Теоретические основы управления в системе таможенных органов

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов……....5

1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах………………5

1.2 Объект и субъект управления в системе таможенных органов………….10

2. Руководитель и подчиненный………………………………………………..14

2.1 Взаимодействия руководителя и подчиненного………………………….14

2.2 Личность руководителя и стили руководства в системе таможенных органов……………………………………………………………………………18

3. Процессы управления в системе таможенных органов……………………24

3.1 Организация процессов управления в системе таможенных органов………………………………………………………………………….24

3.2 Современное состояние и предложения по усовершенствованию процессов управления в системе таможенных органов…………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………….37

Приложения…………………………………………………………………….39

Введение

Меняются времена, меняются общественные системы, меняются люди и требования к их профессиональной деятельности. Переход к устойчивому развитию требует глубокого и серьёзного изучения всех аспектов деятельности государственного служащего таможенного органа.

В условиях развития экономики по всем направлениям у таможенных органов возникают новые требования по повышению эффективности в сфере своей деятельности. Практика функционирования государственной таможенной службы в условиях новых социально-политических отношений показывает, что успешный переход к развитию невозможен при сохранении укоренившихся стереотипов, игнорирующих необходимость эффективного использования колоссальных потенциальных возможностей, заложенных в каждом человеке. Важную роль в этом играет формирование управленческого кадрового потенциала государственного аппарата разных уровней, так как автоматически это процесс развиваться не может. Государственный служащий высшего качества формируется в течение многих лет, а то и десятилетий.[1]

Успешное решение руководителей во многом зависит от уровня управления деятельностью персонала. Касательно этого назрела потребность совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности. В результате этого вопрос эффективного управления является одним из наиболее жизненных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы. Профессиональное развитие людских ресурсов, эффективная реализация их потенциала представляет собой ту основу, на которой только и может быть обеспечена стабильность и достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Объектом исследования в данной работе будет являться управление в системе таможенных органов на примере взаимодействия руководителя и подчиненного.

Руководитель должен отдавать себе отчет в том, что чем слаженнее у него взаимоотношения с подчинёнными, тем результативней будет работа и важнейший характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их прямое общение. Вследствие этого этика делового общения в управлении является основной. Проблема заключается, как это не редко происходит, в неосознанности того, что именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных определяют успех коллективной деятельности таможенного органа. Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми - самое трудное и высокое из всех искусств. Быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения многими и различными навыками.

Само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит косвенно от руководителя, его персональных качеств, манеры управления, методов воздействия, организационной структуры, в соответствии с которой воплощаются в жизнь процессы управления.

Собственно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Насколько бы ни был одарен и трудолюбив начальник, если его усилия не поддерживаются подчиненными - результат деятельности подразделения в целом вряд ли будет особенно благополучным.[2]

Теоретические основы управления в системе таможенных органов

1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах.

Деятельность таможенных органов находится на стыке внешней и внутренней политики России. Она косвенно объединена с выполнением существенных социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов страны. Основная стратегическая цель управления в системе таможенных органов это обеспечение урегулирования внешнеторговой деятельности нашего государства. Осуществление цели управления достигается постановлением соответственных комплексов задач.

В зависимости от роли цели в процессе управления, разбирают несколько типов управления. Чаще всех используются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».[3]

- Ситуационное управление охватывает место на любой степени иерархии в управлении таможенных органов, так как главным образом оно основывается по формирующимся ситуациям. Цели в этом типе управления не придается особенного значения.

- Программное управление. В его основе находится разработка заданной программы с последующим ее разделением по уровням системы и установкой конкретной последовательности ее реализации.

- Целевое управление. В данном типе цель выступает в основной роли, задает характер и продвижение управленческой деятельности. Содержанием целевого управления выступает его высокая аналитичность при нахождении проблемы управления, максимально строгое и четкое выражение цели управления, структурирование проблемы управления, построение «древа целей», строгое согласование «древа целей» с «древом задач», любое звено организационной структуры системы управления надлежит объединять с прочими звеньями более значительного порядка.

В данное время в структуре таможенной системы замечается улучшение динамических характеристик управления, в первую очередь, за счет введения автоматизированных систем и информационных технологий управления.

В системе управлений таможенных органов функции управления занимают основное место, так как с их помощью выявляются суть и содержание управленческой деятельности на всех величинах, они являются отображением разделения обязанностей в сфере управления, призывают к обусловленной очередности и единства действий при их реализации для получения запланированных результатов.

Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, для осуществления которого требуются поставленные управленческие работы (операции).

Систематизируя функции управления в системе таможенных органов, их можно распределить на общие и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

1. Общие функции управления универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом. При нахождении состава общих функций управления надлежит учитывать их диалектическую целостность, а также неделимость управляющей и управляемой систем. Состав функций управления обеспечивает результативность реагирования управляющей системы, на те или иные изменения состояния управляемой системы.

