обряды этой религии совершали государственные чиновники. Они учили китайцев верить в то, что император является «сыном неба», то есть он один является посредником между небом и всем населением «Поднебесной» (так китайцы называли свою империю).
Чиновники требовали от китайцев жить по правилам, установленным Конфуцием. Главное из них: младший в семье должен во всем подчиняться старшему, трудящиеся люди -- чиновникам, чиновник низшего ранга должен подчиняться вышестоящему чиновнику высшего ранга. Такие порядки в обществе, где один человек подчиняется другому, император Китая и его чиновники считали самыми лучшими в мире. Всех тех, кто не жил по этим правилам и не признавал императора Китая владыкой над всеми людьми, китайцы называли «варварами».
С древности одной из религий Китая был даосизм. В нем сохранялись древние китайские верования во множество духов, богов, в драконов. Приверженцы верили, что человек может стать бессмертным через специальные гимнастические упражнения, особенное питание. Они пытались изобрести «эликсир бессмертия». Это лекарство для бессмертия так и не было создано, зато было изобретено много лекарств от разных болезней.
В средние века в Китае широко распространился буддизм. Но этот буддизм уже сильно отличался от учения Будды. Появилось много роскошных храмов, священников и монахов. Будда считался уже не просто учителем, а богом. В храмах было множество изображений Будды.
Большинство китайцев были поклонниками всех трех религий: конфуцианства, даосизма, буддизма. В Китае не было такой вражды из-за того, в каких богов или какого Бога верит человек, как во многих других странах средневековья.
4. Китай и кочевники. Китай был богатой страной, и в средние века его богатства постоянно привлекали к себе жадные взоры соседних кочевых племен. Кочевники жили к северу и западу от Китая. Почти на всем протяжении средневековья они нападали на Китай. И постоянной заботой жителей страны было отражение их нападений. В средние века китайцы продолжали достраивать и обновлять Великую Китайскую стену. Но и она не всегда спасала от захватчиков.
К началу ХIII в. на захваченных территориях северного Китая существовало несколько государств, созданных кочевниками. Под властью императоров оставался только юг страны.
Но самым разрушительным и тяжелым для Китая в средние века было завоевание его монголами. В 1211 г. они обрушились на северный Китай. Государства кочевников были разгромлены, но при этом погибли миллионы китайцев, а немногие оставшиеся в живых страдали от голода при монгольском владычестве. Разграбив север Китая, монголы обрушились на владения китайских императоров. Китайцы долго, как ни один другой народ, сопротивлялись монгольским завоевателям. Почти 70 лет монголы завоевывали Китай и установили свое господство над ним только в 1279 г.
Монгольский гнет в Китае был очень тяжелым и жестоким. Налоги выросли в несколько десятков раз! Китайцам запрещали зажигать свет по ночам в своих домах, устраивать любые собрания, носить оружие, передвигаться по стране без разрешения монгольских властей. Китайцев не допускали на государственные должности. Нарушителей запретов монголы подвергали жестокой казни.
Великий хан монголов перенес свою столицу из Монголии в Китай – в город Пекин.
Голод, нищета, бесправие привели к народному восстанию против монгольских захватчиков. В 1368 г. повстанцы взяли Пекин. Монгольское иго было свергнуто. Новым императором стал один из предводителей повстанцев. И хотя он происходил из бедной крестьянской семьи, порядки в Китае остались прежними – как до монгольского нашествия.
5. Культура средневекового Китая. Китай в средние века был страной высокой культуры, одной из самых передовых для того времени.
Именно китайцы сделали немало открытий, изобретений, без которых мы не можем обойтись и теперь. Еще в древности они изобрели порох, компас, бумагу. А величайшим изобретением в средние века явилось книгопечатание. Уже в IХ в. в Китае печатались книги. На досках вырезали иероглифы, затем смазывали краской и прижимали бумагу. Получался текст целых страниц, из которых составлялась кніга. А в ХI в. стали печатать книги с помощью разборного шрифта. Печатать книги было намного быстрее, чем переписывать их от руки (что иногда занимало несколько лет). Да и стоила печатная книга во много раз дешевле, чем рукописная. В Европе книгопечатание было изобретено только в самом конце средневековья.
