Организация, задачи, формы осуществления дорожно-патрульной службы ГИБДД РФ
Дорожно-патрульная служба - структурное подразделение государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в т.ч. специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.
Основными задачамиданной службы являются:
· сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
· обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.
Расстановка сил и средств ДПС осуществляется в соответствии с утвержденной дислокацией постов и маршрутов патрулирования исходя из средней нормы ежесуточного выставления постов ( коэффициент потребности составляет 2,39 для смены продолжительностью 8 часов, при продолжительности смены более 8 часов коэффициент увеличивается на 0,29 единицы на каждый дополнительный час ) и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы..
Дислокация разрабатывается командиром строевого подразделения, согласовывается с начальником ГИБДД , утверждается руководством МВД, УВД, РОВД и пересматривается не реже одного раза в год.
Оперативное управление силами и средствами ДПС ведут дежурные части.
На каждый пост, маршрут патрулирования составляется маршрутная карточка. Которая хранится в дежурной части строевого подразделения и выдается сотрудникам на время несения службы.
Для осуществления контроля за дорожным движением используются следующие формы:
-патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах;
-пешее патрулирование;
-несение службы на постах (в т.ч. стационарных);
-сопровождение и эскортирование транспортных средств
Пешее патрулирование применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно-регулировочных действий на небольших, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
Стационарный пост - это место несения службы сотрудниками дорожно-патрульной службы, служебное помещение, оборудованное оперативно-техническими и специальными средствами.
Контрольные посты полиции включаются в межрегиональную специальную заградительную систему. Они, как правило, создаются для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, используемого в противоправных целях, и лиц, совершивших преступления либо подозреваемых в их совершении.
Для повышения эффективности несения службы на постах могут использоваться служебные собаки.
Кроме пешего патрулирования, существует патрулирование на автомобилях и мотоциклах.
Методы деятельности ДПС:
1. наблюдение за дорожным движением;
2. предостережение участников дорожного движения от нарушения установленных правил;
3. контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств и наличия у водителей необходимых документов;
4. выполнение действий по регулированию дорожного движения, при осложнении условий движения;
5. пресечение неправомерных действий участников дорожного движения.
Наиболее важным методом является контроль за организацией дорожного движения.
В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть: открытым (обычным), скрытым и смешанным.
Открытый контрольосуществляется сотрудниками на автомобилях и мотоциклах имеющих специальную окраску. Ими в процессе несения службы используются такие тактические приемы:
-движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);
-движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную;
-остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения);
-остановка патрульного автомобиля в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешем перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участка.
Скрытый контроль на патрульных автомобилях с обычной окраской осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее время - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае если сотрудник одет в гражданскую одежду, у него обязательно должен быть нагрудный знак.
Решение о осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.
Смешанный контрольорганизуется одновременно на двух патрульных автомобилях, один из которых имеет специальную окраску, а второй обычную. Взаимодействие между нарядами осуществляется с помощью радиосвязи.
При контроле за движением для остановки транспортного средства используются специальные световые, звуковые, жесты рукой или жезлом.
Контроль за дорожным движением может осуществляться с помощью специальных технических средств.
В настоящее время наиболее распространенным методом контроля за дорожным движением стало использование средств автоматической фиксации нарушений.