I. современные идеологические концепции и доктрины

Институт социально-политических исследований

При Администрации Президента Республики Беларусь

Л.E. КРИШТАПОВИЧ

ИДЕОЛОГИИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Минск 2003

СОДЕРЖАНИЕ

I. Специфика идеологии........................................... 3

П. Современные идеологические концепции

и доктрины.................................................................. 9

Либерализм................................................................... 9

Консервативная идеология................................. 18

Социал-демократизм.................................................. 24

Коммунистическая идеология.................................... 26

Анархизм..................................................................... 33

Технократизм.............................................................. 34

Единое индустриальное общество............................ 35

Теория «постиндустриального общества»................ 36

Глобализм и антиглобализм....................................... 39

Этнополитические идеологии.................................... 43

Религиозно-политические идеологии........................ 44

Экстремистские идеологии................................ 45

Ш. Политические идеологии в постсоветской Беларуси 47

Идеология белорусского государства в виде национальной идеи 48

Основные принципы идеологии белорусского государства 50

Идеология и демократия............................................ 53

Идеология и гражданское общество................... 57

Идеология и прагматизм............................................ 61

Заключение............................................................... 68

УДК 32.019.5(476)

К 82 ББК 66.0

Рецензенты:

доктор философских наук Т.И. Адуло,доктор политических наук, профессор С.В. Решетников

Криштапович Л.Е.

К 82 Идеологии в современном мире.Мн.: ИСПИ, 2003.-

ISBN 985-446-074-6

Раскрывается специфика идеологии. Анализируются современ­ные социально-политические и идеологические доктрины и концеп­ции. Обосновываются основные принципы идеологии белорусского государства.

УДК 32.019.5(476) ББК 66.0

ISBN 985-446-074-6

© Л.Е. Криштапович, 2003 © ИСПИ, 2003


  1. СПЕЦИФИКА ИДЕОЛОГИИ

Идеология - это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоз­зрение и идеалы различных субъектов политики - классов, на­ций, общества, политических партий, общественных движе­ний1. В идеологии осознаются и оцениваются отношения лю­дей к властным структурам и к друг другу, а также формули­руются цели и программы социально-политической и экономи­ческой деятельности человека, направленной на закрепление избранной социально-политической и экономической модели развития.

Идеология органично связана с существующим образом жизни. Она также испытывает на себе влияние современных знаний, исторических традиций, общественных и нравственных устоев. Идеология не может быть абстрактной и оторванной от реальной жизни общества и человека. Идеологию невозможно у кого-либо позаимствовать. Она формируется в конкретных условиях и теоретически оформляется с учетом исторического времени и национальных традиций. Эффективно функциони­ровать в обществе способна лишь та идеология, которая выра­жает интересы и потребности подавляющего большинства граждан.

Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые выражаются в соответствующих идеалах, смыслах, убеждени­ях. От этого напрямую зависит эффективность государствен­ной деятельности. Государство, лишенное идеологии - безза­щитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные для него реформы. Стремление создать деидеологизированное го­сударство неминуемо ведет к развалу механизма государствен­ного управления, социально-экономической катастрофе, дегра­дации духовно-нравственных отношений. Идеология помогает людям с разными интересами прийти к осознанию общих цен­ностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания. -

1 Идеология. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 81.

Благодаря идеологии государство может правильно определить свое место на международной арене, адекватно реагировать на глобальные вызовы современности.

Идеология народа - это не совокупность заимствованных идей, взглядов, представлений под определенную политиче­скую конъюнктуру. Об идеологии народа нельзя сказать: это было, это прошло. Идеология имеет дело с тем, что вечно есть - с духом народа, его историей. Поэтому совершенно не­корректны попытки написать идеологию белорусского госу­дарства с чистого листа, абстрагируясь от исторического раз­вития и уже сложившейся в народном самосознании социаль­но-политической системы ценностей, ибо подлинным субъек­том идеологии и реальным творцом истории выступает сам на­род. Задача же ученых, политиков, идеологов в том и состоит, чтобы уловить идеологические скрепы народного бытия, кото­рые инвариантны по отношению ко всей истории народа, т.е. прошлому, настоящему и будущему.

