Анализ деятельности специалистов центра занятости по оказанию услуг различным категориям граждан

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем молодого безработного и членов его семьи были созданы Центры занятости населения, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи центра занятости в нашей стране очень велики, он занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Базой данного исследования является ГКУ ЦЗН г. Краснокамска Пермского края.

Основными направлениями деятельности ГКУ ЦЗН г.Краснокамска является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью поддержать своё собственное благосостояние и благосостояние его семьи, усиление социальной поддержки со стороны государства слабо защищенным группам населения, в том числе молодёжи, а также помощь гражданам в подборе подходящего места работы в соответствии [45]:

1) с особенностями рынка труда;

2) с потребностями работодателей;

3) личными интересами, ищущих работу;

4) профессиональными навыками граждан.

Центры занятости всех типов занимаются:

1) сбором и распространением информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

2) консультированием по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

3) профессиональной ориентацией всех групп населения;

4) оказанием помощи в кадровом планировании предприятий;

5) организацией переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы [45].

Объектами работы службы занятости являются безработные граждане, граждане – соискатели трудовых вакансий.

Субъекты работы в службе занятости: директор службы занятости, диспетчер, регистратор, консультант по трудоустройству, профконсультант, специалист по профессиональному обучению, юрисконсультант, сотрудники отдела пособий, сотрудники информационного зала, руководители клубов ищущих работу, психологи.

Основные показатели Центра занятости г. Краснокамска за последние три года представлены в таблицах 1-3 [45]:

Таблица 1. - Основные показатели ГКУ ЦЗН г.Краснокамска за 2011-2013 гг.

Год Обрати-лось граждан Трудоуст-роены Обучились по нап-равлению ЦЗН Признаны безработными Численность безработных на конец Уровень регистрируемой безработицы
2,81
1,39
0,81

В 2011 году обратились в службу занятости 6315 человек; из них трудоустроены 3982 человек; прошли переобучение по направлению службы занятости 308 человека; были признаны безработными 4123 человек. Численность безработных на конец периода 1521 человека. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода составила 2,81% [45].

В 2012 году обратились в службу занятости 5744 человек; из них трудоустроены 4507 человек; прошли переобучение по направлению службы занятости 311 человека; были признаны безработными 2886 человек. Численность безработных на конец периода составила 770 человек. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода составил 1,39%.

В 2013 году обратились в службу занятости 5127 человек; из них трудоустроены 4680 человек; прошли переобучение по направлению службы занятости: 305 человека; были признаны безработными: 1609 человек. Численность безработных на конец периода: 448 человека. Уровень регистрируемой безработицы на конец периода: 0,81% [45].

Таким образом, мы видим, что идет постепенное снижение количества безработных граждан благодаря эффективной работе органов службы занятости.

Основные цели Краснокамского ЦЗН [45]:

- развитие эффективного и цивилизованного рынка труда, гармонично сочетающего интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость и поддержание высокого уровня доходов населения;

- снижение уровня молодежной безработицы;

- адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности, помощь в трудоустройстве лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные задачи Краснокамского ЦЗН [45]:

- совершенствование работы по профилактике безработицы;

- сокращение длительной безработицы;

- улучшение информационного обеспечения политики занятости;

- развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей рынка;

- повышение эффективности активных мер на рынке труда;

- организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.

Перед службой занятости сложная задача: переломить тенденцию к переходу молодёжи в криминальный слой, либо на «социальное дно» путём профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения, то есть перевести эту категорию в качественно новое состояние.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей, так как её предотвращение в начале потребует меньше затрат, чем в будущем; борьба с безработицей может быть эффективной.

Эффективность организации обучения безработных граждан во многом определяется правильным выбором форм и методов работы. В 2013 году специалистом по профессиональному обучению использовались как ставшие уже традиционными методы и приемы работы по обучению безработных граждан, так и новые подходы к организации образовательного процесса.

Работа осуществлялась по основным направлениям [45]:

1) информирование об услугах службы занятости населения по организации профессионального обучения безработных граждан. С целью повышения информированности граждан и повышения уровня доступности услуг по профессиональному обучению, специалист центра занятости привлекал средства массовой информации посредством:

- публикаций в печатных изданиях: «Краснокамская звезда», «Вечерний Краснокамск»;

- размещения информации на стендах в центре занятости, в военкомате, в образовательных учреждениях, использования информационного табло «бегущая строка» на телевидении Краснокамского района;

- раздачи рекламных проспектов на ярмарках-вакансий и других мероприятиях;

- организации работы «Горячего телефона», в том числе и по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

