Оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г.), источником расходов на заработную плату являются:

- для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, - средства федерального бюджета;

- для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - средства бюджета соответствующего субъекта РФ;

- для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, - средства бюджета соответствующего муниципального образования;

- для работников других организаций, - собственные средства этих организаций.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г.), гарантии в области занятости населения, оплаты труда и т.д. регулируется Трудовым кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о занятости населения.

Данная статья Закона, а также его название вряд ли правильны, так как очевидно, что отношения по: оплате труда, предоставлению отпусков, занятости населения в указанных районах и местностях нельзя относить к гарантиям.

Особенности правового регулирования заработной платы работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - это, прежде всего, выплата районных коэффициентов и надбавок к заработной плате, что позволяет значительно повысить заработную плату работников в этих районах и местностях, где цены на товары и в целом прожиточный минимум выше, чем, например, в европейской части России.

В статье 315 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размеры районных коэффициентов и процентных надбавок могут устанавливаться федеральными законами (статья 313 ТК РФ). Повышенные размеры этих выплат могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Районный коэффициент к заработной плате представляет собой показатель увеличения заработка в зависимости от природных климатических условий, в которых используется труд работников.

В статье 316 Трудового кодекса РФ закреплено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действующий на эту дату порядок их применения.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 537 "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера", Минтрудом России от 11 сентября 1995 г. N 49 утверждено Разъяснение "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)".

В этом нормативном правовом акте предусмотрено, что коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Следовательно, заработная плата, подлежащая увеличению на установленный законодательством коэффициент, включает в себя надбавки, доплаты, премии, предусмотренные системой оплаты труда, вознаграждение по итогам работы за год и иные выплаты.

К сожалению, на практике нередко коэффициенты не начисляются на вознаграждение по итогам годовой работы и на надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае не учитывается то, что подобные ограничения (установленные Советом Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458) отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 537.

Районный коэффициент устанавливается для каждого района и учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работника, начисляется без ограничения ее максимального размера и применяется по месту фактической постоянной работы, независимо от места нахождения организации, в штате которого состоит работник.

В районах и местностях, где к заработной плате установлено несколько коэффициентов (например, еще и районный коэффициент за работу в высокогорных местностях), применяется суммирование коэффициентов.

В соответствии со статьей 317 Трудового кодекса РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ, для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Представляются несколько нелогичными и не совсем уместными последние положения, закрепленные в статьях 316-317 ТК РФ. Какие суммы указанных расходов?!

В отличие от районного коэффициента, процентные надбавки представляют собой выплаты (элемент заработной платы) в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, работающих в тяжелых климатических условиях.

Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты определяется Правительством Российской Федерации. Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления также предоставлено право устанавливать размеры процентной надбавки для организаций, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера";

а) за работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством;

б) лицам, уволившимся в связи с выездом в другие местности из организаций, расположенных в районах и местностях, указанных в подпункте а) пункта 1 настоящего постановления, а затем возвратившимся в организации этих же районов. Ранее выслуженные ими надбавки к заработной плате за работу в этих районах уменьшаются в зависимости от перерыва в работе;

в) за работниками, уволившимися после 1 января 1991 года с предприятий, из организаций и учреждений, расположенных в районах и местностях, указанных в подпункте а) пункта 1 настоящего постановления, сохраняется непрерывный стаж, дающий право на получение надбавки за работу в этих районах, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу в организации в этих районах не превышает сроков, установленных действующим законодательством;

г) непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в том числе, находящихся на их попечении), сохраняется при условии поступлении их на работу в период, не превышающий указанный возраст, независимо от причины увольнения и продолжительности перерыва в работе;

д) надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачиваются без учета районного коэффициента;

е) молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

В Разъяснении "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденным постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года N 49, процентные надбавки начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

В Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2 (в ред. приказа Минтруда России от 11 июля 1991 года N 77 и изм. от 23 декабря 2004 года), предусмотрено, что размер процентной надбавки устанавливается в зависимости от группы местности и непрерывного стажа работы.

Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если эти лица прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (по состоянию на 31 декабря 2004 г.) Лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившим в указанных районах и местностях не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном размере в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера".

Предельного размера заработной платы, к которой должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательством не установлено, поэтому их начисление осуществляется на всю сумму фактического заработка, независимо от ее величины.

