Качество как основа конкурентоспособности продукции на мировом рынке и способы его подтверждения
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящаяся к его способности удовлетворять установленными или предполагаемым потребностям клиента.
Для достойной конкуренции на внешнем рынке предприятиям необходимо добиться безукоризненного качества собственной продукции на основе внедрения принятых в международной торговой практике стандартов и использования процедур подтверждения соответствия продукции их требованиям.
В современной мировой практике наиболее распространенными методами управления качеством являются:
· система менеджмента качества на основе внедрения принятых в международной торговой практике стандартов и использования процедур подтверждения соответствия продукции их требованиям;
· «Всеобщее управление качеством» (TQM) – система, предусматривающее управление качеством на различных участках: от НИОКР до сбыта продукции;
· «Анализ рисков и критические контрольные точки» (ХАССП) – система управления качеством в пищевой промышленности на основе стандартов;
· «Lean Manufacturing» – тотальная оптимизации производства - система выявления узких мест и потерь;
· «Шесть сигм» – поиск и исключение ошибок и дефектов по параметрам, важным для потребителя;
· научная организация труда (НОТ), ориентированная на согласованность действий каждого работника для достижения общего результата;
· система производственного обслуживания с участием всего персонала (ТРМ).
Естественно, в основе соответствия производства и продукции требованиям мирового рынка лежит соблюдение общепринятых требований на основе стандартов.
Стандарт – официально признанный документ, отражающий оптимальный результат исследований или практического опыта, содержащий комплекс норма и требований отдельным объектам или повторяющимся действиям.
Международный стандарт – стандарт, разработанный и рекомендованный к использованию соответствующей международной организацией по стандартизации: Международной организацией по стандартизации (ИСО), Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по качеству (ЕОК) .
Международные стандарты носят рекомендательный характер, однако сегодня более чем в 90 странах мира стандарты ИСО приняты в качественациональных. Наиболее используемых являются стандарты ИСО серии 9000 и 10000,включающие в себя 24 стандарта (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Группа стандартов | Стандарт | Наименование | Краткое описание |
Базовые стандарты | ИСО 9001 | «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании» | Используется, когда соответствие установленным требованиям должно обеспечиваться в процессах: проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания. Охватывает всю деятельность организации, рассматривая процессы обеспечения качества продукции от её разработки до эксплуатации. Представляет базовую модель системы для обеспечения качества и применения при сертификации той организации, которая имеет как производственные, так и разрабатывающие подразделения. |
Продолжение 1
ИСО 9002 | «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» | Используется, когда соответствие установленным стандартам должно обеспечиваться в процессах производства, монтажа и обслуживания. Учитывает лишь процессы производства и испытания продукции и применяется при проверках и сертификации той организации, которая имеет производственные подразделения. | |
ИСО 9003 | «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» | Используется, когда соответствие установленным требованиям должно выполняться в процессе окончательного контроля и испытаний, рассматривает только испытание готовой продукции. |
Продолжение 2
ИСО 9004 | «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» | Содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики её основных элементов, требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые применяются в системе качества. Рассматриваются экономические аспекты качества, статьи затрат на качество, даются указания по проведению внутренних проверок (аудитов) качества, позволяющих руководству организации оценить степень готовности к стабильной поставке продукции, отвечающее требованиям спецификаций стандартов и ожиданиям потребителей. Применяется только для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не применяется для целей сертификации. |
Продолжение 3
Стандарты поддержки | ИСО 8402 | «Терминологический стандарт» | Содержит основные термины и определения в области качества и смежных областей – сертификации, стандартизации, метрологии, испытаний и т.п., наиболее часто встречающиеся в стандартах и технических регламентах. |
ИСО 9000 | «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению» | Даёт определение ключевых терминов, договорных и не договорных условий, типов стандартов. Содержит основные принципы реализации политики обеспечения качества. Обращает внимание на различия между требованиями к продукции и требованиями к системе качества: последние рассматриваются как дополнительные по отношению к требованиям продукции. | |
ИСО 10011 | «Руководящие указания по проверке систем качества» | Устанавливает принципы и общие правила организации работ по аудиту планирования, подготовке системы качества; подбора и обучения экспертов для проверки системы качества; подготовки и руководства программой проверок систем качества |
Окончание таблицы
ИСО 10012 | «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования» | Содержит базовые характеристики системы метрологического обеспечения качества, необходимые для измерительной системы поставщика. | |
Методические руководства | ИСО 10013 | «Руководящие указания по разработке руководств по качеству» | Содержит методические указания по подготовке руководств по качеству. |
ИСО 10014 | «Руководство по экономическим аспектам качества» | Содержит методические указания по обеспечению персональной ответственности за изучение потребностей потребителя и последующее их удовлетворение. Ориентация системы качества на требования потребителя. | |
ИСО 10015 | «Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров» | Регламентирует методические аспекты по разработке планов непрерывного обучения и подготовки персонала организации. | |
ИСО 10016 | «Протоколы контроля и испытаний. Руководящие указания по представлению результатов» | Содержит методические указания по проведению экспертизы систем качества, контролю за производственными процессами, испытанию производственной продукции. |
15 декабря 2000 г. была выпущена новая версия стандартов (ИСО:9000:2000), содержащая пять базовых стандартов:
• ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;
• ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности);
• ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;
• ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».