Структурными элементами идеологии являются политиче­ские теории и идеи, социально-политические идеалы, ценности, политические программы, символы. Для идеологии характерна неразрывная связь с политической символикой, которая выра­жает принадлежность человека к определенному этническому и государственному сообществу, движению, организации. Так, по мнению выдающегося социолога П.Сорокина, красный цвет знамени преследуется не потому, что он красный, а потому, что он является символом мыслей, желаний и чувств, враждебных существующему капиталистическому строю.

Специфика идеологии состоит в том, что идеология в от­личие от науки включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и социально-политические ценности, ценностное отношение к историческим и политическим про­цессам, оценку моделей исторического развития политических партий и социальных движений.

В отличие от экономических законов, складывающихся не­зависимо от общественного сознания, закономерности идеоло­гического развития формируются и функционируют, проходя через общественное сознание людей. В этой связи при выясне­нии механизма функционирования идеологии важно учитывать диалектическую взаимосвязь идеологии, общественной психо­логии и общественного сознания. Важно, чтобы эти уровни идеологии проникли во взгляды, мировоззрение, мироощуще­ние граждан. Только в таком случае идеологическая система ценностей будет выполнять и воспитательную функцию. По­этому отказ от идеологии, строить государство вне всякой идеологии несостоятельны именно по причине невозможности реализации такой установки. На практике идеологический ва­куум заполняется деструктивными, примитивными, иррацио-налистическими взглядами и концепциями. Задача государства в том и состоит, чтобы формирование идеологии происходило на рациональных и гуманных идеях и принципах, на собствен­ной исторической почве.

Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Деспот де Траси, который в своей книге «Элементы идеоло­гии», опубликованной в Париже в 1801-1815 годах, определял идеологию как учение об идеях, позволяющее разработать ос­новы политики и этики, сформировать истинную способность суждения и оценки в различных областях человеческой дея­тельности.

В современной социальной и политической философии представлены различные концепции генезиса идеологии: социально-классовые, психоаналитические, объективно-рацио­налистические, этатистские, экзистенциалисткие, структурали­стские, постструктуралистские, постмодернистские. Каждая из них выдвигает свой критерий идеологии. Гносеологический критерий - отношение к действительности. Социально-клас­совый - выражение интересов социальных классов и групп. Психоаналитический - рационализация влечений и воли к вла­сти. Экзистенциалистский критерий - рационализация виталь­ных влечений различных классов. Этатистский критерий - ра­ционализация влечений господствующего класса, апология су­ществующего строя. Постструктуралистский и постмодернист­ский критерий бессознательного и совокупности нерационали­зируемых характеристик человеческих представлений о соци­альной действительности.

Идеология появляется после разделения умственного и фи­зического труда, то есть в классовом обществе. Профессиональные философы, историки, поэты, жрецы одновременно были и идеологами в той части своей деятельности, которая касалась социальной проблематики, взаимоотношений челове­ка, общества и государства. В этот период идеология вплетена в ткань философских, исторических, поэтических, мифологи­ческих сюжетов, находится в лоне нерасчлененного гумани­тарного знания. В древнее время идеология ближе всего сопри­касается с мифологическим, религиозным сознанием. Это и понятно, ибо объектом идеологической и религиозной дея­тельности как раз являлась человеческая жизнь во всех своих ипостасях.

Несмотря на содержательное сходство идеологии и рели­гии, тем не менее между ними существует принципиальное различие. В чем же это различие?

Идеология представляет собой единство социально-поли­тических знаний и социально-нравственных ценностей. Рели­гия же - всего лишь катехизис моральных заповедей. Знание в религии - это догматика, которая никак не связана с реальной жизнью человека и которой верующий практически не интере­суется.

