Государственная и муниципальная власть как уровни управления государством
Управление государством как сложная социально-экономическая система не может существовать без децентрализации управленческих функций, т. е. распределения их по уровням управления. За каждым уровнем закрепляются свой круг решаемых вопросов и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого материальные, финансовые и другие ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. При этом нижний уровень управления может либо действовать по заданному сверху алгоритму, либо обладать определенной свободой, самостоятельностью в решении закрепленных за ним задач и наделяться необходимыми для этого властными полномочиями. В последнем случае имеет место деконцентрация власти, появляются элементы самоуправления.
Государство как особо сложная социально-экономическая система всегда имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. При этом соотношение между элементами управления и самоуправления в разных государствах и в разные периоды времени может быть различным.
Местное самоуправление ¾ это главный враг тирании; когда государство начинает склоняться к тирании, то начинает бороться именно с местным самоуправлением.1
В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при наличии формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и распределение ресурсов осуществляется сверху вниз, а ответственность ¾ снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой лишь нижний уровень государственной власти (местное государственное управление). В демократическом же обществе источником власти признается народ, устанавливается ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, власть является выборной, причем на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням власти регулируется законами, а местная власть функционирует на основе принципов самоуправления.2
Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В нашей стране государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов Федерации.3
Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. В России накоплен большой опыт в данной сфере. Начиная с XVII в. создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах, но лишь с середины XIX в. формируются звенья местного самоуправления на основе представительства различных слоев населения и самостоятельности в ведении местных дел.
Как отмечалось выше, в Советском государстве с первых лет его существования создается единая система Советов ¾ сверху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. На протяжении несколько десятилетий неизменным оставался лозунг о «повышении роли Советов», что отражало их устойчивую зависимость от центра и партийных органов. И все же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Эти идеи высказывались и обосновывались в ряде научных трудов. Рождались и даже широко распространялись на местах интересные формы самоуправления.
Тем не менее официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, произошло совсем недавно. Постановлением Верховного Совета СССР от 9 апреля 1990 г. № 1418-I был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», за ним последовал Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР»; наконец, в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.
Согласно Основному закону нашей страны, местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом предполагается невмешательство государства: властные структуры не вправе давать указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, т. е. органы местного самоуправления беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. Функциональная роль местного самоуправления определяется специфическим содержанием вопросов местного значения, которому оно, собственно, и обязано своим возникновением и существованием. Поэтому вмешательство органов местного самоуправления в сферу полномочий государственных органов недопустимо. Вместе с тем не исключается возможность совместного ведения тех или иных вопросов государственными структурами и местным самоуправлением. Такая совместная деятельность должна быть основана на координационных взаимосвязях указанных сторон и разграничении принимаемых ими на себя обязательств.
Конституция Российской Федерации разграничивает предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов Российской Федерации. В статьях 71 и 72 Конституции приведен исчерпывающий перечень, соответственно, предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения. Статья 73 провозглашает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения установлен статьей 76 Конституции Российской Федерации и состоит в том, что по этим вопросам издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Таким образом, предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут конкретизироваться законами субъектов Российской Федерации.4