2) Оказание помощи клиентам службы занятости населения в профессиональном самоопределении, профессиональной и социальной адаптации перед направлением их на профессиональное обучение, формировании ценностно-мотивационной сферы посредством проведения:

-групповых консультаций для граждан, вновь вставших на учет, до которых доводилась информация о возможности получения государственной услуги по профессиональному обучению;

-индивидуального профессионального консультирования по профессиональному самоопределению, формированию правильного понимания проблемы выбора профессии;

-собеседований, где безработным гражданам предоставлялась информация по избранной ими профессии для обучения;

-тестирования желающих обучиться на соответствие их психофизиологических характеристик нормативам, предъявляемым к выбранным профессиям, определения готовности к обучению;

-программ социальной адаптации.

3) Обучение под гарантированные рабочие места [45].

Наличие на учете в центре занятости безработных граждан, обладающих профессиями, востребованными работодателями, не всегда приводит к заполнению заявленных вакансий из-за несовпадения требований, предъявляемых к претендентам на конкретные рабочие места, и профессиональным уровнем безработных. Поэтому обучение под гарантию трудоустройства частично решает проблему их заполнения.

Так под гарантию трудоустройства для конкретного работодателя в 2013 году были направлены 26 водителей категории В и 5 водителей категории С для ИП «Краснокамск-такси», ИП Черпаков «Вояж-такси», ОАО «Краснокамский мясокомбинат» и др. Все безработные граждане, которые направлялись по данным профессиям предоставляли в Центр занятости гарантийные письма с предприятий и организаций [45].

Организация профессионального обучения осуществляется с целью:

– повышения конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

– сокращения уровня безработицы;

– изменения профессионально-квалифицированного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

– минимизации финансовых издержек государства.

Данная деятельность Краснокамского ЦЗН является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных мест и безработных [45].

Профессиональное образование решает следующие задачи:

1) предоставление молодежи широкого спектра услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

2) содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и самозанятости;

3) повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

4) формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтвердилось высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан. Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно не работающие молодые люди. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течении которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

Число молодых людей, состоящих на учете в ГКУ ЦЗН г.Краснокамска длительное время, достаточно велико. Чтобы помочь данной категории населения, проводится работа по следующим направлениям [45]:

1) комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

2) меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

По статистике Центра занятости необходимыми профессиями являются: водители, плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, охранники, воспитатели и другие специалисты. Значительно тяжелее найти работу экономистам, техникам, юристам, менеджерам.

К сожалению, на территории Краснокамского района не так много образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное образование.

Учебные заведения, расположенные на территории Краснокамского района имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии, при соблюдении зафиксированных в них контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся.

Итак, на основании полученной от образовательных учреждений информации, проанализируем, какие образовательные программы имеются на территории Краснокамского муниципального района.

Таблица 2. Специальности и образовательные программы, имеющиеся на территории Кранокамского муниципального района [45]

Наименование учебного заведения/вид обучения НПО СПО Программы профессиональной подготовки Программы дополнительного профессионального образования
ГБОУ СПО «Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум» Нет Повар, кондитер; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; слесарь по ремонту машин и оборудования; водитель автомобиля. Водитель автомобиля; тракторист; повар 3 разряда; водитель внедорожных автотранспортных средств, парикмахер. Тракторист 3 р.; Повар 3р.; Повар 5 р.

Как видно из приведенной таблицы лишь одно учебное заведение на территории Краснокамского района имеет возможность обеспечить выпускников школ средним специальным образованием. Остальная часть выпускников школ поступает в средние учебные заведении и высшие учебные заведения г.Перми.

Курсовая подготовка, которую использует Центр занятости для своих соискателей, предлагается, в основном учебными центрами и заведениями г.Перми.

Говоря о широком выборе программ профессиональной подготовки, не стоит забывать о том, какие направления были востребованы у самой молодежи в 2013 году и на сегодняшний день. Наиболее массовыми профессиями, по которым организовывалось профессиональное обучение безработных граждан в 2013 году были: оператор ПК+1С:Торговля, склад (61 чел.), оператор котельной (18 чел.), электрогазосварщик (29 чел.), водители автомобиля (30 чел.), менеджер по персоналу (12 чел.), менеджер-предприниматель (13 чел.). По данным программам профессиональной подготовки учебные заведения Краснокамского района не могут удовлетворить потребности молодежи. Приходится обучать их в г.Перми.