К общим функциям управления можно причислить: прогнозирование и рассмотрение оперативно-служебной обстановки, разборка, учет, проверка планирование и организация. Общие функции это части управленческого цикла, устанавливающие специализацию труда.

Осуществление любой конкретной общей функции управления воплощаться в жизнь путем выполнения поставленного количества специфических именно для этой функции управленческих работ.

- Планирование. Является существенной функцией управления, по средствам которой в таможенных органах формируются организационные пути будущей деятельности. С помощью планирования устраиваются цели и направленности достижения системы, разрабатываются методы, с помощью которых исполняют бытующие проблемы, определяется скорость формирования системы. Субъект управления разрабатывает план будущих действий исполнителей, аргументирует пути, способы, возможности и сроки достижения определенных в плане задач.

- Организация. Главная функция управления, по средствам исполнения которой строятся условия для реализации выработанных в процессе планирования планов. Суть этой функции заключается в создании системы сил и средств, определении нужных связей и отношений между исполнителями и способах их деятельности. В процессе реализации предоставленной функции субъектом управления строятся условия, необходимые для благополучного воплощения в жизнь принятых решений, в том числе ратифицированных планов.

Организационное планирование претворяться в жизнь на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).[4]

Организационная функция управления в системе таможенных органов реализуется по средствам выполнения таких операций, как постановка задач по выполнению постановлений и разработанных планов, создание взаимодействия, сборы исполнителей, а так же проведение других мероприятий по полному обеспечению выполнения планов.

- Регулирование. Под ней следует понимать существенную функцию управления, по средствам которой усиливается эффективность работы подчиненных или ликвидируются уклонения от параметров, заданных при планировании. Регулирование претворяться в жизнь по итогам обратной связи. Оно может исполняться путем поддержания взаимодействия, координации, разделения усилий, а также мотивацией и стимулированием некоторых сотрудников и коллективов. Проведение в жизнь функции управления регулирования охватывает выполнение таких управленческих операций, как рассмотрение результатов контроля, принятие решений, доведение решений в виде задач до исполнителей, организация урегулирования, проведение регулирования проверка ее действенности.

- Учет. Суть этой функции заключается в накапливании, классификации и начальной обработке информации о происходящем состоянии управляемой системы, назначении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

- Контроль. Это существенная функция управления, по средствам выполнения которой совершается слежение за процессом функционирования целостной системы таможенных органов, сбор данных о ходе, состоянии и плодах деятельности подчиненных в обусловленный момент времени. Проверка над выполнением принятых решений устремлена на обнаружение соответствия таможенной системы установленным задачам, своевременное введение в зависимости от изменений обстановки необходимых поправок в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Важнейшая задача контроля это обнаружение неправильностей от параметров, заданных при планировании, и раскрытие причин, в результате которых они появляются, а так же позитивных моментов, последующее формирование которых может служить значительному росту эффективности всей деятельности таможенного органа. Некоторые задачи и методы контроля первоначальны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух течениях: с одной стороны, глава таможенного органа проверяет работу своих замов и подневольных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой стороны по целостному плану контролируется деятельность структурных подразделений. Для реализации контрольной функции необходимо выполнить такие управленческие операции, как установление объектов, сроков, методов контроля, нахождение исполнителей контроля и их сборы, подготовка объекта контроля, исполнение контроля, обрабатывание данных контроля и их осуществление.

Все эти функции управления располагаются в неразрывной связи друг с другом, и играть роль единого целого.

Таким образом, управление в таможенных органах - это комплексная, конкретная деятельность по организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

2. К специфическим (конкретным) функциям управления в таможенных органах можно отнести следующие функции:[5]

- функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, деятельностью по правовому урегулированию и научно-техническому развитию, правоохранительной и экономической деятельностью);

- функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой и бухгалтерской деятельностью);

- функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением);

- функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью, разработкой таможенной инфраструктуры, солидным строительством, а так же управление всесторонним материально-техническим обеспечением).

1.2 Объект и субъект управления в системе таможенных органов.

В общем смысле объект и субъект управления, а так же взаимосвязи между ними создают систему управления в таможенных органах. К субъектам управления в таможенных органах можно отнести всех руководителей, имеющих полномочия принимать решения, давать задания сотрудникам и коллективам, находящимся в их подчинении и требовать их выполнения. То есть это все элементы и подсистемы таможенного поста, непосредственно самой таможни, регионального таможенного управления и Федеральной таможенной службы России, исполняющие целеустремленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, распоряжений, заданий управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, таможенные коллективы, все виды деятельности по реализации функций, порученных таможенным органам, ресурсы таможенной деятельности и другие.[6]

Управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и разнообразные уровни управления в то же время выступают и как объекты, и как субъекты управления. Любой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Вследствие этого объект управления в системе таможенных органов надлежит рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских поступков. Соответственно, и управление как род деятельности в данной структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону. Значительную роль в системе управления захватывают взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления.