Принципиальными отличиями новой версии стандартов выступают следующие:
1) На первом плане находятся вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворённость:
2) В большей степени подчёркивается ответственность руководства за качество;
3) Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности организации:
4) Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами исо 14000);
5) Улучшена возможность применения стандартов любыми организациями не зависимо от их размеров, отрасли и выпускаемой продукции;
6) Появилось требование изменения удовлетворённости клиента;
7) Выдвинуты требования, касающиеся управления ресурсами;
8) Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин «поставщик» заменён «организацией», «субподрядчик» - поставщиком, «потребитель» назван «заказчиком».
Рис. 3.3. Структура международных норм по качеству
Международные стандарты выполняют особую роль в следующих случаях:
· при построении системы качества на предприятии (как методический материал), что позволяет повысить конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке и экономическую эффективность его деятельности;
· при заключении внешнеторговых контрактов (как доказательство качества), в которых потребитель может оговорить условия, что бы определённые процессы предприятия-экспортёра и определённые элементы системы качества, влияющие на предлагаемую к экспорту продукцию, соответствовали нормам международных стандартов;
· при оценке клиентами – системы качества предприятия-экспортёра должна соответствовать норме международного стандарта, и экспортёр может официально получить официальное признание этого соответствия;
· при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации. Экспортёр обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам международных стандартов для всех клиентов.
Важной в доказательстве экспортёром способности к качеству является документация системы качества (табл. 1.2)
В рамках политики качества предприятия – участник ВЭД должно обеспечить баланс интересов пяти субъектов:
1) Клиентов, заинтересованных в максимизации соотношения качество/цена;
2) Персонала, заинтересованного в росте оплаты труда и удовлетворении работой;
3) Акционеров, заинтересованных в повышении финансовой устойчивости предприятия;
4) Поставщиков, заинтересованных в стабильности заказах и непрерывной предпринимательской деятельности;
5) Общества, заинтересованного в повышении собственной конкурентоспособности на мировом рынке.
Соответствие продукции определённым требованиям – техническим, экологическим, безопасности и т.д. – подтверждается спецификацией.
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удовлетворяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Таблица 1.2
Документация системы качества
Уровень | Пользователи | Документы | Характеристика |
Предприятие экспортёр и клиенты | В открытой части – весь персонал и клиенты. Конфиденциально – руководство компании | Политика качества предприятия | Долго-, средне- и краткосрочные планы политики качества (маркетинговое ноу-хау фирмы) |
Предприятие экспортёр в целом | Руководство предприятия и подразделений, при острой необходимости – клиент | Руководство (справочник) по качеству | Принципы обеспечения качества, структура и порядок работы. Содержит организационное ноу-хау |
Подразделения, отделы | Исключительно внутренние по отделам | Методологические инструкции | Подробное описание (организационные и технологические ноу-хау) |
Продолжение
Отдельные виды деятельности | Исключительно по рабочим местам | Рабочие инструкции | Подробное описание технологии обеспечения качества на рабочих местах |
Типовые спецификации. Спецификации поставщиков | Передаётся исполнителю заказа (техническое ноу-хау) |
Сертификация осуществляется в целях:
· создания условий для деятельности организации и предпринимателей на едином рынке Российской Федерации, а так же для участия в международной торговле;
· соответствия потребителям в компетен6тном выборе продукции;
· защите потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни , здоровья и имущества;
· подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Для реализации указанных целей предприятия – участники ВЭД проводят обязательную или добровольную сертификацию.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
· декларирования соответствия – путём принятия декларации изготовителя о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории), в порядке, установленном техническим регламентом;
· обязательной сертификации – подтверждения уполномоченным органом – Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии - соответствия товаров, работ и услуг обязательным требованиям.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В процессе осуществления сертификации продукции, являющейся объектом ВЭД, важное внимание уделяется документальному подтверждению качественных характеристик товара, работы, услуги (рис. 3.4). Сертификат соответствия (безопасности) подтверждает соответствие продукции установленным требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, выдаётся Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России и может являться свидетельством признания зарубежного сертификата на территории Российской Федерации, заменяющей его.