Идеология обладает характером всеобщности, она одина­ково обращается ко всем гражданам без разделения их по рели­гиозному признаку. Религия носит ограниченный, конфессио­нальный характер. Она апеллирует не ко всем гражданам, а лишь к верующим и притом к верующим своей конфессии.

Идеология всегда связана с реальными пространственно-временными координатами человеческой жизни. Она стремит­ся устроить счастье человека в посюстороннем мире. Религия же рассматривает реальную жизнь человека всего лишь как подготовку к будущей загробной, вечной жизни. Основным признаком религии выступает вера в сверхъестественное и убежденность в возможность общения с ним. Поэтому религия и церковь достаточно индифферентно относятся к социальной неустроенности человека, к существующей социальной не­справедливости, к социальной поляризации общества.

Идеология вскрывает причины несправедливости, неравен­ства, неправедного обогащения с целью устранения этих опасных явлений для созидательной жизни человека, ясно и четко формулирует необходимость разработки сильной государст­венной социальной политики. Религия же в решении социаль­ных вопросов не выходит за рамки филантропии. А всякая фи­лантропия основана на социальном неравенстве, на разделении общества на богатых и бедных, на тунеядцев и трудящихся. Филантропия как раз процветает на эксплуатации бедных, их ограблении и развращении. Истинная взаимопомощь возможна только между равными. Ограничиваясь филантропией, религия и церковь фактически оправдывают социальную несправедли­вость и социальное неравенство.

То же различие между идеологией и религией можно на­блюдать и в вопросе формирования нравственного поведения человека. Социологическое наблюдение свидетельствует: когда религиозность в обществе усиливается, а идеология ослабевает, то совершается гораздо больше преступлений, чем тогда, когда религиозность ослабевает, но идеология усиливается. В самом деле: строительство храмов, монастырей идет интенсивным темпом, количество приходов в Беларуси значительно увели­чилось. Казалось бы, моральные заповеди религии должны все более проникать в сознание и быт человека, взаимоотношения между людьми должны становиться добрее, терпимее, гуман­нее. А 'На практике все наоборот. Количество стяжателей, во­ров, убийц, растлителей нисколько не уменьшается, а все более возрастает. Все это свидетельствует о том, что религия стоит особняком от реальной жизни человека, устраняется от борьбы с социальной несправедливостью, с негативными явлениями. Поэтому нельзя основать нравственного поведения на христи­анской религии не по причине того, что религия неверна, а в силу того, что религиозные принципы пригодны только для ограниченного и в чем-то отрешенного от земного мира людей. К тому же христианство, как и ислам, распадается на разные конфессии, между которыми существует не меньше противо­речий, чем, к примеру, между самими мировыми религиями. Вот почему стремление строить духовность, нравственность на религиозной основе не только идеологически несостоятельно, но и политически ошибочно. Представим себе, что в своем понимании возрождения нравственности мы исходим из религи­озного подхода, расходимся по конфессиональным квартирам и оттуда вещаем об истинности своей религии и о наступающей эпохе борьбы между различными цивилизациями. А затем от слов перейдем к делу. Разве безумие прошлого не подтвержда­ет безумия дня сегодняшнего?

Среди социальных функций идеологии необходимо выде­лить прежде всего познавательную, ориентационную, мобили­зационную, интегративную, нормативно-регулятивную функ­ции, которые обусловлены необходимостью как идеологиче­ского воспитания молодого поколения, так и идеологического санкционирования политической практики. «Идеология, опре­деляя цели политики, формирует ориентиры политической дея­тельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобили­зует широкие слои для участия в осуществлении политики». В конкретно-исторических условиях важно различать и исполь­зовать те или иные функции идеологии. В настоящее время на первый план как раз и выходят такие функции идеологии как познавательная, ориентационная, интегративная, нормативно-регулятивная. Опасно, когда в общественное сознание внедря­ется культ денег, когда человека ориентируют на праздное, не­трудовое существование, на приобретение богатства любой ценой.- Общество, как целостный социальный организм, не мо­жет обогатиться за счет самого себя, не работая, а спекулируя. Поэтому такие понятия, как добро, совесть, честность, поря­дочность, трудовой смысл жизни, сегодня выдвигаются на пер­вый план в формировании идеологии белорусского государства.

