Глава 1. теоретические аспекты системы управления здравоохранением

ВВЕДЕНИЕ

Для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – показатель благосостояния страны в целом.

Для России период после распада Советского Союза был одним из самых сложных в истории.

В общественно-политической жизни произошли коренные изменения, экономика перешла на рыночные рельсы. Все это не могло не затронуть такую важнейшую для жизни общества сферу как здравоохранение.

Современным объективным условием для существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности, является здравоохранение, которое можно представить как целую систему.

Определяющее влияние социально-экономических факторов на показатели здоровья населения проявилось особенно отчетливо и на общероссийском, и на региональном уровне.

Цель данной работы – на основе анализа нижегородской системы здравоохранения разработать рекомендации по совершенствованию управления объектами здравоохранения.

Эта цель последовательно реализуется в задачах, которые распределены по главам дипломной работы, а именно:

1. Исследованы состояние и основные тенденции развития системы здравоохранения России в условиях рыночной экономики.

2. На основе анализа системы здравоохранения Нижегородской области выявлены основные тенденции и проблемы регионального уровня здравоохранения.

3. Предложены рекомендации по совершенствованию управления объектами здравоохранения.

В данной курсовой работе рассмотрены основные принципы организации управления и работы региональной системы здравоохранения на примере Нижегородской области.

Объект исследования – здравоохранение в Нижегородской области.

Тема моей работы является очень интересной. Ведь здравоохранение – это такая отрасль, без которой невозможно жить. Этим обуславливается актуальность данной работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

1.1. Понятие, цели и задачи системы здравоохранения.

Система здравоохранения — это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья. Для функционирования системы здравоохранения необходимы кадровые ресурсы, финансовые средства, информация, оборудование и материалы, транспорт, коммуникации, а также всеобщее управление и руководство. В рамках системы здравоохранения должны оказываться услуги, чутко реагирующие на потребности и справедливые с финансовой точки зрения, при уважительном отношении к людям.

Хорошая система здравоохранения каждый день ощутимо улучшает жизнь людей. Так, система здравоохранения приносит пользу матери, направив ей письмо с напоминанием о том, что ее сыну необходимо сделать прививку от угрожающей его жизни болезни. То же можно сказать и о семье из деревни, наконец-то получившей доступ к чистой воде из колодца, за которым ведется надлежащий уход благодаря финансированию правительством проекта в области санитарии; или о человеке с ВИЧ/СПИДом, получающем антиретровирусные препараты и советы по питанию и проходящем регулярные осмотры в доступной по стоимости клинике.

Окончательная ответственность за общее функционирование системы здравоохранения в стране лежит на правительстве, но разумное руководство в районах, муниципальных округах и отдельных медицинских учреждениях также очень важно.

Усиление систем здравоохранения и их функционирование на более справедливой основе признано основными стратегиями борьбы с нищетой и содействия развитию.

Проблемы, связанные с системами здравоохранения, не ограничиваются бедными странами. В некоторых богатых странах имеются большие группы населения, не имеющие доступа к медицинской помощи из-за несправедливой организации социальной защиты, а в других странах ведется борьба против роста цен из-за неэффективного использования ресурсов.

Цели здравоохранения: - сокращение потерь общества, вызываемых блокированием экономического потенциала человека при заболевании и смерти;
- затраты на восстановление экономического потенциала человека должны быть экономически целесообразны.

Система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий.
Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации.
Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации.
Основные направления деятельности системы здравоохранения РФ:
— увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
— сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики и диагностики лечения;

— повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

1.2. Правовое регулирование здравоохранения.

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конститу­цией Российской Федерации (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной политиче­ской организации.

Охрана здоровья людей — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, на­правленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в со­ответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закреплен­ных Конституцией Российской Федерации и Основами законодатель­ства Российской Федерации об охране здоровья граждан. К ним отно­сятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения; соблюдение прав челове­ка и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилакти­ческих мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здо­ровья; ответственность органов государственной власти, предприя­тий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здо­ровья.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному веде­нию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (пп.«д», «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федера­ции). Компетенция Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государствен­ных и негосударственных организаций, их должностных лиц, вклю­чая те, для которых охрана здоровья не является их профильной за­дачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры про­филактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержа­ние общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохра­нение населения осуществляется относительно самостоятельной сис­темой учреждений и органов здравоохранения, которое является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граж­дан в Российской Федерации представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в госу­дарственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные органы уп­равления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собст­венности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государст­венную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профи­лактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной меди­цинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены законом Российской Федерации «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации». Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гаран­тированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обес­печивается в соответствии с программами обязательного медицинско­го страхования. Оно предполагает формирование средств на его осу­ществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования 3,6 процента фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное меди­цинское обслуживание в учреждении государственной и муниципаль­ной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных ис­точников, не запрещенных законодательством.

Законодательством Российской Федерации гарантируется меди­цинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наибо­лее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпи­демических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовст­ва и детства, других мероприятиях, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-сани­тарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

1.3. Государственная поддержка здравоохранения.

Реализуется за счет программы развития здравоохранения Российской Федерации.

Государственная программа определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы на реализацию мероприятий Государственной программы из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн рублей.

Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства.

Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов.

Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.

Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы» - всего 11 подпрограмм.

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:

  • снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,
  • снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,
  • снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,
  • снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,
  • снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,
  • снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,
  • снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,
  • увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,
  • достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,
  • увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году,
  • увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,
  • увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально - техническую базу системы здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах: - поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения;

- отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;

- соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения;

- приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи;

- обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами;

- разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения;

- доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации;

- реорганизации государственно - муниципального сектора путем передачи в государственно-муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения;

- ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения;

- экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения;

- социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения;

- социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения;

- приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни;

- преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи; равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

- государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;

- участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением;

- развития международного сотрудничества в области здравоохранения.

Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией Российской Федерации, составляют единую систему здравоохранения.

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением.

В системе здравоохранения Российской Федерации формируются государственно - муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.

К государственно - муниципальному сектору относятся: органы управления здравоохранением, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и развитию медицинской науки; организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности, подчиненные органам управления здравоохранением; медицинские организации, создаваемые органами исполнительной власти Российской Федерации помимо федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, и органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации.

К частному сектору относятся организации здравоохранения частной формы собственности, а также граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью.

Субъекты системы здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Экономической основой государственно - муниципального сектора является имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности, закрепленное за организациями здравоохранения государственно - муниципального сектора на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества, закрепленного за медицинскими организациями государственно - муниципального сектора, не может осуществляться до принятия соответствующего федерального закона.

Наши рекомендации