Выплата процентных надбавок к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работникам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. установлен порядок исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в остальных районах Севера.

Так, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной платы, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудового договора, за исключением увольнения за виновные действия.

При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа указанных), имеющих необходимый коэффициент для получения этой надбавки к заработной плате, производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Согласно пункту 2 Разъяснения Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республики Хакасия"*(73), трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в указанных районах и местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

- неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

- появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- совершения по месту работы хищения (в том числе, мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа), либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

- принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

- представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

- в других случаях увольнения за виновные действия (бездействие), предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Представляется не совсем обоснованным, что, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. N 392, утратило силу следующее положение пункта 2 Разъяснения Минтруда РФ - "вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы". Целесообразно было бы в данном случае сохранить это положение, но, разумеется, в редакции пункта 4 ст. 83 Трудового кодекса РФ ("Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу").

Полагаю нелогичным исключение из пункта 2 Разъяснения Минтруда России такого основания расторжения трудового договора, как прогул (в том числе, отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2006 г. N 838). И в этом случае следовало бы норму КЗоТ РФ привести в соответствие с подпунктом а) пункта 6 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ - "прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены)".

В то же время недопустимо в подзаконном нормативном акте формулировать основания расторжения трудового договора, не совсем соответствующее ТК РФ. Так, Минздравсоцразвития России не учтено, что, согласно пункту 6 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, основаниями для увольнения являются:

- появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения - подпункт "б");

- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе, разглашения персональных данных другого работника - подпункт "в");

- совершение по месту работы хищения (в том числе, мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях - подпункт "г");

- установленное комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа), либо заведомо создавало угрозу наступления таких последствий - подпункт "д").

Кроме того, не учтено, что пункт 11 части 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает несколько иную формулировку, а именно: "представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора".

Согласно пункту 3 Разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7, при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу на предприятие, расположенное в другом районе или местности (указанном в пункте 1 Разъяснения), перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

а) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере, установленном для этих местностей.

б) в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера в размере, установленном для этого района.

в) в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им на каждом из этих предприятий. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.

В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области*(74), а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно.

г) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.

Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через 6 месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, распложенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30 процентов, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 4 Разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7, при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Исключение составляют работники, занятые на предприятиях, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В этих случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

Необходимо отметить, что указанные в пункте 2 Разъяснения Минтруда России нормы не соответствуют положениям Трудового кодекса РФ. Из содержания статей 316-317 ТК РФ следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам (премии и т.д.) за достижение определенных результатов работы, а к выплатам за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, процентная надбавка не относится к гарантиям и компенсациям (ст. 164 ТК РФ). Это составная часть заработной платы работника за работу в особых климатических условиях. Очевидно, поэтому часть 3 статьи 285 ТК РФ закрепляет: лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В этом аспекте трудно согласиться с позицией Верховного Суда РФ, в соответствии с которой процентная надбавка является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.

В связи с этим, начиная с 23 декабря 2004 года, признано недействующим и не подлежащим применению положение, устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия (Определение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 и решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. N ГКПИ 2005-727)*(75).

В соответствии с правовой позицией Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причинами увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам Трудового кодекса РФ.

Учитывая, что определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г., которым были признаны недействующими сходные правовые предписания, вступило в законную силу с момента его оглашения, с этого же времени признаны недействующими подпункт "в" пункта 27 Инструкции Минтруда России и подпункт "в" пункта 2 Разъяснения.

Ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

Оспоренные положения Инструкции и Разъяснения подменяют закрепленное в законе понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер заработной платы на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за виновные деяния.

Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 Трудового кодекса РФ, запрещающей какую либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.

Пункт 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" устанавливает, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате названной категории лиц, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36 - часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральным законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 ТК РФ).

Глава 51 Трудового кодекса РФ не содержит норм, предусматривающих особенности правового регулирования оплаты труда работников транспорта. Вместе с тем она не исключает их. Так, в части второй статьи 329 ТК РФ закреплено, что особенности условий труда отдельных категорий работников, труд, которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Это, разумеется, относится и к регулированию оплаты труда работников транспорта.

Наши рекомендации