Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология
Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме гражданской рациональности - системы устойчивых, общепринятых представлений об этом реально существующем обществе, которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной действительности - идейный плюрализм, сосуществование различных установок и жизненных стратегий людей и др.
В идеологии плюрализм по содержанию означает возможность бесцензурного, беспрепятственного обсуждения социально-политических проблем при достаточном уровне информированности участников и открытости пространства идеологического взаимодействия. Плюралистическая форма деятельности характеризуется инновационностью. Главная задача плюралистичного сознания - поиск основ и форм для минимизации конфликтности современного мира. Плюралистичное сознание активно разрабатывает проблему ненасильственного, культурно-экологического мира.
Геополитическая ситуация сложившаяся в современном мире доказывает необходимость идеологии как важнейшего элемента формирующего вектор национально-государственного развития. Идеология сохраняет общество в качестве целостного самостоятельного субъекта истории (как государство), поэтому она является безусловным благом. Идеология выступает здесь как объективный фактор государственного бытия: в её лице весь комплекс общественно-исторических ценностей (духовных, мировоззренческих, нравственных и т.д.) соединяется в целостную систему общественно-государственной идентичности, отражающей облик нации на данном этапе истории. В этом отношении идеология есть форма самосознания общества на стадии государственности. Более того, идеология возникает в момент превращения народа в нацию, и наоборот деидеологизация нации превращает её в народ.
Особенно важно осознать, что государство - это социальный организм, и именно идеология определяет его целостность, являясь связующим смыслом и содержанием общественной жизни. При этом идеология как форма государственного самосознания всегда конкретна, однако при этом никогда не остаётся неизменной, будучи всегда привязанной, к динамике исторического процесса в его политической, экономической и мировоззренческой проекциях. В этом отношении идеология есть то, что держит нацию на плаву истории, определяет адекватность и подвижность её исторического бытия.
18.Конституция Конституция РБ – правовая основа идеологии белорусского государства Конституция Республики Беларусь (РБ) – это основной закон государства, который закрепляет государственную власть. Впервые понятие Конституции возникло 1215г. в Англии «Билль о правах». Если же брать нашу страну, то впервые Конституция РБ появилась при советской власти и первая из них была обнародована в 1918г. На протяжении многих лет Конституция в СССР менялась, что говорит о незрелости общества. Этапы конституции: 1918г., 1924г. – закрепление советского государства и положение о советских республиках. Как известно СССР в 1922г. 1936г. – эта конституция получила название Сталинская ибо на съезде советов выступал вождь. В 1977г. появилась новая конституция «Брежневская», которая закрепляла так называемый развитой социализм. Беларусь. Многие историки считают, что в статусах ВКЛ (1588г.) были заложены конституционные начала, но в классическом понимании она появилась в 1991, а в 1994г. в результате референдума произошли некоторые изменения и самое главное состояло в том, что республика превратилась в президентскую по образу французской конституции. Конституция несет под собой и социально-политическую сущность. Она ограничивает власть государства, т.е. ею устанавливается предельное вторжение государства в область прав и свобод человека и гражданина. Лучшей конституцией считается та, когда в ней оптимально учтены интересы всех социальных слоев общества и интересы каждого гражданина. В современных конституциях мира решаются 2 основных вопроса: Система государственной власти. Права свобод и обязанностей граждан. Специалисты области конституции стоят на следующих позициях, что любая конституция выполняет не только юридические, но и политические и идеологические задачи. Не рассматривая юридическую сторону конституции остановимся на политической стороне и она связана с ориентирами развития государства и общества. Конституция содержит нормы и цели, которые определяют направления развития государства. Бесспорно является и то, что Конституция в силу её свойств является идеологическим документом ибо она является мировоззренческим документом, поскольку способствует распространению и утверждению определенных политических целей. Таким образом, в конституции формулируются следующие ценности, связанные с тем, что государство должно быть правовым, т.е. силу определяет не сила, а право:
19 Республика – форма организации государственной власти (форма правления) в Беларуси. Республика Беларусь, согласно конституции — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на: законодательную;исполнительную;судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть как через представительные и иные государственные органы, так и непосредственно в формах и пределах, определенных Конституцией страны.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Тем самым утверждается и реализуется принцип верховенства права.
Высшей ценностью и целью общества и государства в Республике Беларусь являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации.
Система органов государственной власти страны включает в себя:
· Президента Республики Беларусь (Главу государства);
· Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь: Совет Республики и Палату представителей);
· Правительство (Совет Министров Республики Беларусь);
· суды;
· прокуратуру;
· Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
· органы местного управления.
Форма правления характеризуется как смешанная республика или президентская республика
Смешанная республика— форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
21,Идея правового государства …..
Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения.
Правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и самогосударство без права обойтись не может.
Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства.
Принцип правового равенства означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».
Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.
Принцип разделения властей означает, что различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора). Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.
Принцип верховенства права означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответствии с ними Основной Закон государства — в противном случае он сам будет неправовым — становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов.
Исходя из этого принципа, правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право.