В средние века в Китае создавали свои произведения многие талантливые поэты, писатели. «Золотым веком» китайской поэзии называют VIII век. Именно тогда писали свои стихи Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй.
Эти поэты воспевали природу Китая, в каждом ее уголке они умели находить прекрасное. Ван Вэй был не только поэтом, но и выдающимся художником. На шелковых свитках он рисовал пейзажи. Ван Вэй умел искусно изображать порыв ветра, колышущий ветви деревьев, покрытые снегами холмы, кусты с птицами, которые прячутся там от ветра. Человеку, рассматривавшему его картины, казалось будто все это он видит сам наяву.
Ли Бо и Ду Фу много путешествовали по Китаю. То, что они видели на своем длинном пути, поэты описывали в своих стихах. Там много рассказывалось о тяготах войн, о бедах, которые они приносили людям. Поэты писали о людях, которые им встречались, об их заботах, труде, переживаниях, надеждах. По этим стихам можно хорошо представить себе, как жили люди далекого от нас средневекового Китая.
Япония в средние века
-- VII в. – страна получает название Ниппон (Япония) -- «Страна восходящего солнца»;
-- вторая половина ХIII в. – отражение монгольского нашествия.
1. Образование государства в Японии. Японская цивилизация ведет свое начало с IV—V вв. н.э. Именно тогда в Японии было положено начало образованию государства. Самый могущественный род был объявлен императорским – люди только из этого рода могли становиться императорами. Такое положение было закреплено в японской религии – синтоизме. В этой религии нет мифов о сотворении первых людей богами. Японцы верили в то, что их боги – это их предки, то есть себя жители Японии считали потомками своих богов. Прародительницей императорского рода считалась богиня солнца – она и стала главной богиней синтоизма. Ее изображение в виде красного диска и теперь можно увидеть на флаге Японии.
Боги-предки других знатных родов составили окружение богини солнца. Менее могущественными богами стали те, кто считался предками незнатных людей. Когда в VI в. в Японии началась борьба за императорский престол, то часть знати приняла буддизм, распространившийся из соседних Китая и Кореи. Ведь синтоизм не позволял этим людям занимать императорский престол, потому что их прародительницей не была богиня солнца. А буддизм не требовал считать эту богиню самой главной. Императорский род, в конце концов, победил своих соперников, но с тех пор в Японии существуют две главные религии – синтоизм и буддизм. Японцы еще со времен средневековья хотят и в синтоистские, и в буддийские храмы.
В VII в. императорская власть укрепилась, страна стала единой. Она стала называться Ниппон («Страна восходящего солнца»). Императоры для управления страной использовали образец государственного аппарата Китая с его многочисленными чиновниками.
2. Феодальные отношения в Японии. Самураи. Главным занятием японцев в средние века было земледелие. В стране было мало плодородной земли, и трудолюбивые японские крестьяне заботливо обрабатывали каждый ее клочок, пригодный для посевов. Главной культурой, как и в Китае, был рис.
Японцы рано позаимствовали из Китая производство шелка, бумаги, книгопечатание. Ремеслом и торговлей занимались жители городов.
До Х в. императоры в Японии через своих чиновников управляли всей страной. Но с Х в. усилились отдельные князья, которые захватили в свою собственность много земель и заставили крестьян платить им оброк, а не налоги государству. Эти князья запрещали императорским чиновникам появляться в их владениях. Они создали свои дружины. Своих дружинников князья стали называть самураями. Самурай означает «тот, кто служит хозяину». От князей самураи получали земли, но сами на них не работали – это делали зависимые от них крестьяне. Главным же занятием самураев была военная подготовка и участие в войнах под предводительством своего князя. Так в Японии складывались феодальные отношения, похожие на те, которые существовали в средневековой Западной Европе.
Князья и самураи были феодалами, князья – сеньорами, а самураи – их вассалами. Крестьяне находились в поземельной и личной зависимости от феодалов. Япония была единственной из всех азиатских стран, в которой сложились феодальные отношения, подобные отношениям в Западной Европе.
По своему положению в обществе японские самураи соответствовали рыцарям в Западной Европе. И для тех, и других главным было военное дело и защита своего хозяина-сеньора. Но если рыцари в Западной Европе составляли всего 1—2 % от общей численности населения, то самураи в Японии – около 10 %. У самураев были свои правила поведения. Они назывались «путь воина» (бусидо). Их нужно было строго соблюдать, нарушение этих правил влекло страшный позор не только на самурая, но и на весь его род.