ГКУ ЦЗН г.Краснокамска всегда уделял большое внимание вопросам социального партнерства. Важное место отводится в них и взаимодействию с образовательными учреждениями и работодателями. Специалист по профессиональному обучению ежемесячно посещает учебные заведения г.Перми, Краснокамского района, с целью заключения государственных контрактов и договоров на профессиональное обучение безработных граждан.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Федеральной целевой программой содействия занятости молодежи в сфере малого и среднего бизнеса, а также приобретения молодежью практических навыков в области предпринимательства и самозанятости [3, с. 18].

Содействие ГКУ ЦЗН г.Краснокамска занятости предпринимательской деятельности молодежи предполагало в 2013 году следующие меры: субсидирование самозанятости безработных граждан в рамках Программы поддержки занятости населения Пермского края в 2013 году посредством выделения денежных средств в сумме 58 800 рублей, при условии предоставления и защиты технико-экономического обоснования (бизнес-плана) предпринимательской деятельности.

В отдельных случаях при приеме на работу граждан из числа безработных, молодой предприниматель мог получить дополнительно субсидию в размере 58 800 рублей на каждого принятого работника. Условием являлось заключение с безработным гражданином трудового договора и сохранение созданного рабочего места в течение не менее чем 12 месяцев. При досрочном увольнении работника предприниматель обязан в течение трёх рабочих дней направить в Центр занятости заявку на подбор нового работника.

Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

В 2013 году ГКУ ЦЗН г.Краснокамска оказало содействие в предпринимательской деятельности – 28 человек, из них 9 человек в возрасте от 21 до 24 лет.

Были выявлены необходимые условия для оказания финансовой помощи в организации самозанятости: регистрация гражданина в качестве безработного в районном отделении занятости по месту жительства; возраст не моложе 16 лет; заключение договора между ГКУ ЦЗН г.Краснокамска и гражданином.

Также ГКУ ЦЗН г.Краснокамска в оказании содействия предпринимательской деятельности:

1) предоставляет организационно-консультационные услуги по вопросам организации самозанятости: проведение тестирования и профессионального консультирования; оказание консультационных услуг по организации самозанятости;

2) оказывает (при достаточном финансировании) финансовую помощь безработным на организацию самозанятости, в том числе: на подготовку учредительных документов; оплаты государственной пошлины за регистрацию малого предприятия; получение свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; приобретение бланочной документации; изготовление печатей, штампов.

В оказании предпринимательской деятельности Центр занятости сотрудничает с учебным заведением НОУ «Пермсистемконсалтинг» в которых можно пройти курсы по специальности: «менеджер-предприниматель» (срок обучения до 2 месяцев), тренинговый центр «Согласие».

Программа обучения включает в себя следующие вопросы: экономика фирмы, основы бухгалтерского учета, налогообложение, смета, расчет доходов, ценообразование. Где взять средства для стартового рывка? Где взять оборудование? Маркетинг, основы и планирование маркетинга, сбыт и работа с партнерами. Как найти и удержать клиента? Правовые вопросы предпринимательства. Какую правовую форму выбрать? Технология принятия решений; психология бизнеса, подбор кадров и рост предпринимателя, разработка и составление бизнес-плана по избранному виду деятельности.

Программа обучения курса «Бухгалтерский учет» (срок обучения до 3 месяцев) включает в себя следующие вопросы: основы рыночной экономики; бухгалтерский учет, налогообложение; анализ деятельности предприятия; обучение работы на ПК, «1С: бухгалтерия»; правовое регулирование деятельности предприятий.

В целях оказания молодежи дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями ГКУ ЦЗН г.Краснокамска организует ярмарки вакансий. Анализ исследования показал, что данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства.

На ярмарках можно было получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, данные о кратковременных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получали консультации об услугах центра занятости, находили ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов.

Наиболее эффективными формами работы при оказании государственной услуги были: услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда предоставляются на занятиях, ориентированных на удовлетворение потребности получателей услуги в овладении навыками активного, самостоятельного поиска работы, ведения телефонных переговоров, проведения деловой беседы с работодателем, составления резюме, преодоления последствий длительной безработицы или длительной работы на одном месте, повышения мотивации к труду.

По-прежнему приоритетным положением пользовалась программа «Мастерские поиска работы», в 2013 году в ней приняли участие 161 человек, из них 106 человек направлены на профессиональное обучение, 22 человека трудоустроились и 3 человека открыли собственное дело. В 2012 году в этой программе участвовали 267 человек, из них 78 - направлены на профессиональное обучение, 56 - трудоустроились и четверо открыли собственное дело. Эта программа позволяет оказать экспресс помощь, как активному населению в поиске работы, так и тем, у кого низкая мотивация к трудоустройству или выявляется недостаток опыта и знаний в общении с работодателями [45].

Наши рекомендации