Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И ФАРМАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Учебно-наглядное пособие
Часть Вторая
Ростов-на-Дону
УДК
ББК
П
Теоретические основы здравоохранения и фармации. Организация работы товаропроводящей системы фармацевтического рынка. Часть вторая. / сост.: В.Н. Кивва, Е.С. Бережная, С.Б. Давидов, О.А. Рогов; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. - 138 с.
Данное издание является учебно-наглядным пособием, содержащим материалы в помощь изучению дисциплины «Управление и экономика фармации». Содержит формализованные документы для заполнения в ходе практического занятия с кратким поясняющим текстом.
Предназначено для практических занятий студентов IVкурса фармацевтического факультета.
Рецезенты:
Харахашян А.А. – кандидат фармацевтических наук, заместитель начальника фармацевтического управления, начальник отдела координации работы аптечной сети и ЛПУ Министерства здравоохранения Ростовской области;
Парфейников С.А. – доктор фармацевтических наук, профессор кафедры Управления и экономики фармации ФПО ГБОУ ВПО ПФИ ВолгГМУ Минздрава России.
Утверждено центральной методической комиссией ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.
Председатель ЦМК, д.м.н., проф. Дроботя Н.В.
Утверждено центральной предметной комиссией фармацевтического факультета ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__от «__» _______ 2015 г.
Председатель ЦПК, к.ф.н., доц. Дергоусова Т.Г.
Одобрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.
Зав. кафедрой Управления
и экономики фармации,
фармацевтической технологии, д.м.н., проф. Кивва В.Н.
© ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2015
Календарно-тематический план занятий
Управление и экономика фармации
4 курс (VII семестр)
№ занятия | Тема занятий | Часы | Стр. |
Организация хранения лекарственных средств и других товаров в фармацевтических организациях. | |||
Организация работы аптечной организации ЛПУ | |||
Структура и организация работы оптового сегмента фармацевтического рынка. Основные пути доведения фармацевтических товаров до потребителя | |||
Система менеджмента качества оказания фармацевтической помощи. Система государственного контроля качества фармацевтических товаров. | |||
Ценообразование на товары аптечного ассортимента | |||
Государственное регулирование ценообразования на товары аптечного ассортимента | |||
Классификация товаров в аптечных организациях. Понятие ассортимента, цель ассортиментной политики, факторы формирующие ассортимент аптечных товаров. Основные направления, этапы и методы маркетинговых исследований ассортимента фармацевтических товаров. | |||
Особенности действия экономических законов на фармацевтическом рынке. Подготовка к итоговой контрольной работе. | |||
Контрольная работа по разделу «Теоретические основы здравоохра-нения и фармации. Организация работы товаропроводящей системы фармацевтического рынка». | |||
ИТОГО | |||
Занятие 10
Тема:Организация хранения лекарственных средств и других товаров в фармацевтических организациях.
Теоретический материал
Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения
Устройство, эксплуатация и оборудование помещений хранения должны обеспечивать сохранность лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Помещения хранения в соответствии с установленными нормами обеспечиваются охранными и противопожарными средствами. В помещениях хранения должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки, которых должна осуществляться не реже 1 раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами складские помещения необходимо обеспечить термометрами и гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами), которые закрепляются на внутренних стенах хранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. В каждом отделе должна быть заведена карта учета температуры и относительной влажности.
При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
Для поддержания чистоты воздуха помещения хранения в соответствии с действующей нормативно - технической документацией (СНиП, методические рекомендации и т.д.) следует оборудовать приточно - вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. В случае невозможности оборудования помещений хранения приточно-вытяжной вентиляцией рекомендуется оборудовать форточки, фрамуги, вторые решетчатые двери и т.д.
Аптечные склады и аптеки оборудуются приборами центрального отопления. Не допускается обогревание помещений газовыми приборами с открытым пламенем или электронагревательными приборами с открытой электроспиралью.
На складах и в аптеках, расположенных в климатической зоне с большими отклонениями от допустимых норм температуры и относительной влажности воздуха, помещения хранения должны быть оборудованы кондиционерами.
Создание необходимого режима хранения.
Режим хранения – это совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товара.
