Назовите признаки государственного органа

К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие:

1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

2. формируется государством или непосредственно народом в соответствии с законом и функционирует на его основе.

3. имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные функции, которые он осуществляет от имени государства

4. издает нормативные и индивидуальные акты

5. обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости - государственного принуждения

6. состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования властных полномочий устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и т.д.

7. имеет необходимую материальную базу - казенное имущество, которое находится в оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования - государственный бюджет

8. имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину

Государственный орган - это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основеразличных научно обоснованных критериев.

По способу образования:

· выборные (представительные органы):

· назначаемые (органы прокуратуры, правительство);

· наследуемые (наследуемый монарх).

По территории действия:

· общие (общефедеральные)- распространяются на всю территорию;

· субъектов федерации – в федеративном государстве;

· местные - действуют в административно-территориальных единицах.

По характеру компетенции:

· общей компетенции – органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство):

· специальной компетенции - те органы, которые осуществляют свою компетенцию в какой либо узкой сфере (министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

По способу принятия решений:

· коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган (Парламент);

· единоначальные – решения принимаются единолично руководителем. (Президент);

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:

· органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

· органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму - вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

1. Основным назначением органов законодательной власти(представительных органов) является законодательная деятель­ность. Представительные органы государственной власти подраз­деляются на высшие и местные. К высшим представительным ор­ганам государственной власти относятся парламенты. Одна из их важнейших функций -- принятие законов.

Кроме высших представительных органов в федеративных госу­дарствах существуют также и региональные законодательные органы, основной целью которых является региональное законодательство.

Законодательныеорганы в России:

• Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Фе­дерации);

• законодательные органы субъектов Федерации (имеют раз­ные названия: например, в Краснодарском крае — Законода­тельное собрание, в Рязанской области — Областная дума).

Назначение законодательных органов состоит в разработке, принятии, дополнении и изменении законов и других норматив­ных актов федерального и регионального уровней. Это основная задача законодательных органов.

Кроме того, законодательные органы решают и ряд иных воп­росов (утверждение Председателя Правительства России, принятие политических заявлений, утверждение запросов в суд и др.).

2. Система органов исполнительной властиосуществляет в раз­личных государствах исполнительную и распорядительную де­ятельность.

Исполнительная деятельность данных органов проявляется в том, чтоони выступают как непосредственные исполнители законов и требований вышестоящих органов исполнительной власти.

Распорядительнаядеятельность этих органов заключается в том, чтоони издают свои собственные нормативные и индивидуальные акты для выполнения их подчиненными им органами и организа­циями.

Исполнительные органыв России:Правительство России; минис­терства, и ведомства, другие федеральные государственные органы; администрации субъектов Федерации; подразделения государ­ственных органов на местах;

Назначение исполнительных органов состоит в непосредствен­ной реализации государственных функций. Что касается соотно­шения государственных органов и органов местного самоуправле­ния, то этот вопрос в законодательстве и, соответственно, юриди­ческой литературе решается неоднозначно.

Особую группу исполнительных органов составляют право­охранительные органы.

3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает
система судебных органов, основной функцией которых является
осуществление правосудия. Структура судебных органов в разных
странах неодинакова. Именуются они зачастую также по-разному.

Судебные органы в России: Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды субъектов.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные.

Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе.

Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

По правовым формам деятельности:

· правотворческие;

· правоприменительные;

· правоохранительные.

По характеру и содержанию деятельности:

· законодательные (парламент);

· исполнительные (правительство);

· правоохранительные (полиция);

· судебные (суды);

· контрольно-надзорные (прокуратура).

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Вывод: Государственный орган - это структурно и функционально обособленное звено механизма государства, которое создается в установленном законом порядке уполномоченным субъектом для осуществления определенного направления государственной деятельности и наделяется для этого соответствующими властными полномочиями.

Наши рекомендации