Глава 8. социальная работа с молодыми инвалидами
Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в
Современной России
Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества. Молодыми инвалидами являются граждане в возрасте 14-30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте можно определить и как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.
К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:
1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).
2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).
3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).
В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития.
За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается. Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которыепредписываютсяиндивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека.
Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровенем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.
Исходя из российского законодательства, инвалидом называют «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты...» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.). Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности(хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу. Механизмом для достижения этой цели является реабилитация, понимаемая как восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими и социальными факторами.
Медицинские трудности молодых инвалидов связаны с недостаточностью информированности о диагнозе, выбором способов, методов и учреждений для лечения, педагогической и психической коррекции молодого человека, со степенью готовности родителей и ближайшего окружения к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях. Кроме медицинских показателей, важно психологическое здоровье молодого инвалида. Психологические проблемы здоровья вызваны переживаниями родных и близких за исход заболевания и судьбу молодого человека, конфликтами между родителями, с отсутствием или недостатком помощи в уходе за больным со стороны членов семьи и родственников, с болезненным восприятием сочувствия окружающих.
Немаловажным показателем, определяющим социальный статус молодого инвалида, является его материальное положение. Характеризуя место молодежи с ограниченными возможностями в обществе, необходимо отметить ее низкий имущественный статус. Материальное положение молодого инвалида зависит не только от уровня заработной платы, но и от денежных выплат, гарантированных государством (пенсии, пособия, страховые выплаты, компенсации). Ежемесячной государственной денежной выплатой для молодых инвалидов является пенсия, которая предоставляется гражданам в целях компенсации невозможности получить заработок. Кроме всего, молодые инвалиды имеют право на различные льготы – преимущества в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.
Материальные трудности молодежи с ограниченными возможностями решаются системами социальных служб (центр социально-психологической помощи молодежи, социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи, центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и др.), которые предпринимают дополнительные меры для улучшения качества жизни молодых инвалидов и их семей. Деятельность социальных служб включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации молодых инвалидов. Особое внимание при этом необходимо уделяется оценке их реальных материальных потребностей и адресному характеру предоставляемой помощи.
Приоритетными, наряду с нормами о материальном обеспечении (пенсиями, пособиями, льготами), должны стать нормы, безоговорочно обеспечивающие инвалидов работой и соответствующим, в том числе профессиональным, образованием.
Деятельность государства в области образования людей с ограниченными возможностями нацелена на введение гибких механизмов для удовлетворения образовательных потребностей молодых инвалидов и создание условий для наиболее эффективного их участия в жизни общества. Молодые люди с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуального развития, функций опорно-двигательного аппарата; с психопатическими формами поведения нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В нашем обществе долгое время доминировала установка на обучение и воспитание молодежи с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа, что приводило к ограничению социального статуса молодых инвалидов:
- искусственной изоляции молодых инвалидов в особом социуме, часто не способствующей его последующей адаптации в обществе;
- жесткостью и безвариантностью форм получения образования;
- почти полным исключением семьи из процесса воспитания и образования молодого человека с особыми потребностями.
Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начитнают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов. Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами.
Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во-вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов – это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами.
Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус. Зачастую трудовая занятость не рассматривается молодыми инвалидами как достойная альтернатива жизни на пенсию. Это происходит по причине невысоких, а зачастую даже минимальных заработных плат и отсутствия достойных условий труда. Профессиональное обучение молодых инвалидов необходимо осуществлять по более широкому перечню вакансий и учитывать потребности региональных и локальных рынков труда. Для улучшения возможностей выхода молодых инвалидов на рынок труда необходимо создать институт «кураторства» инвалида от школы до момента трудоустройства.
В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении.
Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом. Эти трудности решают центры занятости и молодежные биржи труда, которые не только предоставляют место работы молодому инвалиду, но и организуют семинары, тренинги и курсы по профессиональной ориентации и подготовке. Целью политики занятости в отношении молодых инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда. Для этого предложены подходы, устраняющие физическую недоступность места работы: работодатель должен адаптировать рабочее место под ограничения занятых у него молодых инвалидов или сделать все рабочие места доступными для занятости на них инвалидов. При тяжелой форме инвалидности предлагается ввести «поддерживающую» («суппортивную») занятость, то есть создать специальные рабочие места на обычных предприятиях. Формой интегрированной занятости молодых инвалидов могут стать социальные предприятия (некоммерческие предприятия негосударственного сектора), управляемые самими инвалидами, хотя на практике их эффективность в этом качестве почти не подтверждается. Среди инструментов повышения занятости инвалидов можно упомянуть финансовые стимулы для работодателей, анализ применения которых показал, что только некоторые выплаты (например, дотации на обустройство рабочих мест) привели к увеличению численности инвалидов, из чего вытекает необходимость контроля и оценки эффективности таких программам поддержки.
Особенностью организации досуга молодых инвалидовявляется неразвитость инфраструктуры свободного времени. Таким образом, можно выделить трудности организации досуга молодых инвалидов. Во – первых, ограниченное число специализированного оборудования и мест для эффективного проведения свободного времени. Во – вторых, отсутствие подготовки организаторов досуга для инвалидов, без которых дальнейшее развитие этого направления невозможно.
Важную роль в решении трудностей организации досуга молодых инвалидов играют реабилитационные центры и учреждения органов по делам молодежи, которые организуют различные акции, фестивали и слеты для данной категории.
Все вышесказанное позволяет определить социальный статус молодых инвалидов как ограниченный. Поэтому, целью социальной работы с ними является интеграция данной категории в общество. Наиболее характерные трудности молодых инвалидов связаны с состоянием здоровья, материальным положением, особенностями получения образования, спецификой трудоустройства и организации досуга. Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.
В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения.
Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.