Главной обязанностью самурая была верность и служение своему хозяину. Самурай должен был выполнить любой его приказ даже ценой собственной жизни. Самурай обязан был отомстить убийцам своего хозяина. Если он был бессилен это сделать, то правила бусидо требовали от него совершить самоубийство. Самураи должны были совершить самоубийство и для того, чтобы не попасть в плен, или если они совершали какой-то позорящий их поступок. Обряд самоубийства у самураев назывался харакири, его разрешалось совершать только самураям и никому больше. «Харакири» по-японски означает «резать живот». Самурай (часто на глазах у зрителей) должен был спокойно разрезать себе мечом живот и умереть. При этом, он не должен был ничем показать страшную боль, которую испытывал.
От самурая требовалось быть храбрым и отважным, честным и искренним, соблюдать спокойствие и выдержку, равнодушно относиться к собственному обогащению, искусно владеть оружием. Честь и слава у самураев ценились дороже жизни, и если приходилось выбирать между честью и жизнью, то самурай не задумываясь отдавал жизнь. Эти правила не действовали в отношениях самураев с крестьянами или горожанами. Например, находясь среди крестьян, самурай мог выхватить свой меч из-за любого пустяка, несмотря на требование соблюдать выдержку.
Самураи с самого детства проходили сложную подготовку. Их учили фехтовать на мечах, которые можно было удержать только двумя руками, стрелять из лука, метать копье, скакать на коне, сражаться без оружия и т.д. В них воспитывалось безразличное отношение к смерти. Для этого использовался буддизм, по учению которого душа человека не умирает с его смертью, а переселяется в другое живое существо. Самурая учили, что если он честно будет исполнять свой долг, то после смерти его душа может переселиться в тело только что появившегося на свет сына какого-нибудь князя. А если самурай нарушит правила своего поведения, то его душа может переселиться в какую-нибудь собаку, обезьяну, змею и т.д.
Самураи были искусными воинами. Сеньору было легко управлять такими воинами в бою, ибо он знал, что самураи выполнят его приказ любой ценой, они никогда не отступят, не предадут и не сдадутся в плен, а предпочтут этому смерть. Силу самурайского войска вскоре изведали на себе грозные завоеватели – монголы.
3. Монгольское нашествие на Монголию. Захватив Китай и Корею, монголы во второй половине ХIII в. напали на Японию. На китайских и корейских кораблях они доплыли до южных японских островов и высадили там большое войско. Над Японией нависла смертельная опасность.
Монгольское войско многим внушало страх. Ведь монгольским воинам в бою запрещалось отступать без приказа. Если кто-то бежал с поля боя, то казнили не только его, а весь отряд. И монгольские воины отчаянно бросались на противника, зная, что у них есть один шанс остаться в живых – если они одержат победу.
Но теперь перед монголами был особый противник, который вообще не боялся смерти. В жестоких боях самураи нанесли огромные потери монгольскому войску. Монголам пришлось убраться из Японии.
Когда через несколько лет огромный флот монголов снова отплыл к берегам Японии, то в море он был уничтожен налетевшим тайфуном. Японцы решили, что это боги спасли их страну, и с тех пор особенно стали почитать камикадзе («божественный ветер»).
Японцы отстояли свою независимость от монгольских захватчиков. И вообще, Япония была одной из немногих стран средневековья. Которую никому не удалось завоевать.
4. Культура Японии. В раннем средневековье большое влияние на японскую культуру оказала культура Китая. У Японии были тесные связи с Китаем. При императорском дворце говорили по-китайски. Китайский язык был сначала и языком японской литературы.
Но к концу Раннего средневековья японцы изобрели собственную письменность. В VIII в. был написан знаменитый сборник стихов японских поэтов «Мириады лепестков». Это очень короткие стихи – по пять строчек. Обычно в них описывается какой-то уголок природы Японии. Но сила таланта японских поэтов заключалась в том, что всего в нескольких строках они не просто передавали красоту реки звездного неба или морского залива, но и глубоко раскрывали чувства, которые охватывали человека при виде этого зрелища.
