Взаимосвязь армии и политики
Усиленное внимание к проблеме связи армии и политики обусловлено не только академическим интересом ученых. Достаточно остро вопрос поставлен реалиями российской действительности, и ответ на него обусловливается часто не только степенью знания проблемы, но и политической ситуацией.
Армия является государственным институтом, который имеет достаточно устойчивый, консервативный характер. Сложившийся определенный порядок в государстве — это наиболее приемлемая форма жизнедеятельности военных: у них развито уважение к закону, организации, определенности и болезненное неприятие хаоса, безвластия. Не обходится без последствий определенная изолированность армии от гражданской части населения, уставная регламентация всех видов служебных отношений. Перечисленные обстоятельства создают в армейских и флотских структурах особый корпоративный дух. Поэтому вполне объяснима ситуация, когда даже в условиях социальных катаклизмов, армия как государственный институт на протяжении долгого времени сохраняет свою целостность и четкость действий — было бы кому с разумением использовать армейскую организацию. Этим обусловлена исключительно важная роль армии в социально-политической жизни общества. С помощью армии реставрируется или продлевается существование отживших политических систем, уничтожаются старые и утверждаются новые формы политической жизни, переориентируется направление и характер социально-политического и экономического развития страны.
Взаимосвязь армии и политики находит самую различную трактовку — одни, основываясь на том, что вооруженные силы входят составным элементом в политическую систему общества, считают невозможным их существование вне политики. Другие, видя в армии лишь силовой инструмент государства, полагают, что она политически нейтральна и должна быть вне политики. Третьи «склоняются к тому, что политичность и неполитичность армии суть некие субъективные данности, из которых по желанию можно выбрать любую» 127.
Обосновывая связи армии и политики, явно недостаточно ссылок на то, что армия создается и совершенствуется государственной - политикой, управляется политическими решениями, служит средством достижения политических целей. В качестве контрдоводов может быть использовано то обстоятельство, что содержание и принципы деятельности армии объективно определяются не только политикой, но и законами насилия, техническими факторами,развитием боевой техники и оружия. И, как известно из нашей недавней истории, произвол политики в военном строительстве оборачивается значительными изъянами. Кроме того, далеко не все средства, создаваемые и используемые политикой, становятся внутренне политическими. Так, например, ядерное оружие, являясь инструментом политики, остается орудием, качества которого обусловливаются законами физики, химии, математики.
Следует иметь в виду, что политичность может превно-ситься извне. Для выявления взаимосвязи армии и политики необходимо ответить на вопрос: является ли армия сама по себе внутренне политическим феноменом. Политичность вооруженных сил определяется в первую очередь тем, что они строятся в соответствии с законами такого общественно-политического явления, как война, которая является самой острой формой политической борьбы. Армия — главный субъект этой борьбы. Так как война является прямым продолжением политики, то и каждый акт вооруженной борьбы пронизан политическим смыслом, каждый воин воплощает ту или иную политическую линию силой оружия.
Политика есть внутренний смысл вооруженной борьбы, определяющий ее характер, способы и формы.
Функционирование армии есть разновидность политической деятельности, так как в конечном счете она охраняет властные отношения как внутри страны, так и на региональном и мировом уровнях. Вооруженные силы непосредственно влияют на политическую реальность, обусловливают политические результаты. Военные победы или поражения, удач-ная или ошибочная деятельность имеют исключительно значимый политический результат.
Внутренняя политичность армии обусловлена и тем, что ока и политика — не просто взаимодействующие явления, а явления, связанные как часть и целое. Вооруженные силы как составная часть государственного силового механизма несут на себе родовые качества государства, всей политической системы, они являются основным орудием осуществления государственной политики силовыми методами, военной политики. Армию с государством связывают, как уже неоднократно отмечалось, самые разнообразные объективные внутренние связи.
На политичность армии оказывает существенное влияние и то, что сама военная деятельность объективно требует наличия у военнослужащих высокоразвитого государственно-политического сознания. С этой целью создаются специальные политические структуры и осуществляется идеологическое и нравственно-политическое воспитание. Да и сама жизнь военных не может протекать вне политических процессов общества, жить в котором и быть свободным от которого невозможно.
Политологи отмечают определенную тенденцию, приобретающую характер закономерности, — сокращение чисто военных задач, стоящих перед армией, и все более частое ее использование для других внутригосударственных и внешних целей, что, по мнению специалистов, приводит к снижению ее политичности.