Для вырабатывания и осуществления управляющего влияния необходимо присутствие субъекта и объекта управления, а так же определенным образом созданных прямых и обратных связей между ними.

Законы управления воссоздают общие, связи между элементами и подсистемами управления, совершающимися в ней процессами и внешней средой. Они беспристрастны и не зависят от разума и воли людей. Знание законов управления дает возможность учитывать их запросы при основании систем управления и при объединении их функционирования.

С помощью законов раскрываются содержание теории управления, важнейшие функции, методы и строения, а также особенности процесса управления. Вследствие этого основным в применении законов управления является системный подход. Он дает возможность системно проявить их запросы и назначить наилучший вариант функционирования и развития всей системы.

Управление в таможенных органах основывается как на объективные законы управления, так и на складывающуюся, на их основе единую систему принципов.

Таким образом, процесс управления в таможенных органах исполняется в характерных условиях, во многом несхожих с управлением в других областях социальной жизни. Как и любой сложный социальный объект, таможенная система, содержит в себе массу разнообразных элементов, подсистем, которые находятся между собой в установленных отношениях и взаимодействуют друг с другом.

Вся совокупность общественных взаимодействий может анализироваться как взаимодействие субъекта и объекта управления.
Как объект, так и субъект управления обладают сложной, многоуровневой
структурой. В качестве субъекта управления играют важную роль и общественные институты, объединения (в том числе общественные), производственные коллективы и личности. Управленческие решения фактически принимают реальные лица, которые охвачены надлежащей властью, полагающей высокую меру ответственности. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: осведомленность, наличие именно управленческого (административного) склада ума, который готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, но и полагает и природную талантливость.

Важнейшим условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и реализации рационального контроля над его осуществлением является, как уже говорилось, значительное качество информации, ее всесторонность, своевременность и оперативность, а также переработки. Все это полагает глубокие и исчерпывающие знания субъектом важнейших свойств, состояний, тенденций движения контролируемого им объекта, а также обстоятельств его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или личности.[7]

Объектом управления, в какой бы форме он не выступал (предприятие, организация, учреждение или даже общество в целом), действительно и фактически являются люди: коллективы или отдельные личности, которые обладают соответственными человеческими качествами -
разумом, властью, даром, а потому способны принимать надлежащие решения и осуществлять их. В этом отображается фундаментальная закономерность всех общественных процессов: чтобы быть реализованным, каждый из них до жен воплотиться в действиях неопределенных людей. В
окружении реализовывается управление не только коллективами людей, но и
природными процессами, например экологическими, а также технологией
производства, размещением хозяйственных зон и т.д. Субъект и объект управления, как отмечалось, — понятия сравнительные. То, что в одном взаимодействии выступает как субъект, в другом — как объект управления, и наоборот. И даже в границах одного и того же взаимодействия субъект также управляется со стороны объекта, который в этом случае выступает уже в качестве субъекта управления.

Посему результативное управление может быть только при условии рационального контроля и за самим решением, и за его применением не только сверху, но и снизу: бесконтрольный работник, как правило, морально разлагается, то же самое, впрочем, происходит и с руководителем. Принцип обратной связи применительно к социальному управлению проявляется не только в осуществлении и регулярном контроле, но, что самое важное, предполагает обширную инициативу, оживленное понимание, сотворчество и даже подлинное творчество тех, кто выступает в качестве объекта управления.[8]

Управленческий замысел не только исполняется от и до, а созидательно конкретизируется и формируется, обращается в нечто большее, чем начальный замысел, влияя на корректировку отправной
управленческой позиции на других ступенях управленческих решений. Обратная инициатива полагает присутствие в объекте управления не только
некоторой суммы психологических начал, но и значительного чувства
гражданственности, ответственности за свое дело, полного единения
воли и воздействий начальника и подчиненного. По сути, в этом
выявляется смысл и содержание демократизации управления, настолько
нужной для его действенного исполнения, особенно в экономической сфере существования общества, реализующейся в работе каждого конкретного
предприятия и трудового коллектива.

Свое высшее выражение социальное управление находит в форме общественного самоуправления, которое невыполнимо без высокой культуры, как объекта, так и субъекта управления, проявляющейся в таких нравственно-психологических качествах, как правдивость, критичность и самокритичность в оценке работы, а так же добросовестность и бескорыстие

Наши рекомендации