Справедливость как социальная и политическая добродетель
• Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния (прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения). Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
Понятие справедливости – одно из центральных понятий в этике. Со времен греческой античности, принцип справедливости, как было показано выше, лежал в основе этического обоснования политики. Греческие мудрецы были убеждены, что государство существует ради "лучшей жизни своих граждан" и потому должно воплощать в себе право и справедливость, знание которых, по мнению Аристотеля, являлось основой любой подлинной политики. Платон определял справедливость как необходимость каждому предоставлять ему причитающееся. Он впервые сформулировал требование золотой середины в политике государства. В соблюдении этого требования он видел основу справедливого общественного устройства и единственное средство сохранения стабильности общества.
Стремление к справедливости возникло, по известному изречению Ж.-Ж. Руссо, на заре человечества. Оно означало переход человека из естественного состояния в гражданское, когда инстинкт, определявший до того его поведение в естественном состоянии, был заменен справедливостью, придав действиям и поступкам человека тот моральный характер, которого у него ранее не было.
Как моральное понятие, справедливость заключается прежде всего в признании другого человека как равного но человеческому достоинству, в требовании поступать справедливо по отношению к нему, его правам и интересам. Это означает, что справедливость всегда основана на взаимности и в этом своем значении способствует развитию коммуникации в человеческом обществе.
В традиционной этике справедливость считалась первой из важнейших нравственных добродетелей. Она не только образовала, по мысли Аристотеля, своеобразный мост между другими основными добродетелями (разумностью, мужеством, умеренностью), но и являлась главным критерием моральной оценки, охватывавшей весь круг моральных явлений.
Принцип справедливости – один из основных принципов, регулирующих отношения между людьми в обществе. Поэтому, начиная с Платона и Аристотеля, справедливость рассматривается как социальная добродетель. Следуя этой добродетели, люди должны создавать социальные структуры для поддержания функционирования общества, подчиняться закону, который должен быть одинаков для всех. По мнению современного социального философа Джона Ролза, автора одного из наиболее известных исследований по данной проблематике – "Теория справедливости" (1971), справедливость является не только моральной основой оценки поведения людей и деятельности общественных институтов, но и основным принципом этого поведения. Как истина является главной добродетелью мысли, так справедливость, по мнению Дж. Ролза, – первая добродетель общественных институтов. И только с позиции справедливости можно судить, что есть благо.
В социальной этике принято выделять несколько видов или измерений справедливости. К ним, в частности, относят: 1) коммутативную справедливость между людьми и группами, означающую справедливость обмена, договоренностей и т.д.; 2) дистрибутивную (воздающую) справедливость общества по отношению к индивидам как справедливость распределения (почестей, имущества и т.д.); 3) легалистскую справедливость индивидов и групп в их отношениях к социальной общности (государству), определяющую границы между лояльностью (обязательствами граждан перед обществом) и правом к гражданскому неповиновению.
Существуют различные подходы к вопросу о реализации принципа справедливости в реальной жизни людей. Они связаны с различными представлениями и трактовками понятия справедливости. Основным предметом разногласий в дискуссии о справедливости является проблема совмещения принципа равенства людей (с точки зрения человеческого достоинства) с существующим неравенством в реальной жизни (с точки зрения разницы в способностях, собственности и т.д.). Считается бесспорным, что справедливость должна содействовать общему благу и обеспечивать каждому человеку участие во всеобщем благе. Однако степень этого участия понимается по-разному. Так сторонники теории эгалитаризма (от фр. egalite – равенство) отрицают саму возможность неравного распределения материальных и иных благ в обществе, полагая, что между людьми нет никаких различий, все люди в принципе равны и поэтому все блага и тяготы должны распределяться между ними равномерно. В противоположность этому теория "капиталистической" (рыночной) справедливости исходит из положения, согласно которому распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее благо. С точки зрения "коммунистической" справедливости, трудовые обязанности необходимо распределять в соответствии со способностями, а блага – в соответствии с потребностями.
Рассмотрим более подробно концепцию справедливости Дж. Ролза, основные идеи которой, как известно, легли в основу распределительной системы США, а также многих европейских стран. Прежде всего, американский ученый уточнил связь справедливости и равенства, включив в определение справедливости наряду с понятием равенства и понятие неравенства. Этот подход стал ведущим в либерализме, считающем, что общество должно строиться на равенстве возможностей (равенстве старта), а не на равенстве результатов, изначально отрицающем значение индивидуального вклада в общее дело каждого человека в зависимости от его способностей. Все люди должны быть равны в правах, и это должно быть закреплено в законе. Они должны быть также равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым следует считать и неравенство, если оно выгодно всем (стимулирует рост производительности труда в отличие от уравниловки) и дает преимущество каждому.
Исходя из этого, Дж. Ролз сформулировал два принципа справедливости:
1) каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы основных свобод, совместимой с подобными свободами других людей;
2) социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы:
а) обеспечивался максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;
б) доступ к положению и должностям был открыт всем.
По мнению Дж. Ролза, цель справедливой социальной организации должна состоять в том, чтобы компенсировать естественное в развитом обществе неравенство справедливой системой распределения прав и свобод. С этой точки зрения, первый принцип, получивший название "принцип равной свободы" и заключающий в себе требование необходимости защиты прав граждан от посягательств со стороны других лиц, должен быть приоритетным по отношению ко второму принципу только в том случае, если эти принципы противоречат друг другу. Точно так же положение "а" должно быть приоритетным по отношению к положению "б" в рамках второго принципа, содержащего и положения о неравенстве, и принцип равных возможностей (доступности учреждений и должностных лиц в равной мерс для каждого).