Так, с конца 80-х — начала 90-х годов армия США стала выполнять ряд внутригосударственных задач, к которым относят силовое установление законности и порядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий, экологических катастроф, помощь местным властям. Для этих целей сухопутные войска национальной гвардии только в 1992—1993 годах использовались 300 раз. Во Франции подобные действия называют гуманитарными акциями. Это помощь жертвам природных и техногенных катастроф, военных конфликтов, оказание услуг в области медицины при вспышке эпидемий 128.
И хотя правовые документы и научные публикации, посвященные аспектам деятельности армии, подчеркивают, что она служит поддержанию и укреплению внутренней стабильности и безопасности, росту авторитета и популярности военных среди населения, на наш взгляд, это не сужает политическую составляющую ее деятельности.
Характер внутриполитического участия армии в жизни общества, его направленность зависят от совокупности объективных и субъективных факторов:
— динамики политической жизни и остроты противоречий в обществе;
— социально-классовой базы и состава офицерского корпуса;
— конкретных целей высшего военного руководства;
— глубины и прочности связи армии с различными классами и социальными слоями;
— степени участия вооруженных сил в решении задач, которые имеют неоднозначную политическую природу и сущность.
Так, например, при всем желании трудно отказаться от оценки политического характера таких действий армии, как силовое установление законности и порядка, принуждение к миру. Иное дело, что военно-политическое руководство пытается создать видимость верности принципу «армия вне политики», хотя сохранять такую видимость все более сложно.
Современная история доказывает, что ни одно из государств, декларирующее этот принцип, не обходилось без применения вооруженных сил для решения задач внутренней политики. Армии западных стран в XX столетии неоднократно использовались в политической борьбе для подавления антигосударственных выступлений. В бывшем СССР в конце 80-х — начале 90-годов и в России с 1991-го но 1996-й год нарастало применение армии в политической борьбе: то в пассивной форме наблюдателя за происходящим, то в форме ак-111иного инструмента разрешения конфликта. Но в любом случае высшее военное руководство шло по течению событий, выполняя волю тех, кто в том или ином случае оказывался у руля государства, приспосабливаясь к новой власти.
Мы далеки от одобрения участия армии в революционных потрясениях в качестве активного субъекта, что несомненно и конечном итоге приводит к гражданской войне. Но даже на уровне теоретического осмысления возникает проблема вер-ностиприсяге, знамени, тем идеям, на которых базировалось военноестроительство, обучение и воспитание войск, не говоря \ же о практической значимости постановки вопроса. Ведь Iформальным переподчинением вооруженных сил новым властям возникают проблемы адаптации гражданина в военной форме к изменившимся реалиям жизни, соответствия его положения законодательно закрепленному статусу, внутреннего восприятия новых парадигм общественного развития. Высшее политическое и военное руководство страны заинтересовано в том, чтобы политическими, организационными, идеологическими средствами придать службе военного осмысленность и определенность.
Аргументированное обоснование объективной связи армии и политики или снимает с обсуждения вопрос о возможности демократического реформирования вооруженных сил, или же требует определенной смысловой трактовки этого процесса.
Россия уже переживала в своей истории полное или частичное разрушение вооруженных сил. Это случалось в периоды, когда в стране происходила великая смута. Хотя исторические условия, в которых происходили эти катаклизмы и резко различались, но последствия их сходны: разрушение государственности, распад страны и развал армии. Именно в эти времена различные политические партии, группировки, борющиеся за власть, усиливали свое влияние на армию, раскалывали ее на части, противопоставляли эти части друг другу в жесткой братоубийственной войне. Из фактора, обеспечивающего консолидацию, устойчивость, стабильность государства, армия превращалась в его разрушительницу. Депо-литизация армии, отказ от политики поддержки законной власти, ее политическое разложение, втягивание ее в политическую борьбу приводили к ее разрушению.
Втягивания нынешней Российской Армии в гражданскую войну не произошло (а по сути она могла стать ее основным генератором) во многом благодаря тому, что было обеспечено использование армии лишь одной стороной, в интересах одной политической группы, в нарушение действовавших законов, в то время как другие политические силы либо не пытались ее использовать в борьбе (особенно в октябре 1993 года), либо не смогли получить ее поддержки вследствие умело осуществленной властью изоляции Российской Армии от всех других политических воздействий, кроме правящей группировки во главе с президентом Б. Ельциным |2Э. Противодействующая сторона (Верховный Совет РСФСР) не пыталась привлекать на свою сторону вооруженные силы, опасаясь, что это в конечном итоге может привести к гражданской войне.