Семигин Г.Ю. Идеология. Новая философская энциклопедия. М., 2001, Т. 2, с. 83.

I. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ

Либерализм

Либерализм - от латинского слова liberalis - свободный. Своими корнями либерализм уходит в рационалистические и просветительские учения XVII-XVHI веков, сыгравших про­грессивную роль в деле критики западноевропейского фео­дально-сословного общества, политического абсолютизма и диктата церкви в светской жизни.

Теоретическими основаниями либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства, кате­горический императив Канта и вытекающая из него концепция «правового» государства, идеи о самопроизвольной эволюции социальных институтов в сочетании с эгоизмом людей, связан­ных лишь «моральными чувствами», утилитаризм с его рас­смотрением человека в качестве расчетливого коммерсанта собственной выгоды3.

Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диа­метрально противоположные. Суть дискуссий внутри либера­лизма разворачивалась вокруг проблемы взаимоотношения го­сударства и общества, выяснения допустимых масштабов дея­тельности государства ради обеспечения свободы развития ин­дивида. К примеру, Ф.Хайек считал, что главная цель либера­лизма заключается в «ограничении принуждающей власти лю­бого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способ­ностей».

В либерализме существовали два разных подхода и по от­ношению к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Ф.Хайек даже иронизировал по поводу выражения «социальное государство». -

Капустин Б.Г. Либерализм. Новая философская энциклопедия. М, 2001. Т. 2, с. 393.

Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманиз­ма, терпимости, солидарности, справедливости.

Существует принципиальное расхождение между либера­лизмом «экономическим» и либерализмом «этическим» (поли­тическим). «Экономический» либерализм сводит всю свою идеологию к частной собственности. «Этический» либерализм связь индивидуальной свободы и частной собственности трак­тует очень осторожно, ставит ее в зависимость от историческо­го контекста.

Таким образом, у либерализма нельзя найти единого идео­логического знаменателя, и многие видные представители за­падной политической мысли отвергают саму возможность дать либерализму единое определение, поскольку, как утверждает Дж.Грей, его история открывает картину разрывов, случайно­стей, многообразия мыслителей, безразличным образом сме­шанных в кругу под вывеской «либерализм» .

Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма, тем не менее существуют устойчивые принципы, которые позво­ляют говорить об идеологии либерализма как целостном соци­ально-политическом учении.

Принцип частной. собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и незави­симости личности, социального и духовного прогресса. Как отмечал один из теоретиков «экономического» либерализма Л.Мизес, «если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность. Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования»5 Это один из устойчивых мифов либерализма. Еще Л.Н. Толстой со всей наглядностью разоблачал этот миф. «Что же такое собственность?» - спрашивал он. И отвечал: «Люди привыкли думать, что собственность есть что-то действительно принадлежащее человеку. Но ведь это, очевидно, заблуждение и суеверие. Мы знаем, а если и не знаем, то легко увидеть, что собственность есть только средство пользования трудом других. А труды других никак не могут быть моими собствен­ными»6.

4 Либерализм. Новая философская энциклопедия. М.2001. Т. 2, с. 394.

5 Там же, с. 393.

Вообще, частная собственность не может быть источником прогресса уже в силу своей ограниченности. Источником раз­вития, жизни является целостность, а не часть, общее, а не ча­стное. В точном смысле слова частной собственности в дейст­вительности не существует, поскольку частная собственность и человеческое развитие - вещи несовместимые. То, что называ­ют частной собственностью, на самом деле является частным присвоением результатов коллективного труда. Крупнейший западный философ Э.Фромм констатировал, что «природа частной собственности превращает всех и вся в нечто безжиз­ненное, подчиняющееся чужой власти». А поэтому «стремле­ние обладать частной собственностью порождает стремление применять насилие для того, чтобы тайно или явно грабить других»7.

