Вопрос 10: Сущность и социальное значение государства. Общесоциальное и классовое (групповое) в сущности государства
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Это главное в этом явлении, что определяет его цели, содержание, функционирование. Цели могут быть различными. Главным является власть. Это фундаментальная категория.
К сущности государства имеется два подхода: формационный подход и цивилизационный подход. В нашей стране все опирались на марксистскую теорию классового насилия (формационный подход – диктатура класса). Идея насилия это не плод К. Маркса. Ницше: Мы понимаем под государством лишь тиски. Исходя из этой теории сущность:
· Рабовладельческого общества – диктатура.
· Феодального общества – насилие класса феодалов
· Буржуазного общества – насилие буржуазии
· Социалистического государства – диктатура пролетариата (ничем неограниченная власть)
Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, основанная на определённом способе производства. Базис – экономические отношения, надстройка -политические отношения.
Цивилизационный подход (власть+коллективность, ассоциация, которая объединяет государство в союз).В основе лежит понятие цивилизации. С этой точки зрения государство – это коллективность, ассоциация. Центр – человек, его место в системе общественных связей, уровень культуры (является лимфой, кровью цивилизации). Ориентирована на гуманные ценности. Это государство служит человеку, ориентировано на социальные интересы. Для того, чтобы обеспечить надлежащее функционирование государства, целостности в обществе, реализации общесоциальных функций допускается выполнение государством принудительных функций. Принудительные органы играют второстепенную роль.
Сторонники «теории элит» считали, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Антидемократичная теория.
Технократическая теория. Властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Антидемократичная теория.
Последователи демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру.
Классовый характер государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредотачивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
На государство и его сущность нередко оказывают влияние национальные, и даже националистические факторы. Иногда, государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Социальное назначение государства. Оно неизбежно связано и вытекает из сущности государства. В формационном – сила, порядок, принуждение для населения. В цивилизационном подходе государство – это порядок в обществе путём достижения компромиссов, согласования интересов.
- обеспечение социального порядка и стабильности,
- сохранение прав и свобод человека и гражданина,
- гарантии демократических процессов.
Лекции: В науке нет единой точки зрения на определение сущности государства. Существует два основных подхода: цивилизационный и формационный. Эти подходы основаны на различных взглядах объяснения общества и законов его развития и движения.
Цивилизационный опирается на концепцию циклического развития общества, обосновывает 3 цикла цивилизаций: 1. Первичные, 2. Вторичные (средневековые), 3. Современные.
а) система ценностей, на которые ориентируется общество;
б) отношение к общечеловеческим ценностям, выраженное в нормах морали;
в) тип культуры – духовной, материальной;
г) тип мировоззрения.
Некоторые ученые считают, что основной причиной гибели цивилизации является разрушение морали по отношению к общечеловеческим ценностям.
В рамках цивилизационного подхода сущность государства определяется как организации компромисса, с помощью которого общество стремится закрепить свою стабильность (устойчивость). Для такого понимания сущности важно подчеркнуть значение управленческих методов в рамках, которых достигаются различные уступки. Юридический компромисс: какая-то часть интересов, путем нахождения взаимных уступок получает юридическую защиту, т.е. становится юр. значима. Остальная часть интересов становится юридически ничтожна.
Формационный подход: в его рамках абсолютизируются последние выводы теории Маркса о критериях развития общества. В основу положен взгляд на периодическую систему на ступенчатые общественно-экономические формации (характеризующие способ производства, уровни развития производительных сил). Марксистский подход абсолютизирует экономические отношения.
Переход от одной к другой формации предусматривается через социальные революции. Сущность государства в рамках этого подхода определяется как орган диктатуры экономически господствующего класса. Сущностная сторона класса раскрывает приоритет методов принуждения, поскольку основной внутренней причиной общества является классовая борьба.
Социальное назначение государства характеризует какой результат получает общество в результате осуществления сущности и содержания государства. Государство – институт власти, поэтому в обществе оно не может быть пассивным. Во всем своем многообразии сторон оно оказывает влияние на организацию общественной жизни.
В рамках цивилизационного подхода социальное назначение государства характеризуется достижением согласия в обществе, разрешением сложных противоречий путем взаимных уступок, что, в конечном счете, способствует преодолению напряженности в обществе, сводит к минимуму конфликты. Такое общество более устойчиво, в нем последовательно реализуются в первую очередь общесоциальные интересы, и осуществляется интеграция различных социальных групп.
В рамках формационного подхода, социальное назначение государства трактуется с позиций классовых интересов, их приоритетной ведущей роли перед общесоциальными интересами. По своему социальному интересу такое государство закрепляет власть экономически господствующего класса, что ведет к сохранению напряженности в обществе, противостоянию между социальными слоями по экономическим интересам.