Возникают вполне закономерные вопросы: что же включает в себя деполитизация, в чем ее суть, должна и может ли оьа осуществляться, а если да, то в каких формах?
Термин деполитизация стал широко использоваться у нас в стране на рубеже 80-х — 90-х годов по отношению к армии, другим составляющим силового механизма государства. Понимают его по-разному. В буквальном смысле слова «деполитизация» означает отсутствие, отмену политики или ее деградацию, понижение уровня. По отношению к конкретному социальному институту деполитизация означает выведение его за пределы политического поля.
В разных государствах в большей или меньшей мере имеет место отчуждение людей от политики в силу определенных условий. Политическая отчужденность может быть объективной, т. е. вызываемой объективными условиями независимо от сознания людей, или субъективной, когда люди самоустраняются от политики в силу субъективного отношения к ней, неучастия в политике, отсутствия необходимых знаний, недоверия к любому правительству, непричастности к какой-либо политической власти.
Политическое отчуждение как явление распространено среди личного состава многих армий. Проявляется оно и в Российских Вооруженных Силах в виде политической апатии, аполитичности личного состава, самоустранения от политики.
Но деполитизация армии целеустремленно осуществляется также государством в соответствии с Конституцией и другими законами. При этом она может иметь различный смысл и носить разнообразные формы:
— освобождение, отстранение армии от определенной, конкретной политики;
— понижение уровня политизированности армии, в том числе и влияния государственной политики, политическое разложение и политическая деградация армии, смешивание государственной и негосударственной политики;
— ограждение государством армии с помощью правовых, контрольных, административных мер от политического влияния неправомочных внутригосударственных и негосударственных политических групп, партий, объединений, закрытие для последних возможности определять действия и умонастроения армии; — исключение организованного участия армии в политической борьбе, запрет на политическое противоборство во внутренней жизни армии;
— правовое запрещение деятельности политических партий и движений в вооруженных силах (создание партийных организаций, проведение политической работы, проведение партийной агитации и пропаганды);
— законодательное ограничение политических прав и свобод военнослужащих, их возможностей участвовать в политической жизни, запрет на политическую деятельность.
Вместе с тем, теория и практика общественной жизни доказывают, что деполитизация армии — это не средство освобождения армии от политики вообще. Цель, задачи и функции деполитизации заключаются в служении политике и проявляются в самых различных формах:
— обеспечении монопольного господства государства над армией и внутри нее, абсолютного доминирования лишь государственной политики. Цель деполитизации в этом смысле — максимально усилить роль государственной политики, более жестко подчинить ей личный состав армии, пронизать ее содержанием умы, настроения и действия военных и таким образом защитить армейский организм от опасных воздействий политики негосударственных структур;
— политической переориентации армии при смене общественно-политического строя. И опять-таки, очищение вооруженных сил от одной политики выступает как необходимое условие заполнения их новой политикой. Переориентация осуществляется партией, стремящейся к власти, которая для достижения своей цели планирует использовать военную силу. Причем процесс деполитизации начинается при прежней вла-сти и достигает апогея в момент разрушения старой и создания новой властной структуры;
— разрушении армии, которое происходит в обстановке, когда страна раскалывается на части политическими силами, ориентирующимися на противоположные цели. Деполитиза-цию армии осуществляет каждая сторона, исходя из собственных задач.
Что касается оценки деполитизации как явления, то все зависит от того, от какой политики избавляется армия, или какую обретает, т. е. от сути самой политики. Характеристика политики с точки зрения ее социальной ориентации, соответствия национальным интересам, интересам народа, потребно-
стям личности, общества и государства позволяет уяснить суть и содержание процесса деполитизации, ее цель.
Таким образом, если использовать приведенные критерии в качестве инструментария для исследования возможности, степени участия в политике силового механизма государства и, в частности, Вооруженных Сил России, деполитизацию целесообразно определить как «процесс и достигнутый результат, стремление вывести те или иные органы (организации), области жизни и деятельности из-под активного влияния политики, и прежде всего политики отдельных (конкретных) партий» 130.