Частная собственность даже терминологически противоре­чит свободе человека. Частная собственность (частное при­своение) - понятие количественное, а свобода - качественное. Не может быть больше или меньше свободы, как не бывает че­ловека с большей или меньшей честностью. Человек может быть либо свободным, либо несвободным (частным собствен­ником), либо честным, либо бесчестным. Один из глубочайших психоаналитиков нашего времени З.Фрейд отметил, что «пре­валирующая ориентация на собственность возникает в период, предшествующий полной зрелости, и является патологической в том случае, если она остается постоянной»8. «Истинная соб­ственность, - писал Л.Н. Толстой, - есть только своя голова, свои руки, свои ноги, и для того чтобы эксплуатировать дейст­вительно с пользою и радостью эту истинную собственность, надо откинуть ложное представление о собственности вне сво­его тела, на которое мы тратим лучшие силы своей жизни»9.

6 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? Собр. соч. М., 1964. Т. 16,с. 399-400.

7 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 87.

8 Там же, с. 90.

9 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? Собр. соч. М., 1964. Т. 16,с 403-404.

Под частной собственностью в либерализме подразумева­ется собственность не для всех, а для меньшинства. Именно в этом кроется тайна любви либеральной идеологии к частной собственности.

Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на нее со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целе­сообразности такие посягательства ни поддерживались. Свобо­да в либерализме метафизически противопоставляется ответст­венности, обязанностям. Свобода человека в либерализме вольно или невольно низводится до уровня анархической субъ­ективности, не признающей никаких социальных ограничений. Такая личность по своей природе антисоциальна, антиобщест­венна. Либерализм в этом смысле является идеологией антисо­циальности.

Принцип конкуренции. Конкуренция в либерализме рас­сматривается одним из его фундаментальнейших устоев. Кон­куренция распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. В этом и заклю­чается порок либеральной идеологии, когда человека уподоб­ляют лишь товару, оценивают его лишь с точки зрения прино­симой прибыли. Конкуренция, переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи, превращает человека в «озабоченного ав­томата, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и свои ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого»10.

Принцип глобализма. Этот принцип либерализма исходит из того, что требования реализации свободы человека не зави­сят от особенностей исторического и национально-культурного развития данного общества, не должны подлежать конкретно-исторической корректировке. Прикрываясь таким пониманием всеобщности человеческих прав и свобод, идеологи глобализма пытаются силой навязать «свободу» индивидуализма другим народам и государствам и требовать от них признания такой «свободы» универсальным принципом.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, ?2, с. 17.

Такой «универсализм» не имеет ничего общего с Всеобщей декларацией прав и свобод человека, поскольку сводится к оправданию вмешательства сильных государств во внутренние дела слабых стран и насаж­дению в них марионеточных режимов.

Подобные ценностные принципы глобализма одновремен­но являются и основными целями либерализма. Поскольку ли­берализм отрицает возможность совершенного общественного устройства, абсолютного блага, то достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это призна­ние технически реализуется посредством процедурных и ин­ституциональных механизмов (к этому и сводится понимание демократии в либерализме), по которым происходит реализа­ция людьми своих личных стремлений. Если либерализм к че­му-то стремится, то именно к тому, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для людей. Либеральная трактовка свободы на практике входит в противоречие со всеми реалиями жизни человека. Не трудно заметить, что свобода как самоцель лиша­ет всякого смысла саму человеческую жизнь. Зачем устраивать семейную жизнь, рожать и воспитывать детей, думать о буду­щем, если человек - это самоцельная свобода? Парадокс либе­рализма в том и состоит, что все его принципы и цели в реаль­ности ведут к совершенно противоположному результату. И там, где в либерализме видится свобода, на самом деле речь идет не о свободе, поскольку все функции, обеспечивающие человеческое существование, перекладываются от одного че­ловека на другого. И тогда выходит, что свободен лишь только тот, кто имеет деньги, чтобы освободить себя от обязанностей и возложить выполнение этих обязанностей на других людей. Акцент на «свободе для себя» обусловливает раболепие либе­рала перед деньгами. Поэтому не случайно в либерализме на практике происходит подмена свободы деньгами, социаль­ного - индивидуальным, всеобщего - частным.