Рис. 3.4. Схема документального подтверждения соответствия ввозимой (вывозимой) продукции требованиям качества.
Гигиенический сертификат подтверждает соответствие товара санитарно-гигиеническим требованиям, которые одновременно являются и показателем безопасности. Поэтому гигиенический сертификат можно рассматривать как дублирующий документ, удостоверяющий, как сертификат соответствия, безопасность пищевых продуктов и сырья для потребителя. Выдача гигиенических сертификатов осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации: для отечественной продукции – на основании результатов гигиенической оценки продукции и экспертизы нормативной документации, определяющей требования к продукции, её производству и применению; для импортной продукции – на основании сертификата безопасности страны – поставщика, выданного уполномоченным на то органом, и результатов испытаний продукции, проведённых в России.
Ветеринарный сертификат удостоверяет проведение ветеринарного контроля и соблюдение требований безопасности живых животных, животноводческой продукции, продукции растительного происхождения, выдаётся государственным ветеринарным врачом страны экспортёра.
Вывоз товара из РФ производится в сопровождении фитосанитарных сертификатов по форме, предусмотренной Международной конвенцией ФАО, а ввоз – на основании импортного карантинного сертификата государственной инспекции по карантину растений. Оба документа подтверждают факт отсутствия различных заболеваний на ряд вывозимых (ввозимых) товаров, имеющих растительное происхождение.
Сертификат качества удостоверяет соответствие качества фактически поставленного товара условиям внешнеторгового контракта. До недавнего времени выдавался на основании постановления Правительства РФ от 20 апреля 1994 г. на зерно колосовых, крупяных, зернобобовых и масличных культур, а так же на кукурузу, крупы, комбикорма, премиксы, белкововитаминные добавки, жмыхи, шроты и отруби Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ, а так же территориальными органами.
Данное подразделение было ликвидировано к 1 апреля 2005 г. Вместо ГХИ был создан федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, на которых возложена обязанность сертификации импортируемого и экспортируемого зерна.
Сертификат радиологического контроля удостоверяет, что уровень радиации ввозимого (вывозимого) товара не превышает определённых допустимых показателей; выдаётся ветеринарной лабораторией испытательного центра пищевой и сельскохозяйственной продукции.
Порядок сертификации продукции включает:
1) Подачу заявки на сертификацию;
2) Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;
3) Отбор, идентификацию образцов и их испытания;
4) Оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
5) Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;
6) Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
7) Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
8) Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
9) Информирование о результатах сертификации. Сертификация отечественной и импортируемой продукции производится по одним и тем же правилам.
Сертификация отечественной и импортируемой продукции производится по одним и тем же правилам.
Таблица 1.3
Типы схем сертификации и их отличительные особенности
Номер схемы | Испытание образца (пробы) | Анализ состояния производства | Инспекционный контроль | |||
Наличие условия | Примечание | Наличие условия | Примечание | Наличие условия | Примечание | |
+ | Проба взята у продавца | - | - | - | - | |
+ | То же | - | - | + | После выдачи сертификата | |
2а | + | То же | + | До выдачи сертификата | + | То же |
Продолжение
+ | Проба взята со склада изготовителя | - | - | + | То же | |
3а | + | То же | + | До выдачи сертификата | + | То же |
+ | Проба взята как у продавца, так и изготовителя | - | - | + | То же | |
4а | + | То же | + | До выдачи сертификата | + | То же |
+ | То же | + | Сертификация производства или системы качества | + | Контроль стабильности условий производства | |
- | - | + | Сертификация системы качества изготовителя | + | То же | |
+ | Испытание партии продавцов | - | - | - | - | |
+ | Испытание каждого образца | - | - | - | - |
Окончание таблицы
В виде исключения | Заявление-декларация заявителя | + | Сертификация системы качества | + | Если предусмотрено правилами сертификации |