Данная формулировка охватывает основные и существенные стороны процесса, хотя некоторые критики отмечают ее внутреннюю противоречивость и определенную логическую непоследовательность. С одной стороны, констатируется ее возможность — «достигнутый результат» (да, в том виде, в каком деполитизация задумывалась в России, она и была осуществлена), т. е. признается возможность вывести определенные институты из-под влияния определенной политики конкретных социальных сил, а не политики вообще. Не следует слишком строго относиться к самой формулировке, ибо если ее абсолютизировать, то следует утверждать, что деполитизации быть не может, так как вывести из сферы политики данные институты невозможно. А значит, нет необходимости определять явления, которых не существует. В таком результате следует или это явление обозначить иной категорией, пли не понимать ее буквально и согласиться с определенной условностью. С другой стороны, формулировка содержит ограничение процесса деполитизации: это лишь освобождение «из под активного влияния», т. е. таким образом, поддерживается относительность процесса, а вовсе не исключение политики.
Таким образом, на наш взгляд, принцип деполитизации армии означает исключение из жизни вооруженных сил таких явлений, как самостоятельная политическая активность, использование их в качестве субъекта борьбы за власть, приверженность армии какой-либо политической партии, а также внутренний раскол в армии на соперничающие идейно-поли-шческие группировки, совмещение службы с различными вп-i.imiiполитической деятельности. Трактовка деполитизации как абсолютной изоляции армии от политики свидетельствует о непонимании тесной взаимосвязи политики и войны, функционального назначения вооруженных сил, механизма управления ими. При военной угрозе армия стоит на страже общенациональных интересов. Единые позиции классов, политических партий, власти и оппозиии по отношению к вооруженным силам наблюдаются в отдельные, критически острые для нации исторические периоды. Чаще всего это бывает в военное время. Например, при завершении второй мировой войны патриотические силы Франции заявили, что для создания широкого фронта национального освобождения они готовы поддержать любое французское правительство, любую организацию и любых людей, усилия которых будут направлены на действительную борьбу против национального гнета и против предателей, продавшихся оккупантам.
Сложнее достичь подобного компромисса при решении проблем внутреннего характера в обществе, которое резко дифференцировано, хотя общие проблемы, такие, например, как угрозы экологического характера, криминальный беспредел, угроза потери суверенитета делают это возможным.
Выдвинутый в начале 90-х годов лозунг деполитизации армии ставил задачу ликвидировать монополию одной партии на Вооруженные Силы. В дальнейшем тезис деполитизации использовался для того, чтобы предотвратить перенесение борьбы за власть с улиц, площадей, служебных кабинетов в казармы и кубрики (и это оправдано, так как политизация армии в кризисных условиях — прямой путь к гражданской войне). Армию в тех условиях использовали в качестве молчаливого свидетеля и потенциального аргумента те политические круги, которые пришли к государственной власти в 1991 и укрепились в 1993 году.
Таким образом, деполитизация как запрет использования армии в партийно-политических целях, отказ от практики втягивания ее в политические баталии и неукоснительное признание того, что армия —это орудие государственной политики, — вот содержание реальной свободы армии от политики.
Преобладающая в политической жизни развитых стран тенденция на отстранение военных от прямого участия в формировании государственной политики, недопущения их в органы законодательной и даже исполнительной власти позволяет, во-первых, в определенной степени демилитаризировать общество, политику и, что особенно важно, борьбу за власть,
так как военные способны в политическом споре прибегнуть к силовому аргументу; во-вторых, ограничить возможности армии как субъекта политической борьбы, подчиняющей себе другие политические силы; в-третьих, предотвратить перенесение политической борьбы внутрь армейской организации, что, несомненно, снижает боеготовность и боеспособность вооруженных сил; и, в-четвертых, обеспечить подчиненность армии общенациональным, а не корпоративным интересам.
Вместе с тем, такой подход обеспечивает демократические права военнослужащих в части реализации активного избирательного права, оставляя за ними возможность оказывать влияние на политику, законотворчество и косвенно на раскладку политических сил. Военные могут отдавать предпочтение тем или иным партиям на выборах, выступать в качестве советников, консультантов по военным концепциям кандидатов.