Происходящие на постсоветском пространстве социально-политические процессы зачастую именуются политикой либе­рализма. Сегодня нет недостатка в публикациях о свободном рынке, демократии, формировании правового государства и гражданского общества, защиты прав и свобод личности. В анализе этих явлений наблюдается упрощенное, а иногда и ис­каженное представление, когда на неклассическую социально-политическую реальность постсоветского общества пытаются экстраполировать заимствованные извне идеологические схе­мы научного исследования. Должно быть понятно, что только при условии не бездумного переписывания западной политиче­ской литературы, а вдумчивого изучения эволюции либерализ­ма в отечественной истории возможно получить практически значимые результаты, которые можно использовать в разра­ботке идеологии белорусского народа.

Отечественный либерализм, несмотря на свою связь с за­падноевропейскими политическими учениями, представляет собой самостоятельную политическую парадигму, обусловлен­ную своеобразием исторического развития России в порефор­менную эпоху. Важно не только описать основные принципы либерализма (индивидуализм, частная собственность, конку­ренция, свобода), но на конкретном анализе отечественного либерализма проследить его эволюцию от либерализма мальту­зианского, антисоциального к либерализму этическому, соци­альному. Эволюция либерально-политической мысли в России от Б.Чичерина к П.Новгородцеву и Б.Кистяковскому .карди­нально изменяет представление об отечественном либерализме, о превращении его в антипод западного либерализма.

В своей эволюции отечественный либерализм пришел к признанию двух важных моментов. Во-первых, об определяю­щей роли государства в развитии общества. Во-вторых, о необ­ходимости активной социальной политики. Таким образом, отечественный либерализм существенно скорректировал само понятие правового государства, когда речь шла не просто о правовом государстве, а о правовом социальном государстве. Социализация либеральных принципов внесла новое понима­ние в содержание исходных принципов либерализма.

Взять, к примеру, трактовку принципа собственности в отечественном либерализме. Если Б.Чичерин подчеркивает, что «собственность вытекает из природы человека как разумного существа» , то П,Новгородцев этот принцип либерализма фак­тически отрицает. Он отмечает: «Правосознание нашего вре­мени выше права собственности ставит право человеческой личности и, во имя свободы, устраняет идею неотчуждаемой собственности, заменяя ее принципом публично-правового ре­гулирования приобретенных с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения»12. Если для Б.Чичерина «гражданское общество есть совокупность всех частных отно­шений между людьми, управляемых гражданским или частным правом»13, то для П.Новгородцева «гражданское общество -это не только идеал, выражающий свободу и разнообразие ча­стной жизни, но и историческая форма сотрудничества, покоя­щаяся на почве совместной деятельности и взаимных интере­сов людей, форма, утверждающая возможность достойного че­ловеческого существования»14.

Или взять отношение отечественного либерализма к роли государства в социально-экономической жизни общества. Б.Чичерин полагал, «что помощь нуждающимся - дело частной благотворительности, а не положительного права. Фабричное законодательство является нарушением справедливости, ибо есть следствие искажения права»15. Не так мыслит П.Новгородцев, он доказывает необходимость разработки сильных социальных программ с конкретными правовыми по­следствиями. Необходимо, во-первых, юридически закрепить право работника на труд и принять законодательство о рабо­чих. Во-вторых, добиться признания права рабочих на органи­зацию профессиональных союзов. В-третьих, необходимо обя­зательное общественное и государственное признание беспо­мощных и не способных к труду лиц. Эта забота «приобретает юридический характер и становится под охрану права»16.

11 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1882. Т.1, с. 97.

12 Новгородцев ПИ. Соч. М., 1995, с. 325.