Климатические требования к режиму хранения включают параметры:
- температуру,
- относительную влажность воздуха,
- воздухообмен,
- газовый состав воздуха,
- освещенность.
Температура хранения – один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические процессы. Температура измеряется в градусах по шкале Цельсия.
Предусмотрены несколько режимов хранения, ºC:
- в замороженном виде – не выше -20;
- в холодильной камере – от 0 до 8;
- при прохладной температуре – от 12 до 15;
- при комнатной температуре – от 18 до 25;
- высокая (повышенная) температура воздуха – более 20;
- низкая температура воздуха – ниже 0;
- температура «холодовой цепи» - от 0 до 8.
Другие температурные условия оговариваются в инструкции к ЛС.
Относительная влажность воздуха (ОВВ) – показатель, которой характеризует степень насыщенности воздуха водяными парами и измеряется в процентах. Испарение воды из товаров приводит к количественным и качественным потерям, в частности к естественной убыли за счет усушки и увядания (усыхания). Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше их потери. Повышенная влажность воздуха способствует возникновению микробиологической порчи, коррозии металлических поверхностей. Выбор оптимальной ОВВ определяется прежде всего химическим составом товаров, их гигроскопичностью, температурой хранения и наличием защитных оболочек.
Относительная влажность воздуха в сухом помещении не должна превышать 60%, в помещении с повышенной влажностью составляет 65% и более. Параметром «сухого, прохладного места» соответствует температура воздуха от 12- до 15 ºC и относительная влажность 50% и менее.
Воздухообмен – показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде. В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и т.д. Воздушные потоки могут быть естественными (сквозняки) и искусственными, вызванными работой вентиляции.
Газовый состав воздуха – показатель режима, характеризующий состав газов в окружающей среде. Он обусловлен тремя группами компонентов:
- основные газы (кислород, азот и углекислый газ);
- инертные газы (водород, гелий, аргон и т.д.);
- вредные газообразные примеси (окислы азота, серы, озон, аммиак, фреон др.).
На сохраняемость товаров наибольшее влияние оказывает кислород, который усиливает окислительные процессы, вследствие чего происходит коррозия металлов, разрушение красящих веществ и т.д.
Освещенность – показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света в помещениях хранения. На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, т.к. активизирует окислительные процессы. В связи с этим большинство фармацевтических товаров рекомендуется хранить в темноте, а если это невозможно, то следует избегать попадания на товары солнечных лучей. Для этого склады устраивают в помещениях, не имеющих окон.
В зависимости от степени освещенности места хранения делят на темные, затемненные, защищенные от света, расположенные не на солнечной стороне.
Санитарно-гигиенические требования к режиму хранения характеризуются комплексом показателей чистоты.
Чистота – состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных мер.
Чистота определяется по показателям минерального , органического, биологического и микробиологического загрязнения.
Отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" хранятся:
- наркотические и психотропные лекарственные средства;
- сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами.
Помещения хранения должны быть обеспечены необходимым количеством стеллажей, шкафов, поддонов, подтоварников и т.п. Установка стеллажей осуществляется таким образом, чтобы они находились на расстоянии 0,6-0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка, и не менее 0,25 м от пола. Стеллажи по отношению к окнам должны быть расположены так, чтобы проходы были освещены, а расстояние между стеллажами - составляло не мене 0,75 м обеспечивающее свободный доступ к товару. Помещения аптечных складов и аптек должны содержаться в чистоте; полы помещений периодически (но не реже одного раза в день) убираться влажным способом с применением разрешенных моющих средств.
Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
В организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
При размещении на местах хранения (стеллажах, полках, шкафах) готовых лекарственных препаратов предъявляются следующие требования:
- ЛС укладывают и устанавливают в оригинальной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу;
- рядом с ЛС прикрепляется стеллажная карта, в которой указывается наименование ЛС, серия, срок годности, количество. Она заводится на каждую вновь поступившую серию для контроля за своевременной ее реализацией.
Рациональное использование складских помещений предполагает установление определенных требований к оснащению и оборудованию помещений хранения в соответствии с нормативными документами и их оптимальную загрузку.