Практика свидетельствует, что в определенных условиях нарушается принцип неучастия армии в политической борьбе, а ее боевые возможности используются не по назначению. Это происходит в следующих ситуациях: вооруженные силы превращаются в самодавлеющий фактор, выходят из подчинения правительству и берут на себя функции управления страной; армия попадает под влияние тех или иных социальных, национальных, политических партий и движений и используется для давления на власть; дискредитировавшее себя руководство теряет моральное право и возможность руководить иными методами и прибегает к помощи силовых структур; армия используется для пресечения массовых общественных беспорядков, т. е. выполняет функции поддержания стабильности в обществе; армия вынуждена предпринимать самостоятельные решительные действия для защиты себя, членов семей, системы жизнеобеспечения в условиях, когда казармы, военные городки подвергаются блокаде и вооруженным нападениям экстремистских сил.
Степень внутренней политизации армии меняется в различные исторические эпохи, в зависимости от конкретных политических ситуаций, например, участие военных в избирательных кампаниях. С целью кардинального ограничения втягивания военных в политическую борьбу некоторые страны лишают их права участия в таких формах политической жизни, как выборы в представительные органы власти, референдумы, опросы общественного мнения и др., полагая, что даже такие относительно безобидные для политической борьбы акции активизируют политическое соперничество, дают дополнительный импульс к участию в этой борьбе. Несомненно, скрытая опасность здесь таится, но этот путь значительно ограничивает права граждан в военной форме, они лишаются изначальной возможности заявить о своих интересах. Можно предположить, что такое ограничение имеет право на существование в государствах переходного типа, когда решается вопрос выбора путей социально-политического развития, и предвыборная кампания настолько интенсивна, что может вылиться в активное политическое противоборство с применением военной силы. И, естественно, участие военных потенциально способствует расшатыванию относительной стабильности.
Иное дело в странах со складывающимися или сложившимися демократическими традициями. Здесь государство утверждает особые правила участия в выборах граждан в военной форме. Так, в некоторых развитых странах военнослужащим разрешено избираться в органы власти, но предварительно они должны уволиться из армии и участвовать в предвыборной борьбе не как военные-профессионалы, а как политики, способные наряду с общенациональными проблемами решать и военные.
В войсковых частях запрещена агитация за кандидатов в парламентарии или президенты. Сами кандидаты, выступая перед военнослужащими, имеют право обсуждать проблемы большой политики, но обязаны избегать политиканства, обсуждения тех или иных политических персоналий.
С пропагандистскими предвыборными материалами военнослужащие знакомятся индивидуально, но им самим запрещено вести пропагандистскую работу среди сослуживцев. Таким образом, военнослужащие осознанно осуществляют свои избирательные права гражданина. С одной стороны, политическая борьба ограждается от милитаризации и ожесточения, что возможно при прямом и косвенном силовом давлении армии, а с другой, предотвращается привнесение политической борьбы внутрь армии, что может привести к ее расколу и гибели.
Российское общество и армия имеют свои традиции участия военных в избирательной борьбе. Политическая система советского общества была ориентирована на вовлечение военных наравне с гражданскими лицами в политическую жизнь, делала ставку на армию, живущую единой жизнью с народом, свободное и равноправное взаимодействие вооруженных
сил, всего силового механизма государства со всеми элементами политической системы. Этот уникальный опыт пока еще недостаточно проанализирован. Но даже при предварительном изучении явно просматривается как позитивное начало идеи, так и изъяны реального воплощения.
Трудности мирного времени и тяжелые военные испытания обусловили необходимость включения силового механизма и, в первую очередь, Вооруженных Сил в функционирование общества и политическую жизнь страны. Вместе с тем, советская избирательная система не только не реализовала полностью свой потенциал, но приобретала черты, искажающие ее суть: безальтернативность, формализм, бюрократизм, заорганизованность.
Опыт последних лет показывает, что демократизация общественных отношений своеобразно отразилась на формировании «депутатских военных групп» в парламенте, позициях военных парламентариев. Так, некоторые из них самостоятельно «прорывались» в большую политику, другие шли но партийным спискам. Уже снискав звание народных избранников, часть военных парламентариев однозначно придерживалась требований Министра обороны, Президента страны и их выполняла, за что впоследствии была вознаграждена должностями и званиями. Другая часть или пыталась проводить самостоятельную политику, или примыкала к уже созданным депутатским группам, и естественно, входила в оппозицию к различным ветвям власти. Некоторые депутаты вели антигосударственную пропаганду, прикладывали немало усилий, направленных на развал страны и армии, пользуясь депутатской неприкосновенностью.