ь Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900, с. 257.

14 Новгородцев П.И. Соч. М., 1995, с. 322.

15 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1882. Т. 1, с. 267.

16 Новгородцев П.И. Соч. М., 1995, с. 326.

В отечественном либерализме наполняются новым содер­жанием старые принципы и вводятся в политическую науку новые понятия либерализма. Б.Кистяковский считал неоспори­мым тот факт, что человеку всегда и везде присуще чувство справедливости. Поэтому «для всякого нормального человека существует известное принуждение не только судить о спра­ведливости, но и признавать, что идея справедливости должна осуществляться в социальном мире»17. П.Новгородцев вводит в понятийный аппарат либерализма принцип солидарности, ко­торый «утверждает, что у личности, кроме прав, есть еще и обязанности»18.

Эволюция отечественного либерализма в сторону призна­ния принципов справедливости и солидарности свидетельству­ет о социализации и даже элементах социалистичности его идеологии. К примеру, Б.Кистяковский, характеризуя сущность правового государства, отмечал, что «правовым может быть государство как буржуазное, так и социалистическое, хотя по­следнее, создающее гармонию между личностью и государст­вом, образует наиболее развитый, важный тип правового госу­дарства»19. Путь построения социалистического государства Б.Кистяковский видел в реформировании буржуазного право­вого государства.

Это положение одногЪ из виднейших представителей оте­чественного либерализма актуально в настоящее время, когда процесс формирования правового государства в постсоветских республиках под западную диктовку носит явно негативный характер и идет вразрез с национальными интересами Беларуси и России, препятствует строительству белорусско-российского Союзного государства. Это положение имеет большое практи­ческое значение для понимания механизма как формирования правового государства, так и для проведения социальных ре­форм в постсоветском обществе.

17 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916, с. 179.

18Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909,с. 178.

19 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916, с. 570.

Отечественный либерализм обосновал важную роль госу­дарства в жизни общества. Эта особенность отечественного либерализма в истории политической науки получила название «охранительного консерватизма». Проблема здесь заключается в том, что отечественный либерализм начала XX века не мог идти по линии мальтузианского либерализма с его принципом отстранения государства от экономической и социальной жиз­ни, поскольку такая идеология в новых исторических условиях объективно отвечала интересам транснациональных корпора­ций и всем прозападным силам, которые как раз и начали скла­дываться на рубеже XIX-XX веков. Идеология отстранения государства от решения экономических и социальных проблем объективно вела к разрушению самой страны. Отечественные либералы чувствовали это противоречие, а поэтому они в своих концепциях осуществили самую радикальную корректировку всех принципов классического либерализма в сторону призна­ния решающей роли государства в жизни общества.

Этот аспект имеет важное значение для понимания логики идейно-политической борьбы в настоящее время, для уяснения политической физиономии так называемых современных либе­ральных идеологов в России и других постсоветских республи­ках, которые под видом «защиты бизнеса и прав человека» стремятся так «реформировать» государство, чтобы от него ничего не осталось. Особенно эта антигосударственная и анти­социальная деятельность мальтузианских либералов в России проявляется на примере их попыток «реформирования» армии. Посмотрите на Немцова, Хакамаду и им подобных, как они из кожи лезут вон, чтобы внести вирус разложения в российскую армию под видом альтернативной службы. И это не случайно, ибо армия в сегодняшних условиях - это тот реальный инсти­тут государства, которого боятся «реформаторы». Аналогично они действуют и в отношении всех других институтов государ­ства, поскольку для прозападных марионеток, какими являются так называемые либералы в постсоветских республиках, отече­ственное государство - бельмо на глазу.

Лишь только опираясь на традиции отечественного либе­рализма, можно использовать определенные элементы либеральной идеологии в стратегии развития Беларуси и России в современных условиях. В этом смысле Президент А.Г. Лу­кашенко и подчеркивал, что «черты либерализма, в какой-то степени должны быть присущи и нам»20.

Наши рекомендации