Японская природа довольно суровая. Но японские художники умели находить в ней прекрасное и изображать это на своих рисунках и картинах. Да и не только художники. С давних времен и до наших дней японцы считают самым красивым из цветов цветок распускающегося весной вишневого дерева. Когда зацветает вишня, многие японцы оставляли свои дела и часами любовались цветущими вишнями.
Японцы довольно рано заимствовали книгопечатание, изобретенное китайцами. И книга в Японии не была такой редкостью, как в средневековой Европе.
В средние века возник японский театр масок, в котором актеры играли в масках. Движения актеров были скупы, и, например, жителю другой страны было трудно понять содержание японских пьес. Особым видом японского искусства было создание пейзажных дворов и садов из камней, мха. Они очень просты, в них нет роскоши и обилия цветов и красок. Но попадая в такой сад, человек должен был задумываться о смысле своей жизни, об устройстве природы и мира. Например в сохранившемся саду камней возле старой столицы Японии города Киото, каждый посетитель всегда видит 14 камней. А на самом деле камней – 15. И в каком бы месте сада ни остановился человек, один из камней всегда будет для него невидим. И человек понимает, что он просто не в состоянии увидеть все, что есть в мире. И он осознает, что мир может быть не таким, каким он его видит; в мире есть еще много неизвестного людям.
Средневековая Индия
-- 1206 г. – создание мусульманскими правителями Делийского султаната в Индии.
1. Основные занятия населения Индии. Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Первые государства сложились там еще в глубокой древности. В средние века Индия никогда не была единой страной. На ее территории возникало и исчезало множество государств. Одни из них были мелкими, другие крупными, но немногим из них удалось просуществовать долго.
Большинство населения Индии составляли крестьяне-земледельцы. Используя искусственное орошение они добивались высоких урожаев риса, пшеницы, ячменя. Во многих местах Индии урожаи собирали по два-три раза в год. Выращивались апельсины, дыни, арбузы, сахарный тростник, хлопок. Индийские крестьяне были объединены в общины, состоявшие из жителей нескольких деревень. Община управлялась старостой и избираемым крестьянами советом. В индийских государствах никогда не было большого количества чиновников. Они были не нужны, так как правители государств управляли населением через старост и советы общин. Крестьян же мало интересовало, кто правит государством, так как налоги они отдавали своим старостам, а те – правителю. Налоги обычно составляли 1/6 часть урожая, и они не приводили к разорению крестьян. В средние века в Индии не было крупных крестьянских восстаний.
На весь мир славились изделия индийских ремесленников. Тончайшие и красочные ткани, ювелирные изделия из золота, серебра, драгоценных камней, прочное и красивое оружие и многое другое, произведение ремесленниками индийских городов, высоко ценились не только в самой Индии, но и далеко за ее пределами. Эти изделия были намного выше по качеству, чем вещи, изготавливавшиеся во многих других странах. Когда, например, в конце ХV в. в один из индийских городов приплыли португальцы и принесли в подарок местному правителю свои изделия, тот посчитал за оскорбление принять такие некрасивые и грубо сделанные вещи. Португальцев было приказано посадить в тюрьму.
В средневековой Индии было много городов. Они были многолюдными. Дома в них строились из камня и кирпича и имели по несколько этажей. Украшением городов были тенистые сады, фонтаны. В городе Дели в ХIV в. было около тысячи учебных заведений, 70 больниц, более двух тысяч храмов и монастырей.
Индия вела активную торговлю с другими странами. В индийские порты, на рынки городов прибывало множество купцов из разных стран мира за местными товарами высокого качества, за пряностями. В основном, это были купцы из восточных стран, но были и торговцы из Европы. Например, в ХIV в. в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин, который написал потом книгу «Хождение за три моря», где рассказал об этой удивительной стране.
Индия представлялась европейцам страной сказочных богатств. Интересно, что и Америка была открыта европейцами в ХV в. из-за того, что они искали новый путь в Индию – через западные моря, чтобы торговать с индийцами напрямую, без посредничества купцов из восточных стран.
2. Кастовый строй и религия. Индийское общество было устроено не так, как общества в других странах мира. Особенностью общественных отношений в Индии был кастовый строй.