Менялась и позиция Министерства обороны к вопросу об участии военных в избирательной кампании в качестве кандидатов в депутаты. Если в конце 80-х годов высшее военное руководство не высказало свое мнение и многие военные самостятельно пошли в политику, то уже на выборах в российскую Государственную Думу в 1993 году военное министерство решило не выставлять своих кандидатов, хотя Конституция давала такое право военным. В свою очередь правящая элита раздумывала, стоит ли доверять военным и допускать их к власти, тем более, что в воздухе еще витал «дух недавней деполитизации».
В 1995 году, когда «сверху» было получено разрешение и одббрение, военные выставили 123 кандидатуры с целью созДания в Думе военно-демократического блока, который стал бы поддержкой отдельных реформ. Оставляя за скобками оценки того, кого и как выдвигали, следует отметить, что шансы у кандидатов были весьма невысоки. Во-первых, у избирателей исчезла надежда на то, что армия может спасти страну от разорения, раскола и войны, хотя до недавнего времени (1991, 1993) население в большинстве своем делало ставку на спасительную миссию армии. Во-вторых, военные на этот раз «пошли в парламент строем» (списки кандидатов санкционировались руководством), под штандартами правящей элиты, что не вызвало симпатий у значительной части избирателей. И, в-третьих, в списки военных кандидатов были включены не самые авторитетные и известные фигуры, и поэтому они отвергались, не получали поддержки избирателей, даже в военной форме.
Как отмечают социологи, «выборы в 1993 и 1995 годах показали, что политическое мышление правящей элиты не поднялось до четкого решения проблемы избрания или неизбрания кадровых военных, полного приостановления, вернее, прекращения их службы в Вооруженных Силах, обеспечения их независимости от руководства силовых структур. Они продемонстрировали изменения в поведении военного электората: он становится все менее управляемым, покладистым, однообразным» 131.
Обострение внутриполитической обстановки в нестабильных странах порождает стремление различных движений использовать армию не только в качестве электората или источника сильных политиков, но и как мощный рычаг сохранения заданного направления социальных процессов или его поворота, даже вопреки ясно выраженной воле избирателей.
Роль, отводимая вооруженным силам в период подготовки, проведения и реализации результатов выборов, является непременным элементом развития внутриполитической обстановки. Задача армии именно в этих условиях заключается в том, чтобы предупредить военно-силовые действия с любой стороны, в том числе и со стороны правящей элиты, обеспечивая тем самым постепенную эволюцию социально-политического курса и мягкую смену правящих элит.
4. Армия и власть
Борьба за власть сопровождает всю историю человечества. Она объективно вытекает из эволюции самого общества, интересов различных социальных групп, слоев, классов. Без нее немыслима сама политическая жизнь общества. Ход и исход борьбы за власть зависит от соотношения сил соперничающих сторон (материальных, теоретических, политических, интеллектуальных, организационных и др.), условий, качества соперничающих политических субъектов, искусства ведения борьбы за власть.
Средства и способы, применяемые в борьбе за власть, можно классифицировать как законные и незаконные, нравственно оправданные и безнравственные, насильственные и ненасильственные, мирные и военные, открытые и тайные, наступательные и оборонительные.
В демократических государствах борьба за власть разворачивается в форме критики, выдвижения программ и новых решений социальных проблем, референдумов, выборов, парламентских дебатов, изменения состава правительства и т. д. Эти формы борьбы за власть сводят к минимуму возможность военных переворотов, революций, других насильственных действий оппозиции. Власть тоталитарных, диктаторских государств прибегает к военному насилию, подавляет и уничтожает претендентов на нее. А для этого создается мощнейший карательный аппарат, задействуются вооруженные силы.
Борьба за власть оказывает самое различное влияние на жизнь общества. Предоставленная самой себе, она может стать для общества разрушительной силой, дестабилизировать и дезинтегрировать его, породить хаос, деградацию, гражданскую войну и, в конечном счете, привести к гибели государства и общества. Подавление борьбы за власть, стремление к абсолютной политической стабильности, сохранение ее любой ценой порождает застой во всех сферах общества. Резкие всплески борьбы, сопровождающие подготовку и проведение выборов, референдумов, других политических кампаний в демократических государствах, как правило, не дестабилизируют обстановку, а обеспечивают приведение власти в соответствие с новыми задачами, что, несомненно, служит прогрессу общества.
Чтобы борьба за власть не носила деструктивного характера, необходимо исключить возможности радикальных проявлений и создать условия для позитивного воздействия наобщество. Важнейшим условием этого является наличие конструктивного согласия в обществе, между различными политическими силами, т. е. признание ими незыблемости Конституции и конституционного строя. В противоположном случае смена властей может инициировать изменение Конституции, смену политического строя с вытекающими отсюда последствиями.
Конституционное согласие — важное, но не единственное условие стабильности общества. Оно должно дополняться законами, содержащими наиболее общие требования к деятельности и поведению субъектов политического соперничества, определяющими допустимые в этом процессе средства и способы, запрещающими различного рода экстремистские объединения, применяющие насильственные методы достижения своих целей.
Государственные законы призваны, с одной стороны, создать условия для честного соперничества, исключить произвол, фальсификацию, обеспечить наиболее безболезненный и безопасный переход от одних политических сил к другим на основе демократических норм и принципов. С другой стороны, законы ограничивают деятельность самого государства рамками нормативных установлений, с тем, чтобы оно не могло прибегнуть к, казалось бы, самым простым решениям — «запретить, разогнать, подавить» по своему усмотрению, а по сути дела но усмотрению «столоначальника». Особенно это важно для России, где на протяжении почти всей истории считалось нормой использовать военную силу против оппозиции с целью ее физического уничтожения.
Армия слаборазвитых, посттоталитарных государств часто проявляют себя как политическая сила, которая действует самостоятельно или выступает в поддержку какой-либо политической группировки. В этих странах идет острая борьба между политическими силами, что определяется не только характером деятельности самих сил, но и важнейшими качествами самой армии. Концентрируя в себе максимальный силовой потенциал, отличаясь высокой маневренностью, организованностью и дисциплиной, армия способна быстро уничтожить любого оппонента. Политики учитывают отличительные особенности армии: не свобода выбора поведения, а беспрекословное подчинение, не демократизм, а единоначалие, не политические пристрастия, а строгая служебная иерархия. Активно включаясь в политическую борьбу, армия может преследовать самые различные цели: захват власти и установление военного режима, смену правящей элиты или главы государства, перераспределеие власти между соперничающими группировками в пользу одной из них. Силу армии часто используют политики, которые не умеют применять мирные, демократические средства или не приемлют их.
В высокоразвитых государствах сложились определенные технологии, исключающие превращение составных компонентов силового механизма, в том числе и армии, в самостоятельные субъекты политической борьбы. Но это не означает, что военные изолированы от политической жизни. Можно сказать даже, что они участвуют в наиболее мягких формах политической борьбы. Они принимают участие в выборах представительных органов власти, президентов, их голоса имеют свой вес на референдумах, при проведении социологических опросов. Отдавая свои голоса представителям тех пли иных политических партий, военнослужащие тем самым оказывают им поддержку, но только в момент выбора, а в дальнейшем они не имеют права проявлять свои политические пристрастия в профессиональной деятельности.
В развитых странах, где на политическом олимпе преобладают политические партии сходных ориентации (которые и играют основную роль в политической жизни), отмечается тенденция к расширению политических прав военнослужащих. Так, например, им предоставляется право во внеслужебное время участвовать в штатской одежде в демонстрациях, шествиях, манифестациях, а также в работе партийных организаций за пределами расположения воинской части. Эти права военнослужащие реализуют в индивидуальном порядке и без оружия.
Российская действительность свидетельствует, что радикально-демократические преобразования последнего десятилетия сопровождаются перманентным проявлением военно-силовой составляющей. Можно выделить ряд характерных »тапов этого проявления.
Конец 80-х — август 1981 года характеризовался переходом политических сил, составивших в дальнейшем ядро правящей элиты, к жесткой конфронтации с существовавшей политической системой, их поиском поддержки со стороны силового механизма государства. Армия была втянута в политическую борьбу.
С лета 1991 по июнь 1992 года при противодействии ГКЧП, союзному центру, реализации Беловежских договоренностей, развале Советского Союза происходит более решительный крен к опоре на силу. Сила применяется при подавлении выступлений населения против «шоковой терапии».